Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Заскалько О.В, Дегтеревой О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иосебашвили Э.Х, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 2 марта 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к УСЗН ЮЗАО г. Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы о признании бездействий незаконными, обязании назначить ежемесячную денежную выплату на ребёнка - отказать.;
установила:
фио обратился в суд с административным иском к ответчикам УСЗН ЮЗАО г. Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, просил обязать органы/организации, уполномоченные на назначение и осуществление в г.Москве ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3-х до 7-ми лет принять в соответствии с положениями пунктов 10, 16 и 17 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 N 384, соответствующие решения в ответ на поданные им заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно.
В обоснование заявленных требований административный истец фио указал, что Указом Президента РФ от 20.03.2020 N199 в качестве общефедеральной дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей, была установлена новая ежемесячная выплата на ребёнка в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно. 02.07.2020 фио обратился с заявлением установленной формы в ОСЗН Черемушкинского района о предоставлении выплат в отношении его несовершеннолетней дочери фио, паспортные данные. В ответ на его обращение письмами от 15.07.2020 и от 29.07.2020 ОСЗН Черемушкинского района сообщил, что в городе Москве как субъекте РФ рассматриваемая ежемесячная денежная выплата должна предоставляться в порядке и не условиях, определяемом Законом г. Москвы N67 от 03.11.2004 "О ежемесячном пособии на ребенка" и постановлением Правительства Москвы от 17.12.2019 N1753-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2020 год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года N1005-ПП", а также что на сегодняшний день отделы социальной защиты населения г. Москвы не уполномочены на приём документов для предоставления данных государственных услуг. 03.08.2020 фио обратился в УСЗН ЮЗАО с соответствующим заявлением, в ответ на которое получил пространный ответ. Обращение фио в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы от 25.09.2020 оставлено без внимания. Полагая свои права нарушенными, фио обратился с данным иском в суд.
Установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству, что иск связан с реализацией социальных прав, судья Гагаринского районного суда г. Москвы от 11 января 2021 года определилпереход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства в соответствии со ст. 16.1 КАС РФ (л.д. 2-3 том 1).
Истец фио в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции исковые требования поддержал по доводам иска. Представители ответчика УСЗН ЮЗАО г. Москвы фио, фио, представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы фио в судебном заседании иск не признали по доводам письменных возражений. Третье лицо фио в судебное заседание не явилась, извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец фио, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, поскольку судом не учтено, что, обращаясь в суд с административным иском, он фактически обжаловал бездействие государственных органов, должностных лиц по рассмотрению в установленном законом порядке его заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты с принятием соответствующего решения, его требования подлежали рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ; поскольку решения- об отказе или о назначении ежемесячной выплаты, по заявлениям истца ответчиками не принимались, он решения не обжалует.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца фио, поддержавшего доводы поданной апелляционной жалобы, представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы фио, представителя ответчика УСЗН ЮЗАО г. Москвы фио, обсудив доводы апелляционной жалобы истца фио, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы истца, не имеется.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее Указ N 199) с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. В размере 50 % величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Ежемесячная выплата предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (п.1 Указа N 199).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений, необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 субъекты Российской Федерации при предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно устанавливают требования к имущественной обеспеченности семей.
Назначение выплат на детей в городе Москве осуществляется в соответствии с Законом города Москвы от 23.11.2004 N67 "О ежемесячном пособии на ребенка", постановлениями Правительства Москвы от 28.12.2004 N 911-ПП и от 28.12.2016 N 954-ПП.
В целях реализации Указа N 199, в постановление Правительства Москвы от 17.12.2019 N 1753-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2020год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП" внесены изменения, в соответствии с которыми увеличен размер ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в малообеспеченных семьях до 50 % величины прожиточного минимума ребенка, установленного за адрес 2019 года, т.е. до сумма
Ежемесячное пособие на ребенка в городе Москве предоставляется семьям, уровень имущественной обеспеченности которых не превышает установленный для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения (в настоящее время - сумма) Закон города Москвы от 03.11.2004 N 67 " О ежемесячном пособии на ребенка".
