Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Федерякиной Е.Ю., судей Полковникова С.В., Мрыхиной О.В., при помощнике судьи Коршуновой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Полковникова С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика адрес пассажирская компания" на решение Мещанского районного суда адрес от 20 мая 2021 года, которым постановлено:
" Исковые требования - удовлетворить.
Обязать адрес пассажирская компания" запретить использование пассажирских вагонов купейной модели 61-4440 в исполнении 4-х местного купе в нарушение эксплуатационной документации ТУ 3183-020-05744544-2008 и п.47 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N473, в качестве 2-х местного купе типа "СВ", при предоставлении услуг перевозки железнодорожным транспортом в вагонах типа "СВ".
Обязать адрес пассажирская компания" довести в 10-дневный срок до сведения потребителей через средства массовой информации, а также путем размещения на официальном сайте адрес пассажирская компания" настоящее решение суда",
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на железнодорожном транспорте, действующее в интересах неопределенного круга потребителей в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в суд с иском к адрес пассажирская компания" об обязании запретить использование пассажирских вагонов купейной модели 61-4440 в исполнении 4-х местного купе в нарушение эксплуатационной документации ТУ 3183-020-05744544-2008 и п. 47 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473 в качестве 2-х местного купе типа "СВ", при предоставлении услуг перевозки железнодорожным транспортом в вагонах типа "СВ", доведя в 10-дневный срок до сведения потребителей через средства массовой информации, а также путем размещения на официальном сайте адрес пассажирская компания" решение суда.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит ответчик адрес пассажирская компания" по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчика по доверенности фио и фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца по доверенности фио, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав в том числе: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законами.
Согласно пп.7 п.4 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (в ред. Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ) "О защите прав потребителей" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Как следует из материалов дела, при проведении административного расследования в отношении адрес пассажирская компания" на основании определения возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 12.11.2020 в отношении адрес пассажирская компания" в период с 12.11.2020. по 12.12.2020 г. на основании обращения пассажира (потребителя) фио было установлено следующее.
По сведениям, представленным адрес (письмо N 18312 ФПКФ MOCK от 23.11.2020 г.) установлено, что оформление проездных документов и информирование пассажира осуществлялось билетным кассиром на основании данных, полученных из АСУ "Экспресс". На момент оформления проездных документов вагон N3 в поезде N 001 сообщением Владивосток - Москва отражался в системе АСУ "Экспресс" как вагон типа "СВ". фио осуществляла поездку в вагоне "СВ" N017-10797, согласно электронного паспорта вагона, модели 61-4440, тип - купейный с возможностью трансформации, оборудован ЭЧТК, УКВ и ПАК ИМ. Модель вагона -61-4440 является по своей КД 4440.00.00.000 вагоном - трансформером - 36 или 18 мест для пассажиров. Для преобразования вагона типа "СВ" верхние спальные полки поднимаются в вертикальное положение и фиксируются штатными фиксаторами. Конструкция вагона позволяет использовать указанные вагоны как вагоны типа "СВ" с двухместными купе 1 класса. Согласно электронной ведомости вагонов поезда N001 сообщением Владивосгок-Москва, отправлением из пункта оборота 11 июня 2020 и прибытием на адрес 12 июня 2020, вагон N3/ 017-10797 отражен как вагон СВ с 18 местами для проезда пассажиров.
Из представленных ОАО "ТВЗ" сведений и документов (письмо NПУ-4 31648 от 04.12.2020 г.) следует, что вагон пассажирский купейный модели 61-4440 выпускается с 2008г. по ТУ 3183-020-05744544-2008 в двух исполнениях: четырехместными и двухместными пассажирскими купе.
Как следует из пояснений адрес (письмо N 18312 ФПКФ MOCK от 23.11.2020 г.) модель вагона - 61-4440 является по своей КД 4440.00.00.000 вагоном - трансформером - 36 или 18 мест для пассажиров. Для преобразования вагона типа "СВ" верхние спальные полки поднимаются в вертикальное положение и фиксируются штатными фиксаторами. Конструкция вагона позволяет использовать указанные вагоны как вагоны типа "СВ" с двухместными купе 1 класса, что нарушает правила эксплуатации вагона, предусмотренные изготовителем и в соответствии с эксплуатационной документацией (ТУ).
Идентификация изготовления исполнения вагона на заводе-изготовителе на момент проведения административного расследования (по сведениям, представленным ОАО "ТВЗ", письмо NПУ-4/31648 от 04.12.2020) невозможна, т.к. вагон после ремонта. Вместе с тем, завод изготовитель представил сведения из ТУ 3183-020-05744544-2008 (далее - ТУ), допускающий оборудовать вагон четырех и двухместными купе при соблюдении следующих технических условий: п. 1.1.2.4 (количество спальных мест для пассажиров - 36 или 18 (при согласовании с заказчиком). При оборудовании вагона двухместными пассажирскими купе, верхние спальные места и полки для мелких личных вещей пассажиров над верхними местами не устанавливаются, остальное оборудование купе согласно 1.10.3. В соответствии с п. 1.10.3 пассажирские 4-х местные купе должны быть оборудованы, в том числе двумя нижними спальными трансформируемыми местами. В соответствии с п. 6.2 ТУ, вагон должен эксплуатироваться в соответствии с эксплуатационной документацией и с использованием принадлежностей и инструмента, которыми комплектуется вагон при отправке заказчику.
