Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.
судей Жолудовой Т.В, Пильгановой В.М.
при помощнике судьи Громовой М.Ю, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Военного комиссариата Московской области, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от дата, которым постановлено:
Исковые требования фио к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Московской области", Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской федерации по Центральному военному округу" о признании права на пенсию в льготной исчислении, обязании назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии удовлетворить.
Признать за фио право на пенсию за выслугу лет исходя из выслуги лет в 31 год в льготной исчислении.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Московской области" назначить и выплачивать фио пенсию за выслугу лет исходя из выслуги лет в 31 год в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии за выслугу лет исходя из выслуги лет в 31 год в льготном исчислении с даты назначения пенсии.
установила:
фио обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области, ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО", просил признать за ним право на пенсию за выслугу лет исходя из выслуги лет 31 год в льготном исчислении; обязать военный комиссариат Военный комиссариат Московской области назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет исходя из выслуги лет 31 год в льготном исчислении, обязать Военный комиссариат Московской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет исходя из выслуги лет 31 год в льготном исчислении с момента назначения указанной пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указывал на то, что проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, приказом Министра обороны РФ от дата N был уволен с военной службы в запас, на момент увольнения с военной службы выслуга лет истца в льготном исчислении составила, как указано в названном приказе, 31 год 11 месяцев. дата приказом командира войсковой части N N истец был исключен из списков личного состава указанной воинской части с дата Пенсия за выслугу лет была назначена и выплачивалась исходя из произведенного расчета выслуги лет 29 лет 1 месяц 19 дней, что противоречило сведениям, содержащимся в приказе Министра обороны РФ от дата N об увольнении истца с военной службы. Из ответов на обращения по вопросам перерасчета пенсии стало известно, что истцу не были зачтены в льготном исчислении один месяц службы за полтора периоды военной службы с дата по дата, с дата по дата, так как в личном деле отсутствуют листы учета боевого дежурства в составе боевых расчетов в подземных (заглубленных) сооружениях, на подвижных командных пунктах, которые приобщаются к первому экземпляру личного дела военнослужащего, а также выписки из итоговых приказов командира части об объявлении количества суток боевых дежурств и периодов службы, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях в календарному году. Между тем, сведения о количестве суток боевого дежурства, подтверждающие выполнение годовых норм в г.г, содержатся в архивной справке от дата Центрального архива (филиала) Центрального военного округа, выданной на основании приказов командира войсковой части N N от дата, N от дата, в связи с чем спорные периоды неправомерно не были зачтены в выслугу лет в льготном исчислении.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал, представитель ответчика Военного комиссариата Московской области возражал против удовлетворения иска, представитель ответчика ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО", извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просят ответчики Военный комиссариат Московской области, ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО" по доводам апелляционных жалоб.
Представители ответчиков Военный комиссариат Московской области, ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО", истец фио в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя истца фио, возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения по доводам апелляционных жалоб ответчиков не имеется.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, определены Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1).
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 названного Закона установилправило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 года N 941 утвердило порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, определив обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.
Подпунктом "г" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, предписано засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца:
в Ракетных войсках стратегического назначения военнослужащим, несущим боевое дежурство в составе боевых расчетов в подземных (заглубленных) сооружениях, на подвижных командных пунктах и боевых железнодорожных ракетных комплексах, - с 1 июля 1995 г. при условии выполнения годовых норм боевых дежурств, установленных Министром обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.07.1996 N 284 "О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих" утверждена Инструкция о льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим Ракетных войск стратегического назначения, несущим боевое дежурство (приложение N 2 к настоящему Приказу).
Пунктом 1 Инструкции установлено, что право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (один месяц службы за полтора месяца) с 1 июля 1995 г. имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на штатных воинских должностях в Ракетных войсках стратегического назначения, несущие боевое дежурство в составе боевых расчетов в подземных (заглубленных) сооружениях, на подвижных командных пунктах и боевых железнодорожных ракетных комплексах (далее - несущие боевое дежурство).
В соответствии с пунктом 2 Инструкции, военнослужащие, несущие боевое дежурство, имеют право на льготное исчисление выслуги лет со дня привлечения военнослужащего к несению боевого дежурства в составе боевого расчета по день фактического прекращения боевого дежурства (при отстранении от дежурства; вступлении в исполнение обязанностей по воинской должности, не связанной с несением боевого дежурства; увольнении с военной службы).
Привлечение военнослужащих к несению боевого дежурства в составе боевых расчетов и отстранение от этих дежурств оформляется приказами командира воинской части, издаваемыми на основании приказов Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения (командующего армией, командира дивизии) о заступлении воинской части на боевое дежурство и снятии с него.
