Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Климовой С.В, Жолудовой Т.В, при помощнике судьи Заргарян И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Парамоновой Л.А. на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 08 июня 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Парамоновой Л.А. к ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области о признании незаконным решения, назначении дополнительного пенсионного обеспечения - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Парамонова Л.А. 25.03.2021 направила в суд иск к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области) о признании незаконным решения ответчика от 07.10.2020, обязании назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с 22.09.2020, мотивируя обращение тем, что является лауреатом Премии Правительства РФ в области образования, в связи с чем 22.09.2020 обратилась к ответчику с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерацией за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", однако решением ответчика 07.10.2020 в его назначении отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим ее право на получение мер социальной поддержки.
В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали, представитель ответчика иск не признал.
08.06.2021 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Парамонова Л.А. по доводам своей апелляционной жалобы, срок на подачу которой восстановлен определением от 27.09.2021.
В заседании судебной коллегии истец Парамонова Л.А. и ее представитель по ордеру адвокат Фастовец М.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, ответчик ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 165-169).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и ее представителя, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Парамонова Л.А, паспортные данные, доктор педагогических наук, Академик и действительный член РАЕН, Заслуженный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения, Почетный профессор СГУ (л.д.38-43), является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования, присужденной ей как директору Центра "Дошкольное детство" имени А.В. Запорожца и другим работникам этого Центра постановлением Правительства РФ от 04.08.2006 N 474 за научно-практическую разработку "Система инновационного программно-методического обеспечения дошкольного уровня образования", о чем выдан диплом (л.д. 11-14).
С 19.09.1994 истец является получателем страховой пенсии по старости и до 01.09.2020 осуществляла трудовую деятельность (л.д. 111-114), по окончании которой 22.09.2020 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерацией за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", представив указанный диплом, и решением ответчика от 07.10.2020 в установлении ежемесячной доплаты к пенсии Парамоновой Л.А. отказано (л.д. 9-10).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (п. 1). Дополнительное материальное обеспечение назначается: 1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации; 2) гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного; 3) гражданам, награжденным орденом Ленина; 4) гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени; 5) гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней; 6) Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации; 7) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней; 8) лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР); 9) гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней; 10) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдлимпийских игр (п. 2) и согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.
Таким образом, по смыслу норм Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ к числу особо заслуженных лиц могут быть отнесены лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за особые заслуги и (или) выдающиеся достижения в соответствующей области, при этом к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 04.03.2002 N 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и (или) выдающиеся достижения, на дополнительное материальное обеспечение, относятся премии, которые имеют статус Государственной в соответствии с актом, учредившим их, и положением о них, а субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР (соответствующей), лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус "Государственной премии" в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии СССР). При этом полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации Правительство РФ не наделено (ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации") и в отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства РФ учреждаются от имени Правительства РФ в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер.
Так, Указом Президента РФ от 21.06.2004 N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" в редакции, действовавшей на момент присуждения истцу премии, в целях совершенствования системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры учреждено четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере сумма каждая, а ранее действовавшие Указы Президента РФ от 30.11.1995 N 1200 "Об учреждении премий Президента Российской Федерации в области образования" и от 18.03.1996 N 388 "Об утверждении Положения о премиях Президента Российской Федерации в области образования и Порядка представления работ на соискание премий Президента Российской Федерации в области образования" признаны утратившими силу с 01.01.2005.
При этом своим Постановлением от 26.08.2004 N 440 "О премиях Правительства Российской Федерации в области образования", действовавшим на момент присуждения истцу премии, в целях развития образования, создания эффективных технологий обучения и совершенствования системы премирования Правительство РФ учредило 20 ежегодных премий Правительства РФ в области образования с присуждением их, начиная с 2005 года в размере сумма каждая.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерацией за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку основания для назначения ей дополнительного материального обеспечения отсутствуют, учитывая, что 04.08.2006 истцу присуждена премия Правительства РФ, а не Государственная премия Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права применены судом верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Парамоновой Л.А. не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного постановления, поскольку сводятся к неверному толкованию и применению действующего и подлежащего применению законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 08 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Парамоновой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.