При перевозке пассажиров поездом N 001 сообщением "Владивосток - Москва" отправлением от адрес 12.06.2020 в 17 ч. 54 мин. в нарушение ТУ 3183-020- 05744544-2008 использовался вагон с количеством спальных мест для пассажиров - 36. вместо вагона с количеством спальных мест для пассажиров -18(мягкий вагон с местами для лежания с 2-местными купе).
Данная информация до потребителя фио при оформлении проездных документов в данный вагон не доведена, что не обеспечило возможность правильного выбора услуги.
Постановлением Московского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 14.01.2021 N 4 по делу об административном правонарушении адрес пассажирская компания" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.7 КоАП РФ (введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) с назначением штрафа в размере 250000 руб.
Решением Арбитражного суда адрес по делу NА40-11808/21-93-86 Постановление Московского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 14.01.2021 N 4 о привлечении адрес (ОГРН: 1097746772738) к административной ответственности по ч.2 ст.14.7 КоАП РФ изменено в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 100000 руб, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности предъявленного иска, обязав адрес пассажирская компания" запретить использование пассажирских вагонов купейной модели 61-4440 в исполнении 4-х местного купе в нарушение эксплуатационной документации ТУ 3183-020-05744544-2008 и п.47 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N473, в качестве 2-х местного купе типа "СВ", при предоставлении услуг перевозки железнодорожным транспортом в вагонах типа "СВ", с доведением в 10-дневный срок до сведения потребителей через средства массовой информации, а также путем размещения на официальном сайте адрес пассажирская компания" настоящего решения суда.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данным выводом суда, так как он соответствует установленным по делу обстоятельствам, сделан при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца процессуальных оснований для обращения с настоящим иском, судебная коллегия отклоняет как не состоятельные, поскольку Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на железнодорожном транспорте
в соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в пределах предоставленных ему полномочий имеет право обратиться в суд с иском в защиту нарушенных прав неопределенного круга потребителей услуг на железнодорожном транспорте.
Доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований судебная коллегия являются несостоятельными.
В соответствии с п. 47 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473, пассажиры перевозятся в поездах дальнего следования в пассажирских вагонах локомотивной тяги следующих типов, к которым предъявляются следующие минимальные требования:
- мягкий вагон с местами для лежания с 2-местными купе (СВ) оборудован изолированными от коридора купе с двумя полками для лежания, столиком. Пассажирам на весь путь следования выдаются постельные принадлежности (матрац, подушка и одеяло) при условии выдачи ему комплекта постельного белья;
- жесткий вагон с местами для лежания с 4-местными или 3-местными купе оборудован изолированными от коридора купе соответственно с четырьмя и тремя полками для лежания, столиком. Пассажирам на весь путь следования выдаются постельные принадлежности (матрац, подушка и одеяло) при условии выдачи ему комплекта постельного белья.
Из буквального толкования п. 47 Правил перевозок пассажиров N 473 следует, что отличие вагонов "СВ" от вагонов "купе" заключается в факте установки дополнительных двух мест. Вагон будет относиться к вагону "СВ" только при наличии в нем всего двух мест для лежания, при установлении дополнительных двух мест указанный вагон уже будет относиться к вагону купе.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия учитывает, что трансформация вагона должна осуществляться производителем путем оборудования вагона в виде четырех либо двухместного купе, а не самим перевозчиком путем поднятия и фиксации двух спальных мест в четырехместном купе.
Таким образом, установив факт нарушения прав неопределенного круга потребителей при эксплуатации вагона, суд первой инстанции правомерно запретил адрес пассажирская компания" использование пассажирских вагонов купейной модели 61-4440 в исполнении 4-х местного купе в нарушение эксплуатационной документации ТУ 3183-020-05744544-2008 и п.47 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N473 в качестве 2-х местного купе типа "СВ", при предоставлении услуг перевозки железнодорожным транспортом в вагонах типа "СВ".
Доводы апелляционной жалобы о неправильной оценке имеющихся в деле доказательств нельзя признать обоснованными, согласно положениям ст.ст. 56, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При разрешении спора судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
Все собранные по настоящему делу доказательства оценены судом первой инстанции в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований к иной оценке представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 названного Постановления, решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение постановлено судом в полном соответствии с данными требованиями.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной и дополнений жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 20 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу адрес пассажирская компания" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.