Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Федерякиной Е.Ю.
и судей Полковникова С.В, Ланина Н.А.
при помощнике судьи Королевой А.И, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю, дело по апелляционной жалобе ответчика Государственной жилищной инспекции города Москвы на решение Никулинского районного суда города Москвы от 22 марта 2021 года, которым постановлено: признать произведенную перепланировку в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес соответствующей градостроительным нормам и строительным правилам на основании Технического заключения члена СРО ООО "Инжиниринговые системы".
Обязать Мосжилинспекцию по Западному административному округу г.Москвы согласовать проект переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: адрес.
В удовлетворении исковых требований об обязании ГБУ МосгорБТИ зарегистрировать перепланировку жилого помещения, расположенного по адресу: адрес - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском с учетом уточнений к ответчикам Мосжилинспекции г.Москвы, ГБУ МосгорБТИ о сохранении жилого помещения в переустроенном виде, указывая в обоснование заявленных требований на то, что она является собственником комнаты N1 коммунальной квартиры N146, по адресу: адрес. Комнаты N2, 3, 4, 5 находятся в собственности третьих лиц. В установленном порядке истец обратилась в Государственную жилищную инспекцию г.Москвы с заявлением о согласовании проекта перепланировки. Однако истцу отказано в согласовании перепланировки. В связи с отсутствием возможности урегулировать спор во внесудебном порядке, истец обратился в суд с настоящим иском.
На основании изложенного, истец просила суд сохранить жилое помещение в переустроенном виде, обязать Мосжилинспекцию согласовать проект переустройства, обязать МосгорБТИ и зарегистрировать перепланировку.
Истец, представитель истца в судебное заседание явились, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Мосжилинспекции г.Москвы в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика МосгорБТИ в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований, пояснил, что истец к ним для внесения изменений в документацию не обращался.
Представитель третьего лица фио в судебное заседание явился, в удовлетворении требований просил отказать, по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Остальные третьи лица в судебное заседание не явились, о дате судебного разбирательства извещены.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит ответчик Государственная жилищная инспекция города Москвы по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, указывая в частности на то, что в материалы дела не представлены доказательства того, что выполненная перепланировка соответствует градостроительным, техническим, санитарным требованиям, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В материалы дела не представлен проект переустройства помещения. Кроме того, фио уже выполнила работы, и порядок согласования, принадлежащего ей жилого помещения, регулируется п.2.5.2.2.3 Приложения N2 к Постановлению Правительства Москвы N508-ПП от 25.10.2011. Согласно установленному порядку при обращении заявителя за получением акта о завершенном переустройстве на ранее выполненные работы Мосжилинспекция не согласовывает проект переустройства. Истцом не предъявлялись требования о признании незаконным отказа Мосжилинспекции 2017 года в согласовании выполненной перепланировки.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Государственной жилищной инспекции города Москвы по доверенности фио также указал на то, что обжалуемое решение затрагивает права и законные интересы Департамента городского имущества г.Москвы, как собственника муниципальных комнат N3 и N4, расположенных в приведенной коммунальной квартире. Однако, суд не привлек ДГИ г.Москвы к участию в деле.
Определением от 20 октября 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, привлекла к участию в деле в качестве третьего лица в порядке ст.43 ГПК РФ Департамент городского имущества г.Москвы (т.1 л.д.280-282).
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции, истец фио изменила исковые требования, и предъявляя исковые требования к Государственной жилищной инспекции г.Москвы, просила признать законной, произведенную перепланировку в комнате N1, расположенной по адресу: адрес, и сохранить данное жилое помещение в переустроенном виде (т.2 л.д.1-4).
В связи с принятием уточненного искового заявления с измененными исковыми требованиями, судебная коллегия протокольным определением от 30 ноября 2021 года привлекла ГБУ МосгорБТИ к участию в деле в качестве третьего лица (т.2 л.д.37-38).
Данные исковые требования истец фио просила удовлетворить в судебном заседании 20.12.2021 года.
Представитель ответчика Государственной жилищной инспекции г.Москвы по доверенности фио в суде апелляционной инстанции возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. Представил письменный отзыв.
Третьи лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о дате рассмотрения дела.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение подлежит отмене как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании Мосжилинспеции по ЗАО г.Москвы согласовать проект переустройства жилого помещения, поскольку жилищным законодательством предусмотрена возможность сохранения перепланированного помещения в случае, если перепланировка произведена в соответствии с градостроительными нормами и правилами и не создает угрозу жизни и здоровья неопределенному кругу лиц.
