Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Рачиной К.А., Климовой С.В., при секретаре Джемгирове М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. дело (номер дела в суде первой инстанции 2-202/21) по апелляционной жалобе Косолапова Дениса Александровича на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 28 июня 2021 года, которым постановлено:
"иск Косолапова Дениса Александровича к ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области об оспаривании решения, возложении обязанности - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение пенсионного органа от 21.11.2019 N 1463028/19 в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы: с 02.12.2008 по 12.01.2009, с 28.06.2016 по 18.08.2016, с 20.08.2016 по 30.11.2017.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области принять к зачету для назначения страховой пенсии Косолапову Денису Александровичу по п.20 ч. 1 ст. 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 02.12.2008 по 12.01.2009, с 28.06.2016 по 18.08.2016, с 20.08.2016 по 30.11.2017 - в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев.
В остальной части иска отказать",
УСТАНОВИЛА:
Косолапов Д.А. обратился в суд к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области с иском, уточнив который, просил признать незаконным решение ответчика N 1463028/19 от 21 ноября 2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 02 декабря 2008 года по 30 ноября 2009 года- в должности врача- анестезиолога- реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии для кардиохирургических больных Научно- исследовательского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, с 01 июля 2010 года по 11 декабря 2011 года, с 01 января 2012 года по 18 августа 2016 года, с 20 августа 2016 года по 30 ноября 2017 года, с 17 мая 2010 года по 30 июня 2010 года, с 12 декабря 2011 года по 31 декабря 2011 года, с 19 августа 2016 года по 19 августа 2016 г.- работа в должности и.о. руководителя отделения общей реанимации, с 25 мая 2012 г. заведующего научным отделением отделения общей реанимации, заведующего научным отделением в отделении реанимации интенсивной терапии для хирургических больных в ГБУЗ "Научно- исследовательском институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского" с 15 августа 2015 года по 31 мая 2019 года - работа в должности врача анастезиолога- реаниматолога отделения анестезиологии- реанимации на 0, 5 ставки в Туберкулезной больнице им. фио ДЗМ из расчета один год работы за один год и шесть месяцев, а также назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с даты обращения в пенсионный орган - 13 августа 2019 года, -ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебное заседание представитель истца явилась, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержала.
Представитель ответчика в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ранее представил в дело письменные возражения на иск, в которых против удовлетворения требований истца возражал.
Представители третьих лиц - ОПФР по г. Москве и Московской области, ГБУЗ г. Москвы "Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского" в суд не явились, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, о частичной отмене которого просит Косолапов Д.А. в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии истец Косолапов Д.А, представитель ответчика ГУ - ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области, представители третьих лиц - ОПФР по г. Москве и Московской области и ГБУЗ г. Москвы "Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского" не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют Отчеты об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами Почты России. При этом от представителя третьего лица ОПФР по г. Москве и Московской области по доверенности фио поступило заявление о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ, а также с учетом поступившего от представителя третьего лица ОПФР по г. Москве и Московской области по доверенности фио заявления, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Косолапова Д.А. по доверенности и ордеру адвоката фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган по вопросу досрочного назначения пенсии).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с учетом применения части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указанным Списком предусмотрено включение в специальный стаж работы врачей-специалистов всех наименований в учреждениях, поименованных в пунктах 1 - 31 раздела "Наименование учреждений" данного Списка, в календарном исчислении.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрен льготный порядок исчисления стажа:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 данных Правил.
Пункт 6 Правил исчисления периодов работы предусматривает, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном этими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Указанный в подпункте "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, содержит в качестве наименования структурного подразделения "отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка", "отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка", "патолого-анатомические отделения учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 списка, Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.; отделения (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института)", "отделы (отделения) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, судебно-медицинской лаборатории, предназначенные для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов".
Судом установлено, что 13 августа 2019 года Косолапов Д.А. обратился в ГУ - ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N 1463028/19 от 21 ноября 2019 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа. (т. 1 л.д. 5-7)
Пенсионным органом в страховой стаж Косолапова Д.А. были засчитаны периоды работы общей продолжительностью 25 лет 11 месяцев 10 дней.
При этом пенсионным органом из подсчета специального стажа истца были исключены периоды:
- с 02 декабря 2008 г. по 30 ноября 2009 г. в ГБУЗ г. Москвы "Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского", поскольку в выписке из ИЛС указана величина нагрузки 0, 5 ставки;
- с 01 июля 2010 года по 11 декабря 2011 года, с 01 января 2012 года по 18 августа 2016 года, с 20 августа 2016 года по 30 ноября 2017 года, поскольку в выписке из ИЛС отсутствуют коды выслуги лет;
- с 15 августа 2015 года по 31 мая 2019 года в Туберкулезной больнице им. фио в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации на 0, 5 ставки, поскольку отсутствуют доказательства занятости в течение нормальной продолжительности рабочего времени;
- с 17 мая 2010 года по 30 июня 2010 года, с 12 декабря 2011 года по 31 декабря 2011 года, 19 августа 2016 года - отпуск без сохранения заработной платы.
Отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и явился основанием для обращения истца в суд с данным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев периодов работы Косолапова Д.А. с 02 декабря 2008 г. по 12 января 2009, с 28 июня 2016 г. по 18 августа 2016 г, с 20 августа 2016 г. по 30 ноября 2017 г.
Решение суда в отношении тех периодов, которые были включены судом в специальный стаж, не обжалуется.
Отказывая во включении в специальный стаж истца периодов работы в ГБУЗ "НИИ им. Н.В. Склифосовского ДЗМ" с 01 июля 2010 г. по 11 декабря 2011 г, с 01 января 2012 г. по 27 июня 2016 г, суд руководствовался вышеприведенными нормами пенсионного законодательства, регулирующими спорные правоотношения и исходил из того, что истец в указанные периоды работал в штате по разделу "Наука" на должности заведующего научным отделением общей реанимации на основании приказа от 10.05.2010 года N 1596-к, 14.10.2013 года переведен в штат по разделу "Наука" на должность заведующего научным отделением отделения реанимации и интенсивной терапии для хирургических больных, переведен в штат по разделу "Клиника" 01.12.2017 г. При этом Списком должность "заведующий научным отделением" не поименована, как и не предусмотрено наименование учреждения "научно-исследовательский институт". В свою очередь, пунктом 6 Правил N 781 предусмотрено право на включение в стаж лечебной деятельности времени работы в должностях, указанных в списке, лишь в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций. При этом, судом также установлено, что работа в вышеуказанных должностях предполагает осуществление научной деятельности, ведение лечебной работы обоснованно прежде всего проведением научных исследований по профилю отделения.
Поскольку при включении судом спорных периодов в подсчет специального стажа истца (в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев периодов с 02 декабря 2008 г. по 12 января 2009, с 28 июня 2016 г. по 18 августа 2016 г, с 20 августа 2016 г. по 30 ноября 2017 г.), с учетом включенных пенсионным органов периодов, у истца не образуется требуемый специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости (28 лет 02 месяца 29 дней), суд первой инстанции отказал Косолапову Д.А. в удовлетворении исковых требований об обязании ГУ - ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, а потому не могут быть основанием к отмене решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами пенсионного законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено. Доводы апелляционной жалобы Косолапова Д.А. не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 28 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Косолапова Д.А, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.