Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 28 октября 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Смирнова Ю.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 2 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 29 сентября 2021 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения по городу Костроме" об оспаривании действий, связанных с требованием заключить договор (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-1216/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Смирнов Ю.Ю. имеет высшее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", квалификация "Инженер", с ДД.ММ.ГГГГ 2018 года по ДД.ММ.ГГГГ 2020 года работал специалистом по охране труда.
8 декабря 2020 года Смирнов Ю.Ю. в целях поиска подходящей работы и постановки на учет в качестве безработного обратился в ОГКУ "Центр занятости населения по городу Костроме".
Приказом ОГКУ "Центр занятости населения по городу Костроме" от ДД.ММ.ГГГГ N Смирнов Ю.Ю. с 8 декабря 2020 года признан безработным, ему назначено пособие по безработице на 6 месяцев (с 8 декабря 2020 года по 7 июня 2021 года).
По направлениям Центра занятости Смирнову Ю.Ю. неоднократно было отказано в приеме на работу в связи с отсутствием профессионального образования.
15 марта 2021 года Смирнов Ю.Ю. обратился к специалисту Центра занятости по вопросу получения дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Бухгалтер", на что ему было предложено рассмотреть имеющиеся в открытом доступе вакансии на портале "Работа в России" по профессии "Бухгалтер" для заключения договора на бронирование рабочего места в целях трудоустройства после окончания обучения, выдан соответствующий бланк договора.
16 июня 2021 года Смирнов Ю.Ю. обратился в ОГКУ "Центр занятости населения по городу Костроме" с заявлением о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, приложив к нему договор о бронировании рабочего места от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ОГКУ "Центр занятости населения по городу Костроме" и ООО " ФИО9 на период его профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению Центра занятости по программе "Бухгалтерский учет и налогообложение" и трудоустройства по полученной профессии после окончания обучения на забронированное место в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
В последующем Смирнову Ю.Ю. была предоставлена государственная услуга по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, о чем составлено заключение от 16 июня 2021 года.
Приказом ФГБОУ ВО "Костромская государственная сельскохозяйственная академия" от ДД.ММ.ГГГГ N Смирнов Ю.Ю. зачислен в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для получения дополнительного профессионального образования по профессии (специальности) "Бухгалтер (Бухгалтерский учет и налогообложение)".
Приказом ОГКУ "Центр занятости населения по городу Костроме" от ДД.ММ.ГГГГ N Смирнов Ю.Ю. с 16 июня 2021 года снят с регистрационного учета в связи с получением дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
Приказом ОГКУ "Центр занятости населения по городу Костроме" от ДД.ММ.ГГГГ N Смирнову Ю.Ю. с 17 июня 2021 года по 2 сентября 2021 года назначена стипендия в размере 1500 рублей.
Смирнов Ю.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОГКУ "Центр занятости населения по городу Костроме" о признании незаконными действий по истребованию у него договора о бронировании рабочего места, мотивируя требование тем, что обязанность по предоставлению заявителем договора о бронировании рабочего места не предусмотрена Административным регламентом предоставления департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области и областными государственными учреждениями службы занятости населения государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, утвержденным Приказом Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 20 февраля 2020 года N 82, в то время, когда в ходе устной беседы специалист Центра занятости разъяснила ему, что он сможет получить дополнительное профессиональное образование только в том случае, если найдет работодателя, который заключит с ОГКУ "Центр занятости населения по городу Костроме" договор о бронировании рабочего места и выдала бланк этого договора. Согласно пункту 10 Административного регламента от заявителя запрещается требовать представления документов и информации или осуществления действий, представление и осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникшие в связи с предоставлением государственной услуги.
Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 2 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 29 сентября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Смирнова Ю.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Смирнова Ю.Ю. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности, утвержденным Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области от 20 февраля 2020 года N 82, для получения информации по вопросам предоставления государственной услуги заявитель обращается в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области и областные государственные учреждения службы занятости населения лично, письменно, по телефону, по электронной почте, через ЕПГУ или через РПГУ.
Для получения сведений о ходе предоставления государственной услуги заявитель обращается в областные государственные учреждения службы занятости населения лично, письменно, по телефону, по электронной почте.
