Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Заскалько О.В, Климовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казаковой А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ-Главного управления ПФР N 4 по г. Москве и Московской области на решение Люблинского районного суда города Москвы от 25 августа 2020 года, которым постановлено:
Иск фио к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным и обязании назначить досрочную трудовую пенсию удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области назначить фио досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права на ее назначение, то есть с 20 июня 2018 года, включив в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии (п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") следующие периоды нахождения в служебных командировках, а именно: с 23 января по 01 февраля и с 21 по 30 сентября 1998 года, с 01 по 09 января 2005 года, с 01 по 09 января 2008 года, с 24 по 27 февраля, с 01 по 05 и с 09 по 11 июня, с 08 по 11 сентября и с 30 по 30 октября 2009 года, с 11 по 13 и с 17 по 23 мая 2010 года, с 15 по 19 августа 2016 года, признав в данной части незаконным решение комиссии ответчика по пенсионным вопросам N ***/18 от 25 апреля 2019 года.;
установила:
фио через представителя фио обратилась в суд с иском к ответчику ГУ-Главному Управлению ПФР N 4 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решение пенсионного органа N ***/18 от 25 апреля 2019 года об отказе в установлении пенсии досрочно, обязании ответчика включить в подсчёт стажа периоды нахождения служебной командировке и назначить досрочную пенсию по старости по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с наличием стажа работы в районах Крайнего Севера и с учетом положений ст. 34 Федерального закона от 15 мая 1991 года N 1244-1-Ф "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Истец фио и ее представитель фио в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции заявленные исковые требования поддержали. Представитель ответчика ГУ-Главное управление ПФР N 4 по г. Москве и Московской области фио иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ГУ-Главное управление ПФР N 4 по г. Москве и Московской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, отсутствие у истца условий для назначения пенсии досрочно, преждевременным обращением истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, выслушав объяснения представителя ответчика фио, истца фио, возражавшей против доводов апелляционной жалобы ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио, паспортные данные (достигнув возраста 47 лет), 17 ноября 2019 года обратилась в ГУ-Главное управление ПФР N 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно по основанию, предусмотренному подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи со стажем работы в районах Крайнего Севера с учетом положений ст. 34 Федерального закона от 15 мая 1991 года N 1244-1-Ф "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее- Закон N 1244-1) как лицу, проживавшему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Решением комиссии ГУ-Главное управление ПФР N 4 по г. Москве и Московской области по пенсионным вопросам N ***/18 от 25 апреля 2020 года в назначении досрочной пенсии фио по пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано, в связи с преждевременным обращением.
В бесспорном порядке стаж работы и проживания истца в районах Крайнего Севера (г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкий АО Тюменской области) определен как 18 лет 09 месяцев 20 дней.
Из подсчета стажа работы и проживания истца в районах Крайнего Севера исключены следующие периоды ее нахождения в служебных командировках и в отпуске без сохранения заработной платы, а именно: с 23 января по 01 февраля и с 21 по 30 сентября 1998 года, с 01 по 09 января 2005 года, с 01 по 09 января 2008 года, с 24 по 27 февраля, с 01 по 05 и с 09 по 11 июня, с 08 по 11 сентября и с 30 по 30 октября 2009 года, с 11 по 13 и с 17 по 23 мая 2010 года, с 15 по 19 августа 2016 года.
Разрешая спор, принимая решение об удовлетворении иска и назначении фио страховой пенсии по старости досрочно по пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из того, что истец фио имеет право на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения, поскольку факт проживания истца в период с 1988 года по 1994 год в городе Новомосковске Тульской области, относящемся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, по делу подтвержден.
Принимая решение, удовлетворяя иск в части включения периодов нахождения истца в служебных командировках и в отпуске без сохранения заработной платы в стаж работы в районах Крайнего Севера, суд первой инстанции исходил из того, что в данные периоды ее трудовая деятельность проходила в районах Крайнего Севера и в периоды служебных командировок не прекращалась, а сам факт направления истца в служебные командировки не может служить основанием к исключению данных периодов из специального стажа.
С такими выводами суда первой инстанции в полной мере судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), согласно статье 8 которого право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 17.11.2018).
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии индивидуального пенсионного коэффициента (в размере, в зависимости от года назначения пенсии) мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1) и другими федеральными законами.
Согласно п. 8 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с положениями ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 того же Закона).
В соответствии с абзацем 2 указанной выше статьи 28.1, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Закона РФ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991.
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.
При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
Как следует из материалов дела, оценка пенсионных прав истца фио, достигшей возраста 47 лет, по ее заявлению от 17 ноября 2018 года произведена пенсионным органом по двум основаниям- по пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и по ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991.
Согласно решению ГУ-Главное управление ПФР N 4 по г. Москве и Московской области по пенсионным вопросам ***/18 от 25 апреля 2020 года, определен стаж работы истца в районах Крайнего севера как 18 лет 9 месяцев 20 дней, при требуемых 15 лет для снижения общеустановленного пенсионного возраста (55 лет на 31 декабря 2018 года) на 5 лет и назначения пенсии с 50 лет.
