Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В., судей Жолудовой Т.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Бухареве И.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 01 июня 2021 года, которым постановлено:
исковые требования фио
к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного N по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" фио
периоды: дата, дата, дата.
В остальной части иска отказать;
установила:
фио обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N по городу Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить пенсию на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", указывая в обоснование заявленных требований на то, что решением ГУ-ГУ ПФР N по г. Москве и Московской области от дата ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения) в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа 30 лет, при этом в специальный стаж не была включена часть периодов трудовой деятельности. С решением ответчика истец не согласна, полагая его противоречащим действующему законодательству, просила суд обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости с дата пенсии по старости, включить в специальный стаж периоды работы: с дата по дата, работы по совместительству: с дата по дата, курсы повышения квалификации: с дата по дата.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержала, представитель ответчика иск не признал, возражал против удовлетворения иска, представитель третьего лица ГКОУ адрес (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого в части по доводам апелляционной жалобы просит истец фио
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ - ГУ ПФР N по г. Москве и Московской области, представитель третьего лица ГКОУ адрес (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N" не явились, о слушании дела судом извещены.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав истца фио, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам, дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, дата фио обратилась к ГУ-ГУ ПФ РФ N по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N от дата ответчик в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказал ввиду отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Пенсионным органом в специальный стаж истца были включены периоды работы общей продолжительностью 12 лет 09 месяцев 05 дней.
В подсчет специального стажа истца не были включены следующие периоды: с с дата по - в должности медицинской сестры в Городской поликлинике N 187, после окончания мед.училища N 30 с предоставлением месячного отпуска на июнь месяц с оплатой в размере стипендии сумма, с с дата по дата - в должности медицинской сестры в ясли-саду N, так как наименование учреждения не поименовано списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением правительства РФ N 781 от 29.10.2002, с с дата по дата - в должности медицинской сестры по массажу в детском саду компенсирующего вида N, так как наименование учреждения не поименовано списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением правительства РФ N 781 от 29.10.2002, с дата по дата - в должности старшей медицинской сестры в детском саду компенсирующего вида N 226, так как наименование учреждения не поименовано списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением правительства РФ N 781 от 29.10.2002, с с дата по дата - по совместительству в должности медицинской сестры в ГОУ детский сад компенсирующего вида N, так как не выработана ставка, установленная за норму рабочего времени, с с дата по дата - согласно сведениям выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, работа в управлении здравоохранения адрес по совместительству, так как документально не
подтвержден факт льготной работы, в выписке из индивидуального счета застрахованного лица отсутствует код особых условий труда, с с дата по дата согласно сведениям выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, работа в управлении здравоохранения адрес по совместительству, так как не выработана ставка, установленная за норму рабочего времени, с дата по дата - курсы повышения квалификации.
Согласно архивной справке от дата в документах архивного фонда Городской поликлиники N отдела здравоохранения исполкома Калининского райсовета адрес (с декабря 1991 г. - Городская поликлиника N медицинского управления адрес), имеются сведения о работе истца: с дата принята на должность медицинской сестры после окончания мед.училища N 30 с предоставлением месячного отпуска на июнь месяц с оплатой в размере стипендии сумма, с дата переведена на должность участковой медсестры, дата освобождена от занимаемой должности по собственному желанию, в период с с дата по дата истец осуществляла работу на полную ставку.
В спорные периоды: с с дата по дата истец работала в должности медицинской сестры в ясли-саду N, с дата по дата - в должности медицинской сестры по массажу в детском саду компенсирующего вида N, с с дата по дата - в должности старшей медицинской сестры в детском саду компенсирующего вида N.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В перечне, утвержденном Постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 N 1397, действовавшим до 01.10.1993, в разделе II " Врачи и другие медицинские работники " предусмотрены детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады, в графе должности указаны " лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности ".
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 определено, что в стаж засчитывается работа в должностях, указанных в Списке в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, в медико-санитарных частях, амбулаториях, поликлиниках, фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, только начиная с 01.11.1999 засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по иску фио о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" верно применил положения указанных норм закона, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, применил к спорным отношениям закон, подлежащий применению, и вследствие этого правильно установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: стаж работы фио в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, и отсутствие в связи с недостаточностью стажа оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Удовлетворяя исковые требования фио об обязании ответчика включить в подсчет стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, периоды трудовой деятельности с с дата по дата в должности медицинской сестры Городской поликлиники N, с с дата по дата в должности медицинской сестры в ясли-саду N, с дата по дата в должности медицинской сестры в Управлении здравоохранения САО г. Москвы по совместительству, суд первой инстанции исходил из того, что истец в данные спорные периоды работала в должностях, предусмотренных списками, перечнем должностей, вырабатывала полную ставку.
Разрешая спор в части включения в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата, суд исходил из положений статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что при направлении работника на профессиональное обучение и на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, из заработной платы истца производились отчисления взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, повышение квалификации для медицинских работников - обязательное условие выполнения работы, в связи с чем данные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Решение суда в данной части в апелляционном порядке не обжалуются, в связи с чем на основании ч. 2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Отказывая в удовлетворении исковых требований фио о включении в специальный стаж периода работы с с дата по дата в должности медицинской сестры в ясли-саду N, суд исходил из то, что действовавшим в спорный период постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении списка и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслу гу лет " данное учреждение не поименовано.
Разрешая исковые требования в части включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы по совместительству: с дата по дата в должности медицинской сестры в ГОУ детский сад компенсирующего вида N, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку доказательств того, что в данные периоды истец вырабатывала ставку, установленную за норму рабочего времени, представлено не было.
В связи отсутствием у истца необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч 1 ст. 30 Федерального закона о страховых пенсиях", права у истца на указанную пенсию не возникло. При таких данных отказ суда в удовлетворении исковых требований об обязании назначить досрочную страховую пенсию является правомерным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права, правовых мотивов для отмены обжалуемого судебного акта не содержат и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 01 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.