Согласно пункту 3 Инструкции, военнослужащим, несущим боевое дежурство в составе боевых расчетов, исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях производится при условии, если количество их боевых дежурств составляет не менее 70 суток в календарном году (с 1 января по 31 декабря) в режиме 3-4 суток. При этом учитываются полные сутки несения боевого дежурства. Время несения боевого дежурства в течение 12 часов и более считается за полные сутки, а менее 12 часов - не засчитывается.
В силу пункта 6 Инструкции, данные о фактическом количестве боевых дежурств в календарном году заносятся в лист учета боевого дежурства в составе боевых расчетов в подземных (заглубленных) сооружениях, на подвижных командных пунктах и боевых железнодорожных ракетных комплексах Ракетных войск стратегического назначения, по форме согласно приложению к настоящей Инструкции, который приобщается к первому экземпляру личного дела военнослужащего и служит основанием для соответствующего подтверждения прохождения службы и льготного исчисления выслуги лет на пенсию. Лист учета заверяется подписью начальника штаба воинской части и гербовой печатью воинской части при переводе военнослужащего к новому месту службы или при увольнении с военной службы.
Основанием для внесения в лист учета данных о фактическом количестве боевых дежурств за календарный год являются итоговые приказы соответствующих должностных лиц, издаваемые по состоянию на 1 января каждого года.
В итоговых приказах указываются воинское звание военнослужащего, фамилия, имя и отчество, занимаемая должность, количество суток боевых дежурств в календарном году, а также периоды службы, подлежащие зачету в выслугу лет на льготных условиях (пункт 7 Инструкции).
Согласно подпункту "а" пункта 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата N 1237, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет.
Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, приказом Министра обороны РФ от дата N был уволен с военной службы в запас, на момент увольнения с военной службы выслуга лет истца в льготном исчислении составила, как указано в названном приказе 31 год 11 месяцев. 03.07.2017 приказом командира войсковой части N N169 истец был исключен из списков личного состава указанной воинской части с дата
Согласно пенсионному (личному) делу полковника фио расчет выслуги лет военнослужащего на пенсию произведен дата Управлением финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Свердловской области. Указанное Управление переименовано в Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Центральному военному округу.
фио при увольнении с военной службы с указанным расчетом выслуги лет ознакомлен и не согласен.
Пенсия по выслуге лет фио была назначена с дата военным комиссариатом Ставропольского края и рассчитана с учетом общей выслуги лет - 29 лет.
С дата после переезда истца в Московскую область пенсионное обеспечение производится военным комиссариатом Московской области.
При назначении (возобновлении) пенсии фио на имя начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области подано заявление с просьбой пересмотреть расчет выслуги лет, так как в приказе об увольнении указана выслуга лет - 31 год.
Военным комиссариатом Московской области дата года пенсионное (личное) дело полковника запаса фио направлено в Управление кадров Центрального военного округа для подтверждения периода, подлежащего зачету в выслугу лет на пенсию с учетом несения боевых дежурств согласно архивным справкам.
Управлением финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ЦВО дата указанное дело возвращено в военный комиссариат Московской области без реализации.
По вопросу зачета в выслугу лет на пенсию полковнику фио в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца периодов военной службы с дата по дата, с дата по дата сообщено, что документы, находящиеся в личном деле не могут являться основанием для льготного исчисления выслуги лет и необходимо установленным порядком предоставить отсутствующие выписки командира войсковой части N на майора фио об объявлении количества суток боевых дежурств и периодов службы, в составе боевых и подземных (заглубленных) сооружениях Ракетных войск стратегического назначения, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях в календарном году, занимаемые воинские должности за период г.г. (при необходимости запросить в филиале Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Центрального военного округа) п. Уральский и листы учета боевого дежурства.
Военным комиссариатом Московской области дата направлены соответствующие запросы в филиал Центрального архива ракетных и космических войск (п. Уральский).
Филиалом Центрального архива ракетных и космических войск (п. Уральский) в адрес военного комиссариат Московской области направлена архивная справка, в которой содержатся выписки из приказов командира войсковой части "О количестве суток боевого дежурства офицерским составом войсковой части" и сообщено, что листы учета боевого дежурства войсковой части N на хранение в филиал архива не поступали.
Военным комиссариатом Московской области дата фио сообщено, что его пенсионное (личное) дело было направлено в Управление кадров ЦВО с дальнейшей передачей его в Управление финансового обеспечения для составления нового расчета выслуги лет, но было возвращено без реализации в связи с отсутствием документов, подтверждающих боевые дежурства. Также сообщено, что военным комиссариатом Московской области были направлены запросы в филиал Центрального архива ракетных и космических войск, откуда пришел ответ о том, что листы учета боевого дежурства войсковой частина хранение не поступали.