При этом суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, предъявленных к ГБУ МосгорБТИ, поскольку истцом не представлено доказательств нарушения ее прав и законных интересов ГБУ МосгорБТИ, учитывая, что сам истец не представил в ГБУ МосгорБТИ необходимый комплект документов, в частности разрешительную документацию, согласованную с Мосжилинспекцией.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако, обжалуемое решение названным требованиям закона отвечает.
В соответствии с ч.3 ст.327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч.4 ст330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ч.4 п.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
На основании п.5 ст.330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч.1 ст.330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
В соответствии со ст.43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Между тем, как следует из материалов гражданского дела, ДГИ г.Москвы как собственник (наймодатель) муниципальных комнат N3 площадью 10, 2 кв. м, N4 площадью 12, 3 кв. м, в пятикомнатной коммунальной квартире N146, расположенной по адресу: адрес участию в деле привлечен не был.
В этой связи судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и привлекла определением от 20 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица ДГИ г.Москвы.
В связи с чем, решение суда подлежит безусловной отмене.
Разрешая заявленные исковые требования, судебная коллегия не находит правовых оснований для их удовлетворения.
Так, положениями ч.2 ст.1 ЖК РФ предусмотрено, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии ст.30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
На основании ч.2 ст.36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с п.1 ст.247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Положениями ч.4 ст.30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.1 ст.41, ч.1 ст.42, ст.17 ЖК РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, каждый из собственников жилых помещений в коммунальной квартире одновременно является сособственником общего имущества и как лицо, обладающее полномочиями собственника, установленными ст.209 ГК РФ, вправе пользоваться им. Право пользования не может быть ограничено другим сособственником по своему усмотрению.
Согласно ч. 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам при условии, что это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, исключительно по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников.
В силу ч.2 ст.40 ЖК РФ, если реконструкция, реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу положений ст.8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.
Согласно ст.25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Положениями ч.1 и ч.2 ст.26 ЖК РФ установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее- орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
Согласно ч.4 ст.26 ЖК РФ решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч.2 и ч.2.1 ст.26 ЖК РФ документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в ч.2 ст.26 ЖК РФ, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
Согласно ч.1 ст.27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:
1) непредставления определенных ч.2 ст.26 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых с учетом ч.2.1 ст.26 ЖК РФ возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с ч.2.1 ст.26 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с ч.2.1 ст.26 ЖК РФ, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В соответствии с ч.3 ст.27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
В силу положений ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям.
Положениями ст.23 ЖК РФ определен следующий порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);
6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Примыкающими к переводимому помещению признаются помещения, имеющие общую с переводимым помещением стену или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением. Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение оформляется собственником помещения, примыкающего к переводимому помещению, в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление. В этом согласии указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица - собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, паспортные данные собственника указанного помещения, номер принадлежащего собственнику указанного помещения, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанное помещение.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч.2 ст.23 ЖК РФ. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в ч.2.1 ст.23 ЖК РФ, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч.2 и ч.2.1 ст.23 ЖК РФ документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в ч.2 ст.23 ЖК РФ, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в ч.4 ст.23 ЖК РФ решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Предусмотренный ч.5 ст.23 ЖК РФ документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Завершение указанных в ч.8 ст.23 ЖК РФ переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений. Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Согласно ч.1 ст.24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных ч.2 ст.23 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч.2 ст.23 ЖК РФ, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч.2 ст.23 ЖК РФ, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных ст.22 ЖК РФ условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
На основании ч.3 ст.24 ЖК РФ решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы", Государственная жилищная инспекция города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим: функции по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции; функции по предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах; функции по управлению системой мониторинга многоквартирных домов и особых объектов нежилого фонда города Москвы.
Полномочия Государственной жилищной инспекции города Москвы определены в пункте 4 указанного выше Положения.
Порядок согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в много квартирных домах регулируется положениями Постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах" (вместе с "Требованиями к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме", "Административным регламентом предоставления государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме" в городе Москве", "Требованиями к составу проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и к составу технического заключения о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме", "Требованиями к ведению журнала производства работ, оформлению актов освидетельствования скрытых работ и осуществлению авторского надзора", "Требованиями к учетно-технической документации на помещения в многоквартирных домах").
Положениями п.2.3.2 Административного регламента предоставления государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме" в городе Москве предусмотрено подача заявления (запроса) лицом, которое заинтересовано в согласовании перепланировки (переустройства).
К заявлению необходимо прикладывать комплект документов, предусмотренных п.2.5. Административного регламента.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается и судом апелляционной инстанцией установлено, что истец фио является собственником комнаты N1 площадью 17, 3 кв. м, в пятикомнатной коммунальной квартире по адресу: адрес (т.1 л.д.56-58).