Информирование (консультирование) по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется специалистами областных государственных учреждений службы занятости населения, в том числе специально выделенными для предоставления консультаций.
Консультации предоставляются, в числе прочего, также по вопросу перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги, комплектность (достаточность) представленных документов (пункт 2).
Государственная услуга предоставляется департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области через областные государственные учреждения службы занятости населения на территории соответствующих муниципальных образований Костромской области (пункт 5).
Результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю заключения о предоставлении государственной услуги.
Процедура предоставления государственной услуги завершается ознакомлением заявителя под роспись с заключением по форме согласно приложению N 17 к Приказу Минтруда России от 19 февраля 2019 года N 90н "Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения" (пункт 6).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:
1) заявление о предоставлении государственной услуги в области содействия занятости населения на бумажном носителе или в электронном виде, в 1 экземпляре либо письменное согласие заявителя с предложением о предоставлении государственной услуги, выданным центром занятости населения, на бумажном носителе, в 1 экземпляре, по формам согласно приложениям N 13 и 14 к Приказу Минтруда России от 19 февраля 2019 года N 90н "Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения";
2) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства, оригинал для обозрения (пункт 9).
Установив указанные выше обстоятельства и оценив их относительно приведенных положений нормативного правового акта, суды первой и апелляционной инстанций указали, что 15 марта 2021 года Смирнов Ю.Ю. с заявлением о предоставлении соответствующей государственной услуги не обращался, решение об отказе в предоставлении ему этой услуги не принималось, в том числе по тому основанию, что пройти обучение будет возможно только в случае предоставления договора на бронирование рабочего места для трудоустройства, в связи с чем нельзя согласиться с утверждениями административного истца о требовании административным ответчиком представления договора о бронировании рабочего места.
Из установленных обстоятельств не следует, что специалистом Центра занятости населения по г. Костроме Смирнову Ю.Ю. не предоставлялась соответствующая консультация.
Из норм действующего законодательства, регулирующего отношения по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, не следует необходимость предоставления безработным гражданином договора о бронировании рабочего места при обращении с соответствующим заявлением.
В кассационной жалобе Смирнов Ю.Ю. приводит доводы о том, что специалист отдела профориентации и профобучения ОГКУ "Центр занятости населения по городу Костроме" 4 июня 2021 года потребовал у него договор о бронировании рабочего места. Ссылаясь на положения абзаца 4 пункта 1 статьи 29 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", считает, что днем, предшествующим началу обучения, является период с 15 марта 2021 года по 7 июня 2021 года, в результате чего ему вместо 12130 рублей была назначена стипендия в минимальном размере 1500 рублей. При этом также ссылается на приказ ОГКУ ЦЗН по г. Костроме о том, что в период с 8 марта 2021 года по 7 июня 2021 года ему назначена выплата в размере 12130 рублей в месяц.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 29 Закона N 1032-1, действовавшей до 1 января 2021 года, в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, - в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день, предшествующий началу обучения, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2020 года N 2393 установить на 2021 год для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 12130 рублей - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Смирнова Ю.Ю. фактически сводятся к тому, что вследствие неправомерного консультирования его специалистом отдела профориентации и профобучения ОГКУ "Центр занятости населения по городу Костроме" о необходимости представления договора о бронировании рабочего места с заявлением о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию он обратился спустя шесть месяцев со дня постановки на учет в качестве безработного, вследствие чего стипендия на время обучения ему назначена в размере минимальной величины пособия по безработице.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с утверждениями административного истца о том, что его обращение с заявлением о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному лишь 15 июня 2021 года было обусловлено именно неправильным его консультированием.
Последнее обстоятельство не являлось препятствием для его обращения с соответствующим заявлением до 7 июня 2021 года, т.е. до истечения последующих трех месяцев периода выплаты пособия по безработице.
Достоверных подтверждений данному обстоятельству не имеется.
Вследствие этого оснований полагать, что оспариваемыми действиями административного ответчика были нарушены права административного истца на получение стипендии на период обучения в ином размере, не имеется.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Следовательно, совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемых действий закону и нарушение прав заявителя, необходимая для признания действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по настоящему делу отсутствует.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
С учетом изложенного кассационная жалоба административного истца Смирнова Ю.Ю. оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Костромы от 2 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Смирнова Ю.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.