Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 8 ноября 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя ОАО ХБК "Шуйские ситцы" Скороходова А.В. на решение Ивановского областного суда от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 мая 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества Хлопчатобумажный комбинат "Шуйские ситцы" о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 4 декабря 2019 года N 53-к/11 "Об установлении и корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя" (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-96/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав заключение прокурора Русакова И.В, судебная коллегия
установила:
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 4 декабря 2019 года N 53-к/11 "Об установлении и корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя" для ОАО ХБК "Шуйские ситцы" установлены одноставочные тарифы на транспортировку сточных вод на 2019-2020 годы с календарной разбивкой согласно Приложению 2 к настоящему постановлению.
Пунктом 1 Приложения 2 установлен тариф на транспортировку сточных вод на период 2019-2020 годов с календарной разбивкой по полугодиям, в частности на 2020 год (столбцы 5 и 6), в следующих размерах (руб. за 1 куб.м. без учета НДС):
0, 73 - на 1 полугодие 2020 года;
0, 73 - на 2 полугодие 2020 года.
Текст постановления официально опубликован в печатном издании "Ивановская газета", N 97 (6302), 6 декабря 2019 года.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов ивановской области от 30 декабря 2019 года N 62-к/3 в упомянутое постановление внесены изменения, которые опубликованы на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovobl.ru, 30 декабря 2019 года.
ОАО ХБК "Шуйский" обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом последующего уточнения) о признании недействующим постановление Департамента от 4 декабря 2019 года N 53-к/11 (в редакции от 30 декабря 2019 года N 62-к/3) в части установления размеров тарифов на транспортировку сточных вод на 2020 год, изложенных в столбцах 5-6 пункта 1 Приложения 2.
Требования мотивировало тем, что Департаментом необоснованно применен метод сравнения аналогов, в результате чего оспариваемый тариф значительно уменьшен. Департаментом приняты во внимание расходы гарантирующей организации, которые являются несопоставимыми с затратами акционерного общества. В этой связи оспариваемый тариф не имеет экономического обоснования, носит произвольный характер, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы общества как организации, оказывающей услуги по транспортировке сточных вод.
Решением Ивановского областного суда от 23 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 мая 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления ОАО ХБК "Шуйские ситцы" отказано.
В кассационной жалобе представителя ОАО ХБК "Шуйские ситцы" Скороходова А.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ОАО ХБК "Шуйские ситцы" оказывает услуги по транспортировке сточных вод гарантирующей организации АО "Водоканал", для осуществления регулируемой деятельности использует имущество и объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие ему на праве собственности.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению подлежит государственному регулированию.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении: методом экономически обоснованных расходов (затрат), методом индексации, методом доходности инвестированного капитала, методом сравнения аналогов.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Ранее постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 года N 239-к/1 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Шуя" для ОАО ХБК "Шуйские ситцы" были установлены долгосрочные тарифы на транспортировку сточных вод на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года методом индексации. Указанное постановление утратило силу с 1 января 2020 года в связи с изданием постановления Департамента от 30 декабря 2019 года N 62-к/3. Оспариваемым постановлением расчеты предлагаемых к утверждению тарифов произведены методом сравнения аналогов.
Данное обстоятельство обусловлено внесением изменений в Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения постановлением Правительства РФ от 4 июля 2019 года N 855, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", согласно пункту 5 которого органам регулирования на основании критериев выбора метода регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования в редакции настоящего постановления, с учетом предложений регулируемых организаций, указанных в пункте 53 Основ ценообразования в редакции настоящего постановления, с 1 января 2020 года установить в отношении таких регулируемых организаций тарифы на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод в соответствии с положениями Основ ценообразования и Правил в редакции настоящего постановления, предусмотрев одновременное прекращение действия ранее установленных тарифов на транспортировку холодной воды и (или) на транспортировку сточных вод в отношении этих регулируемых организаций.
Согласно пункту 53 Основ ценообразования в редакции постановления Правительства РФ от 4 июля 2019 года N 855 метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку сточных вод в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе водоотведения.
Из приведенных норм права следует, что с 2020 года для организаций, эксплуатирующих сети водоотведения протяженностью менее 10 километров тариф на транспортировку сточных вод устанавливается методом сравнения аналогов.
Ввиду того, что ОАО ХБК "Шуйские ситцы" подпадало под указанные критерии, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что расчет оспариваемого тарифа не противоречит Основам ценнобразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э.
В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
В силу пункта 13 указанных Правил открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Судами также учтено, что заявление на установление тарифа на транспортировку сточных вод на 2020 год от ОАО ХБК "Шуйские ситцы" не поступало.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В кассационной жалобе приводятся доводы о том, что изменения, внесенные в Основы ценообразования постановлением Правительства РФ от 4 июля 2019 года N 855, противоречат подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 3 и пункту 4 статьи 32 Закона о водоснабжении, поскольку фактически отменяют установленный законом критерий "сопоставимости условий осуществления деятельности" и вводят не предусмотренный законом и экономически необоснованный механизм установления тарифа в виде доли удельных текущих расходов гарантирующей организации пропорционально протяженности эксплуатируемых сетей, а потому не подлежат применению. Установление тарифа на уровне ниже экономически обоснованного возможно исключительно путем издания нормативного правового акта, предусматривающего выделение и порядок расчета субсидии для компенсации выпадающих доходов.
Приведенные доводы не являются предметом настоящего спора. У судов в пределах предусмотренных процессуальным законом полномочий не имелось оснований для отказа в применении указанного нормативного правового акта, не оспоренного и не признанного недействующим.
Иные доводы жалобы также сводятся к тому, что установленный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 июля 2019 года N 855 тарифы не имеют экономического обоснования и носят произвольный характер.
Однако эти доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами обеих инстанций норм материального права, они основаны на ином толковании норм материального права и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не являются.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя административного истца Скороходова А.В
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского областного суда от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ОАО ХБК "Шуйские ситцы" Скороходова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.