В вышеуказанной коммунальной квартире комната N2 принадлежит фио, комнаты N3 и N4 городу Москвы (ответственным квартиросъемщиком является фиоО.), комната N5 фио (т.1 л.д.80).
Истец обратилась в Государственную жилищную инспекцию г.Москвы с заявлением о согласовании проекта перепланировки.
Письмом Жилищной инспекции по ЗАО г.Москвы N4492833-2017 от 25 декабря 2017 года (т.1 л.д.60) сообщено истцу фио о принятии решения об отказе в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги по следующим основаниям:
согласование ранее выполненных работ осуществляется на основании заявления об оформлении акта о завершении переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме;
не представлено техническое заключение о безопасности выполненных работ, оформленное организацией, имеющей допуск саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Письмом Мосжилинспекции NЗ-0662-19/О-0423-19 от 30 апреля 2019 года (т.1 л.д.61) сообщено истцу фио о принятии решения об отказе в оформлении акта о завершении переустройства и (или) перепланировки помещения по следующим обстоятельствам: непредставление документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, не представлено согласие собственников смежных помещений в связи с прокладкой инженерных коммуникаций через помещения, относящиеся к общему имуществу собственников квартиры, а также в связи с переносом дверного проема между помещением 1 и коридором 9, относящимся к общему имуществу собственников квартиры.
Согласно письму ГБУ МосгорБТИ NИС-ГР-С-2565/19 от 17 июня 2019 года в результате анализа материалов инвентарного дела и информационной базы данных ГБУ МосгорБТИ была выявлена неточность на поэтажном плане в части отображения дверного проема между комнатой N9 и комнатой N1. В связи с чем были внесены соответствующие изменения в учетно-техническую документацию ГБУ МосгорБТИ (т.1 л.д.161).
Согласно акта ГБУ "Жилищник района Очаково-Матвеевское" от 05 июля 2019 года в спорной квартире по проекту предусмотрено 2 туалета и 1 ванная комната. Из помещения, где расположен туалет и умывальник, жильцом комнаты N1 самовольно проведены коммуникации ХВС, ГВС и канализации в комнату, где обустроен сан.узел, умывальник, душ в специально для этого построенном помещении. Вышеуказанная врезка не нарушает работу систем ГВС, ХВС и канализации (т.1 л.д.63а).
Согласно акта ГБУ "Жилищник района Очаково-Матвеевское" от 29 июля 2020 года в комнате N1 квартиры по адресу: адрес, квю146 на основании технического заключения оборудован сан.узел с подключением к общеквартирным коммуникациям через стену смежного с комнатой общего туалета (т.1 л.д.155).
В соответствии с техническим заключением, представленном истцом при подаче иска, о допустимости и безопасности произведенных работ в помещении квартиры N146, расположенной на 1-м этаже многоэтажного жилого дома по адресу: адрес, на основании произведенного обследования ООО "Инжиниринговые системы" произведенные работы по перепланировке и переустройству помещений не затронули существующие системы вентиляции сети (за исключением местных подводок ко вновь устанавливаемому сантехническому оборудованию), что соответствует требованиям МГСН 3.01-96, МГНС 2.01-94, СП 7.13130.2013, СП 30.13330.2010, СП 73.13330.2016. Вентиляция образованной в комнате N1 кухни и сан.узла осуществляется через существующую систему вентиляции, расположенной в доме (т.1 л.д.3-42).
В соответствии с заключением NЗ-21-И-0008, представленным Мосжилинспекцией, по результатам обследования технического состояния системы вентиляции квартиры N146 по адресу: адрес, параметры воздухообмена совмещенного санузла квартиры N146 соответствуют нормативным требованиям. При обследовании системы вентиляции со стороны чердачного помещения выявлено: отсутствует/незакрыта межсекционная дверь - компрессионный режим "теплого" чердака нарушен; оголовок вертикального сборного канала-воздуховода по стояку кухни квартиры N146 перекрыт на 50% посторонним предметом (пожарный рукав); загрязнение защитной сетки оголовка. Истцу рекомендовано, с целью улучшения параметров воздухообмена, обеспечить постоянный приток наружного воздуха в достаточном, для нормативного функционирования системы вентиляции, объеме, рекомендуется установить приточные клапаны, увеличить подрез дверного полотна или выполнить в нижней части дверного полотна вентиляционного отверстия (т.1 л.д.188-200).