Из материалов дела усматривается, что в ОСЗН района Черемушки УСЗН ЮЗАО г. Москвы состоит на учёте многодетная семья фио, в которой воспитываются трое несовершеннолетних детей: фио, паспортные данные, фио, паспортные данные и фио, паспортные данные; получателем ежемесячных компенсационных выплат многодетной семье является отец - фио
В Москве новые выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно введены Постановлением Правительства Москвы от 10.04.2020 N361-ПП как разновидность предусмотренного ранее ежемесячного пособия на ребенка малообеспеченным семьям, при назначении которого учитывается в том числе обеспеченность имуществом.
Правила определения уровня имущественной обеспеченности для предоставления пособий регулируются разделом 2 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 28.12.2016 N954-ПП.
Согласно материалам личного дела, в назначении фио пособия на детей по заявлениям было отказано в соответствии с пп."а" п.26 приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 28.12.2004 N911-ПП и п.2.10.1.6 Административного регламента, утверждённого Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 N911-ПП по причинам несоответствия критериям нуждаемости, установленным Правительством Москвы, а именно: наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений), суммарная площадь которых в расчёте на одного члена семьи превышает 18 кв.м.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными положениями закона и подзаконных актов, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска фио, исходя из того, что по сути истцом оспаривается отказ ответчиков в назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты, между тем по делу установлено, что такие действия ответчиков соответствует требованиям действующего законодательства.
Проверяя решение суда первой инстанции на предмет законности и обоснованности в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, полагая возможным согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе фио в иске, судебная коллегия учитывает, что заявления истца фио в адрес соответчиков от 02.07.2020, 17.07.2020, 03.08.2020, 25.09.2020 о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно, были рассмотрены, истцу даны письменные ответы 15.07.2020, 29.07.2020, 11.08.2020, 26.10.2020, разъясняющие порядок реализации прав граждан в г. Москве на получение ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно. При этом как следует из представленного ответчиками в заседании судебной коллегии решения N 60700219829 от 14.07.2021 ОСЗН района Черемушки УСЗН ЮЗАО г. Москвы по заявлению истца фио от 02.07.2021 в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно фио отказано, по основанию превышения критерия оценки имущественной обеспеченности семьи.
С учетом изложенного, оснований для возложения обязанности на ответчика рассмотреть заявления истца о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно с принятием соответствующего решения, как того требует истец, не имеется.
В случае несогласия с решением N 60700219829 от 14.07.2021 ОСЗН района Черемушки УСЗН ЮЗАО г. Москвы об отказе назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно, истец как заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с отдельными требованиями.
Таким образом, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно определилхарактер спорного правоотношения, к которому применил нормы материального права, его регулирующие. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили оценку суда, результаты которой приведены в обжалуемом судебном акте. Требования процессуального законодательства при оценке доказательств по делу судом соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы истца и его ходатайство о необходимости рассмотрения заявленных им требований в порядке административного судопроизводства несостоятельны, процессуальных нарушений судом первой инстанции в данной части не допущено, при принятии иска к производству суда судьей учтены разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" о том, что не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не рассмотрены заявленные истцом требования о возложении на ответчика обязанности рассмотреть поданные им заявления в соответствии с положениями Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 N 384, отмену решения суда не влекут, поскольку судом дана надлежащая правовая оценка содержанию ответов на заявления фио, данными разъяснениями фио руководствовался при повторном обращении к ответчику 02.07.2021 года, выводы суда первой инстанции об отсутствии у истца права на назначение ежемесячной денежной выплаты соответствуют принятому решению N 60700219829 от 14.07.2021 ОСЗН района Черемушки УСЗН ЮЗАО г. Москвы, правомерность которого не оспорена.
Остальные доводы апелляционной жалобы истца аналогичны позиции, изложенной им в исковом заявлении, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основанием для отмены решения суда не являются, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Гагаринского районного суда города Москвы от 2 марта 2021 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.