Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 13 ноября 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Римского С.Е. на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 29 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 2 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Иваново, руководителю аппарата Администрации г. Иваново Диканову О.В. о признании незаконным предложения об изменении времени проведения публичного мероприятия (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-2616/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
22 октября 2021 года Римский С.Е. обратился в Администрацию г. Иваново с уведомлением о проведении 4 ноября 2021 года с 12 часов до 14 часов публичного мероприятия - митинга возле дома N 1 по ул. Батурина г. Иваново, воинская часть N, с целью выражения общественного мнения об отмене призыва в армию с предполагаемым количеством участников 10 человек.
Организатором публичного мероприятия и лицом, выполняющим распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, а также ответственным за выдачу и использования средств индивидуальной защиты (масок, перчаток) являлся Римский С.Е.
Письмом руководителя аппарата Администрации г. Иваново Диканова О.В. от 26 октября 2021 года N 01-35-10386 Римскому С.Е. сообщено, что публичные мероприятия с очным присутствием граждан не отнесены к мероприятиям, на которые не распространяются ограничения, установленные Указом Губернатора Ивановской области от 17 марта 2020 года N 23-уг "О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности". При этом дата окончания действия режима повышенной готовности не территории Ивановской области не определена. Снятие режима повышенной готовности на территории Ивановской области будет осуществлено соответствующим решением высшего должностного лица Ивановской области в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации. Обращено внимание, что и согласование, и проведение публичных мероприятий с очным присутствием граждан вопреки установленным Указом губернатора ограничениям является основанием для привлечения к административной ответственности как организатора мероприятия, так и Администрацию г. Иваново и её должностных лиц. Заявителю предложено изменить время проведения заявленного публичного мероприятия на более позднюю дату.
Римский С.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Иваново, руководителю аппарата Администрации г. Иваново Диканову О.В. о признании незаконным предложения об изменении времени проведения публичного мероприятия, возложении обязанности согласовать публичное мероприятие в форме митинга, заявленного к проведению 4 ноября 2021 года по адресу: г. Иваново, ул. Батурина, д. 1, воинская часть N, мотивируя требование тем, что предложение об изменении времени проведения публичного мероприятия доведено до сведения лишь 26 октября 2021 года, т.е. с нарушением установленного законом трехдневного срока, продление которого не предусмотрено правовыми нормами, следовательно, мероприятие считается согласованным. Предлагая изменить время проведения публичного мероприятия, административным ответчиком не указывается конкретное время, на которое предлагается перенести публичное мероприятие.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 29 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 2 ноября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Римского С.Е. отказано.
В кассационной жалобе Римского С.Е. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 указанного Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.
Уполномоченный орган отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года N "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшие должностные лица субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1).
Законом, регулирующим правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Положениями данного Федерального закона делегированы полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; а также обязанность граждан Российской Федерации соблюдать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности (статьи 11, 19 выше указанного Закона).
В связи с угрозой распространения в Ивановской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" 17 марта 2020 года Губернатором Ивановской области принят указ N 23-г "О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности".
Подпунктом 11.1 пункта 11 данного указа запрещено проведение на территории Ивановской области досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных и иных мероприятий с очным присутствием граждан, в том числе в парках культуры и отдыха, на придомовых территориях, на площадках (детских, спортивных, игровых) на территориях микрорайона и групп жилых домов.
К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относится и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим для человека благом.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Из изложенного следует, что государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан, если это является оправданным и обоснованным и соответствует конституционно значимым целям.
Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено право органа местного самоуправления отказать в проведении публичного мероприятия по основаниям, указанным в части 3 статьи 12 данного Федерального закона, или обоснованно предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия (часть 2 статьи 12 указанного выше Федерального закона).
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований административного истца, правомерно исходили из того, что оспариваемое решение Администрации г. Иваново является законным, направленным на предотвращение нарушений действующего на территории Ивановской области режима повышенной готовности, что не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
В кассационной жалобе приводится довод о том, что суды не приняли во внимание факт направления предложения об изменении времени проведения митинга в адрес организатора митинга с нарушением установленного трехдневного срока со дня получения уведомления о проведении митинга.
Приведенный довод не может быть принят во внимание в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку отказ административного ответчика в согласовании публичного мероприятия обусловлен сложной эпидемиологической обстановкой в регионе, возможность проведения которого допускается после снятия соответствующих ограничений, а не ввиду согласования публичного мероприятия, время проведения которого не обеспечивает возможность достижения его правомерных целей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 апреля 1995 года N 2-П, Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
Иные доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами судов, но их не опровергают и потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Иваново от 29 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 2 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Римского С.Е. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.