Спорными для расчета выслуги лет в льготном исчислении являются следующие периоды службы: с дата по дата, с дата по дата. В указанный период времени фио проходил военную службу по контракту в войсковой части, что подтверждается данными послужного списка истца.
Проверяя законность произведенного в отношении истца расчета выслуги лет, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период службы в Вооруженных Силах РФ с дата по дата, с дата по дата (несение боевых дежурств) подлежал льготному исчислению - 1 месяц службы за 1.5 месяца.
Судебная коллегия находит приведенную правовую позицию суда первой инстанции мотивированной, подтвержденной представленными сторонами и исследованными судом доказательствами.
Так, согласно сведений архивной справки Центрального Архива (филиал) Центрального военного округа от дата в приказе командира войсковой части N NN от дата, имеющим название: "О количестве суток боевого дежурства офицерским составом войсковой части N" значатся сведения о количестве суток боевого дежурства истца: в году - 109, в году - 114, в году - 77; в приказе командира войсковой части N N от дата, имеющим название: "О количестве суток боевого дежурства офицерским составом войсковой части N" значатся сведения о количестве суток боевого дежурства истца в году - 78.
Из письма заместителя начальника Управления финансового обеспечения (УФО) Министерства обороны РФ по ЦВО от дата на имя военного комиссара Московской области по вопросу зачета в выслугу лет на пенсию фио в льготном исчислении один месяц службы за полтора усматривается, что данным уполномоченным органом обстоятельства, указанные о количестве суток боевых дежурств фио в приказах командира войсковой части N от дата NN, от дата N, не отрицаются. В то же время данный уполномоченный орган, с учетом положений приказа Министра обороны РФ от 31.07.1996 N 284 "О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих", не вправе произвести расчет выслуги лет за указанный период в льготном исчислении на основании данных архивной справки.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, правильно применив положения вышеуказанных правовых норм в совокупности с представленными в дело доказательствами, пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на льготное исчисление выслуги лет (один месяц службы за полтора месяца) за периоды с дата по дата, с дата по дата в связи с несением боевого дежурства в составе боевых расчетов в подземным (заглубленных) сооружениях на подвижных командных пунктах и боевых железнодорожных ракетных комплексах Ракетных войск стратегического назначения, в количестве не менее 70 суток в календарном году.
При этом суд исходил из того, что архивная справка Центрального Архива (филиал) Центрального военного округа от дата подтверждает выполнение истцом годовой нормы несения боевых дежурств, содержит сведения, полученные из приказа командира в/ч N NN от дата, который издан на основании соответствующих ежегодных приказов командира в/ч N "О заступлении очередных дежурных смен на боевое дежурство (за период с 1996 по 1999 г.)" в целях сдачи одного приказа в архив, т.е. командиром названной части такие приказы в период 1996-1999 г.г. издавались, также в этих же целях (для сдачи в архив) командиром части был издан приказ от дата N (за период 2000-2003 г.г.).
Указанная архивная справка выдана на основании первичных документов, а именно приказов командира воинской части о привлечении истца к несению боевого дежурства в составе боевых расчетов, содержит ссылки на номера и даты издания указанных приказов, а также номера архивного хранения, в связи с чем суд обоснованно признал ее допустимым и достоверным доказательством.
Учитывая положения ст. ст. 53, 58 Закона РФ от 12.02.1993 4468-1, суд правомерно возложил на Военный комиссариат Московской области обязанность назначить и выплатить пенсию за выслугу лет исходя из выслуги 31 год в льготном исчислении с даты назначения пенсии.
Судебная коллегия, исходя из изложенных выше обстоятельств и представленных в материалы дела документов, в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами.
Доводы в апелляционной жалобе Военного комиссариата Московской области об отсутствии вины Военкомата в неправильном исчислении пенсии не могут служить правовым основанием для отказа в удовлетворении требований истца. Поскольку в силу ст. 51 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 назначение и выплата пенсии осуществляется пенсионным органом Министерства обороны РФ, то на Военкомат независимо от наличия его вины возлагается обязанность по перерасчету пенсии в соответствии с требованиями законодательства.
Ответчик ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу", обжалуя решение суда, в апелляционной жалобе ссылается на те же доводы, что и в возражениях на исковое заявление, указывая, что спорный период работы истца не подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении, представленная архивная справка является недопустимым доказательством.
Данные доводы ответчика являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании подлежащего применению законодательства и не опровергают выводы суда о праве истца о признании за ним права на включение в выслугу лет в льготном исчислении спорных периодов.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам, нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не установлено. Оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы Военного комиссариата Московской области, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.