При этом пенсионным органом при оценке прав не определена как подтвержденная продолжительность проживания истца в загрязненной зоне- с льготным социально-экономическим статусом в г. Новомосковск Тульской области, дающей право на снижение общеустановленного возраста (55 лет) не более, чем на 3 года по ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991. Факт проживания истца в загрязненной зоне- с льготным социально-экономическим статусом пенсионным органом при оценке прав не установлен.
Обращаясь в суд с данными требованиями, истец фио ссылается на обстоятельства проживания на загрязненной территории г. Новомосковск Тульской области с льготным социально-экономическим статусом в период получения высшего образования, а именно, с 01.09.1988 по 30.04.1994, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 3 года.
Между тем данная продолжительность составляет полных 5 лет и по правилам ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, давало бы истцу право на снижение пенсионного возраста дополнительно на 1 год. Однако истцом не приводилось доводов о наличии права на первоначальную величину снижения пенсионного возраста, доказательств тому, подтверждающих факт проживания (работы) истца на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, истцом не представлено, соответствующих требований к суду иск не содержит.
При этом из представленных в материалы дела копий Охранных свидетельств (бронь), выданных на имя фио (отец истца), следует, что в периоды с 24.02.1981 по 30.01.1984, с 17.02.1984 по 30.01.1987, за семьей фио, в том числе за истцом фио, паспортные данные, сохранялось жилое помещение по адресу: адрес на время отъезда семьи в Тюменскую область. О нахождении семьи фио в значимый период с 26 апреля 1986 по 30 июня 1986 в Тюменской области также свидетельствуют содержащиеся в материалах дела копии Трудовых договоров сроком на 36 месяцев между "Уренгойгазпром" РАО "Газпром" и работником фио, прибывшим на работу в составе семьи, включая дочь фио
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для дополнительного снижения истцу пенсионного возраста на 3 года у суда первой инстанции не имелось, первоначальная величина для снижения пенсионного возраста на 1 год не подтверждена.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для установления пенсионного обеспечения истцу досрочно с 20.06.2018 года, то есть с даты достижения возраста 47 лет, основан на неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового - об отказе в иске.
Кроме того, обращаясь в суд с данным иском, заявляя требование о включении в подсчет стажа по правилам п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы в районах Крайнего Севера, исключенных ответчиком, а именно, периодов отпуска без сохранения заработной платы с 23 января по 01 февраля и с 21 по 30 сентября 1998 года и периодов нахождения в служебных командировках, истец полагала стаж недостаточным до 20 лет- для назначения пенсии досрочно, бесспорно учтенный ответчиком стаж работы в районах Крайнего Севера как 18 лет 9 месяцев 20 дней.
Между тем по правилам пп.6 п. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" требуемый для снижения общеустановленного пенсионного возраста (55 лет на 31 декабря 2018 года) на 5 лет и назначения пенсии при достижении возраста 50 лет является стаж работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 15 лет, при наличии у истца такого стажа более достаточного- 18 лет 9 месяцев 20 дней, но при отсутствии возраста 50 лет, что для пенсионного органа явилось основанием отказа истцу в назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Как следует из материалов дела истец работала Уренгойском производственном объединении имени С.А. Оруджева "Уренгойгазпром" РАО "Газпром", расположенного в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкий АО, территория которого в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 относится к районам Крайнего Севера. Доводы искового заявления об отнесении данной территории к территории, приравненной к районам Крайнего Севера, безосновательны.
С выводами суда первой инстанции в части включения в подсчет стажа работы в районах Крайнего Севера периодов отпуска без сохранения заработной платы с 23 января по 01 февраля и с 21 по 30 сентября 1998 года судебная коллегия также согласиться не может и исходит из следующего.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 N 516, не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
В данной части решение суда подлежит отмене в соответствии с положениями ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового- об отказе в удовлетворении иска.
Выводы суда первой инстанции о включении периодов нахождения истца в служебных командировках вне районов Крайнего Севера с 01 по 09 января 2005 года, с 01 по 09 января 2008 года, с 24 по 27 февраля, с 01 по 05 и с 09 по 11 июня, с 08 по 11 сентября и с 30 по 30 октября 2009 года, с 11 по 13 и с 17 по 23 мая 2010 года, с 15 по 19 августа 2016 года, являются правомерными, поскольку период нахождения в служебной командировке является работой по должности вне места постоянной работы согласно положениям ст. ст. 166, 167 ТК РФ, на работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы.
С учетом изложенного, исчисление стажа в такой период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Положениями действующего законодательства в области социального обеспечения не предусмотрено исключение из специального стажа периодов нахождения работников в командировках за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Доводы апелляционной жалобы ответчика об обратном несостоятельны, основаны на неправильном толковании положений закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Люблинского районного суда города Москвы от 25 августа 2020 года -отменить в части, в отмененной части принять новое решение.
отказать в удовлетворении иска фио к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области об обязании назначить страховую пенсию по старости досрочно и включить в льготный стаж периоды отпуска без сохранения заработной платы.
В остальной части решение Люблинского районного суда города Москвы от 25 августа 2020 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.