Инспекцией по надзору за энергоснабжением и контролю инженерных систем в ходе комиссионного обследования, проведенного 19 января 2021 года Жилищной инспекцией по ЗАО с участием ИНЭКИС и ГБУ "Экспертный центр" в присутствии собственников квартиры N146 установлено, что из подвального помещения многоквартирного дома в комнату N8 квартиры N146 выведены стояки холодного, горячего водоснабжения и канализации (водоотведения). При этом к указанным стоякам выполнены присоединения только помещений квартиры N146 (системы тупиковые).
Подключение холодного, горячего водоснабжения и канализации (водоотведения) комнаты N1 выполнено от соответствующих стояков в комнате N8.
Подключение канализации комнат N8 и N1 к общедомовой системе канализации (водоотведения) выполнено с применением косых крестовин и не влияет на пропускную способность общеквартирной и общедомовой канализации.
В ходе проведенного обследования, нарушений подключения трубопроводов холодного, горячего водоснабжения и канализации (водоотведения) комнаты N1 не выявлено (т.1 л.д.209).
Истец представил в материалы дела документы, подтверждающие установку приточного клапана, что также подтверждается актом осмотра Мосжилинспекции от 18 марта 2021 года (т.1 л.д.238). Таким образом, истец исполнил рекомендации, данных ею в ходе исследования технического состояния системы вентиляции квартиры N146.
Согласно заключению специалиста ООО "Экспертиза и консалтинг", представленному истцом судебной коллегии, по результатам обследования установлено, что организация сан.узла и кухни в пределах комнаты N1 соответствует санитарно-техническим и градостроительным требованиям. Требования, предъявляемые микроклимату жилых помещений, выполняются. Техническое состояние строительных конструкций в комнате оценивается как исправное по СП 13-102-2003. Таким образом, организация сан.узла и кухни не несут угрозу жизни и здоровью граждан (т.2 л.д.5-35).
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании произведенной перепланировки жилого помещения N1 квартире коммунального заселения законной и сохранении комнаты N1 в переустроенном виде, поскольку истцом не соблюдена установленная действующим законодательством процедура перевода части жилого помещения в нежилое, согласие собственников (нанимателей) комнат в коммунальной квартире на переустройство (перепланировку) комнаты N1 не получено.
При этом судебная коллегия также учитывает, что решения Мосжилинспекции об отказе в приеме заявления и пакета документов на согласование переустройства и (или (перепланировки) помещения в многоквартирном доме, и решение Мосжилинспекции об отказе в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировки, не обжаловались, не отменялись.
При подаче заявлений в Мосжилинспекцию истцом не был приложен полный комплект документов, необходимый для согласования перепланировки (переустройства) жилого помещения.
В комплект документов, подлежащих представлению для согласования перепланировки или переустройства входит согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма, или всех собственников помещений (за исключением нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы) (п.2.5.1.1.1.7. приложения N2 к Постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП).
Приложением N1 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в городе Москве утверждена форма заявления о согласовании переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном жилом доме. Согласно п.5 данной формы заявления, данное заявление должно содержать согласие на переустройство и (или) перепланировку от собственников (всех членов семьи нанимателя, в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя/всех собственников помещения) переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого (нежилого) помещения.
Работы по переустройству и перепланировке, выполненные фио затрагивают подвал (технические коммуникации) - то есть общее имущество дома (ч.1 ст.36 ЖК РФ). В подвал проделаны технические опуски для систем ГВС, ХВС, канализации, а потому в данном случае также надлежит представить документы, указанные в п.2.5.1.1.1.9. приложения N2 к постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП), а именно:
2.5.1.1.1.9.1. решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, содержащее описание части общего имущества, передаваемого в пользование, оформленное протоколом (и его копия).
2.5.1.1.1.9.2. одновременно с протоколом представляются документы (и их копии), являющиеся обязательным приложением к протоколу общего собрания:
2.5.1.1.1.9.2.1. реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме.
2.5.1.1.1.9.2.2. сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с п.5 ст.45, п.4 ст.47.1 ЖК РФ, на основании которого проводится общее собрание.
2.5.1.1.1.9.2.3. реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
2.5.1.1.1.9.2.4. список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников).
2.5.1.1.1.9.2.5. доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании.
2.5.1.1.1.9.2.6. решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования.
Однако вышеуказанные пункты постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП также не были выполнены истцом фио
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, отменяя решение, принимает новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований фио, предъявленных к Государственной жилищной инспекции г.Москвы о признании перепланировки законной, сохранении жилого помещения в переустроенном виде.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда города Москвы от 22 марта 2021 года отменить.
В удовлетворении исковых требований фио к Государственной жилищной инспекции г.Москвы о признании перепланировки законной, сохранении жилого помещения в переустроенном виде - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.