Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей Мухортых Е.Н., фио, при помощнике судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе истца Ставицкой Н.К. на решение Никулинского районного суда адрес от 28 мая 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ставицкой Надежды Константиновны к ООО УК "Новая Трехгорка" об обязании произвести перерасчет - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Ставицкая Н.К. обратилась в суд с иском к ООО УК "Новая Трехгорка" об обязании произвести перерасчет по оплате жилищно-коммунальных услуг жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, за период с января 2014 года по настоящее время, а именно, исключить коммунальные платежи за холодную воду, горячую воду, водоотвод, оплату за ТКО, начисленные пени; произвести перерасчет по коммунальным платежам, с учетом установленной фио с 2006 года инвалидности - инвалид 1 группы с детства, мотивируя свои требования тем, что истец, фио, фио являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: адрес. Квартира не пригодна для проживания. Ответчик является управляющей компанией, незаконно начисляет плату за ХВС, ГВС и водоотведение по повышающим коэффициентам, однако истец неоднократно уведомлял ответчика о том, что в квартире никто не проживает, проживание в квартире невозможно ввиду отсутствия ремонта в квартире. Требования истца ответчик оставил без удовлетворения.
Истец Ставицкая Н.К. в судебное заседание явилась, иск поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО УК "Новая Трехгорка" по доверенности фио в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец Ставицкая Н.К, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, допущенные судом нарушения норм материального права.
Представитель ответчика ООО УК "Новая Трехгорка" по доверенности фио в судебном заседании коллегии против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
В суд апелляционной инстанции истец Ставицкая Н.К, надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем, учитывая повторную неявку по вызову суда, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика ООО УК "Новая Трехгорка" по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ, ст. ст. 30, 31 ЖК РФ собственники жилых помещений и члены их семей обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, и несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Частью 1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с п. 2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно абз. 1 п. 3.2 приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы N 75-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП" "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы адрес" (вместе с "Методикой распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета воды") жильцы дома, в котором отсутствуют квартирные приборы учета, рассчитываются с исполнителем услуг за объемы потребления холодной и горячей воды и водоотведение, определяемые расчетным путем, с учетом показаний других установленных в доме приборов учета воды.
Согласно п. п. 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В силу абз. 2 п. 86 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Согласно п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно пункту 56(2) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 07.08.2012 квартира общей площадью 60, 4 кв. м, расположенная по адресу: адрес, принадлежит на праве общей долевой собственности Ставицкой Н.К, фио и фио, по 1/3 доли каждому.
Согласно выписке из домовой книги по указанному адресу с 25.12.2012 по 02.07.2013 были зарегистрированы по месту жительства фио, фио и фио В настоящее время в квартире никто не зарегистрирован.
Управление жилым домом по указанному адресу осуществляет ООО УК "Новая Трехгорка".
Из содержания искового заявления и объяснений истца следует, что с 2014 года по 2017 год в квартире не были установлены индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, в связи с чем, начисления за водопотребление и водоотведение производилось по повышенным коэффициентам.
Истец неоднократно обращалась к ответчику с требованием исключить из ЕПД начисления за водопотребление и водоотведение, поскольку в квартира не пригодна для проживания, в квартире не было возможности установить счетчики на воду.
В ответах на обращение истца ответчик указывал, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Доказательств наличия критериев согласно Приказа Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" о невозможности установки индивидуального приборов учета в период с 2014 года истцом суду не представлено, как и доказательств того, что жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, является непригодным для проживания.
Судом установлено, что 07.08.2017 собственниками жилого помещения в квартире были установлены ИПУ, в связи с чем ответчик производил расчет оплаты ГВС, ХВС исходя из показаний переданных собственниками жилого помещения. Вместе с тем, начиная с мая 2018 года по 27.08.2020 истец перестала передавать показания ИПУ, 27.08.2020 составлен акт сверки, в связи с чем истцу был произведен перерасчет оплаты указанных услуг, начиная с мая 2018 года по август 2020 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями норм материального права, принимая во внимание отсутствие доказательств технической невозможности установки в квартире истца индивидуальных приборов учета воды, установив, что ввиду отсутствия в квартире истца индивидуальных приборов учета воды платежи начислялись в соответствии с показаниями других установленных в доме приборов воды на основании нормативов, в дальнейшем, после установки ИПУ, был произведен перерасчет оплаты ГВС, ХВС, водоотведения, неиспользование жилого помещения не освобождает собственника жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, фио с заявлением о предоставлении льготы по оплате ЖКУ в связи с имеющейся инвалидностью не обращался, пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Ставицкой Н.К. к ООО УК "Новая Трехгорка" произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги не имеется и в иске отказал правильно.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не учел, что ответчик производил начисление оплаты ЖКУ исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении 4 лиц, в то время как в квартире зарегистрированных лиц не имеется, коллегия находит необоснованным. Как усматривается из расчета задолженности в период с ноября 2014 года по июль 2017 года включительно начисления по таким услугам как ХВС, ГВС, подогрев, водоотведение, производились исходя из норматива потребления на количество 4-х человек. Начисления по иным услугам производились исходя из общей площади жилого помещения. Начисления по нормативу потребления производились до установки в квартире приборов учета, а именно до июля 2017 года включительно, в соответствии с положением п. 56(2) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N354 "О представлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Доказательств отсутствия технической возможности установки ИПУ в квартире истцом не представлено. С момента установки индивидуальных приборов учета, а именно с августа 2017 года, начисления по указанным выше коммунальном услугам производятся исходя из показаний вплоть до июня 2018 года и на основании актов сверки в 2020-2021 гг, в связи с тем, что истцы не передают показания ежемесячно, как того требует действующее законодательство РФ. Так, истцу произведен перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг в сентябре 2020 года на сумму сумма, в апреле 2021 года на сумму сумма с учетом актов сверки показаний ИПУ, а также количества зарегистрированных в квартире лиц/собственников - 0/3.
Учитывая изложенное, суд обоснованно не нашел оснований для перерасчета коммунальных услуг.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Никулинского районного суда адрес от 28 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ставицкой Н.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.