Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Лобовой Л.В, судей Рачиной К.А, Климовой С.В, при помощнике судьи Казаковой А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе фио
на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 01 июня 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Военному комиссариату г. Москвы, Министерству обороны РФ о признании незаконным решения о прекращении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, о восстановлении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения - отказать в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к Военному комиссариату г. Москвы, Министерству обороны РФ (далее также - ВК г. Москвы и МО РФ соответственно) о признании незаконным решения о прекращении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, о восстановлении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, указывая, что Постановлением Правительства РФ от 18.02.2003 г. N 112 "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2002 года в области науки и техники" истцу за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией присуждена премия Правительства РФ за разработку и внедрение спутниковой системы для определения местоположения судов и самолетов, терпящих бедствие, "КОСПАС" ("Надежда") - российской части международной системы "КОСПАС-САРСАТ", вручен диплом N 4737. 13 июня 2018 года Военным комиссариатом г. Москвы, в соответствии с Федеральным законом от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", истцу была назначена выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения, которое он регулярно получал с июля 2018 года по февраль 2021 года, включительно. Истец указывает, что с марта 2021 года без предупреждения и уведомления выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения прекращена. После его письменного обращения в Военный комиссариат г. Москвы им был получен ответ о прекращении выплат дополнительного ежемесячного материального обеспечения с 1 марта 2021 года. С учетом изложенного, просит суд признать незаконным решение Военного комиссариата г. Москвы от 15.03.2021 о прекращении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, восстановить выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения с 01.03.2021 года.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Военного комиссариата г. Москвы фио в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленного иска.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленного иска.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе фио
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие данного представителя в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика Военного комиссариата г. Москвы фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фио является пенсионером МО РФ, имеет пенсионное удостоверение ГФ N ***, выданное 14 июля 2003 года, и является получателем военной пенсии, выплачиваемой ВК г. Москвы.
Постановлением Правительства РФ от 18.02.2003 N112 "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2002 года в области науки и техники" истцу за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией присуждена премия Правительства РФ за разработку и внедрение спутниковой системы для определения местоположения судов и самолетов, терпящих бедствие, "КОСПАС" ("Надежда") - российской части международной системы "КОСПАС - САРСАТ" и вручен диплом N 4737.
13 июня 2018 года ВК г. Москвы, в соответствии с Федеральным законом от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", истцу была назначена выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения, которую он получал с июля 2018 года по февраль 2021 года, включительно. Решением Военного комиссариата г. Москвы от 01 марта 2020 года выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения была прекращена, поскольку премии Правительства РФ не имеют необходимый статус государственных.
фио ссылается на то, что Указ Президента РФ от 21.06.2004 года N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" и Постановление Правительства РФ от 26.08.2004 года N 439 "О премиях Правительства РФ в области науки и техники" вступили в силу после присуждения ему премии Правительства РФ, а потому их положения не могут учитываться в целях оценки статуса присужденной премии.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
Федеральный закон от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 указанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с п. п. 8 п. 2 ст. 1 названного Федерального закона дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается: лауреатам Ленинской премии, лауреатам Государственных премий СССР и лауреатам Государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Также Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ) определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
К полномочиям Правительства Российской Федерации, как указано в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" не отнесено право учреждать и присуждать премии от имени Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации главой государства является Президент Российской Федерации.
На основании пункта "б" статьи 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации.
Государственные премии Российской Федерации от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус "Государственной премии" в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии СССР), учреждаются Президентом Российской Федерации.
В настоящее время в системе государственного премирования учреждены следующие государственные премии Российской Федерации, присуждаемые за выдающиеся достижения: ежегодная Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова; Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства; Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности; Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности.
Все приведенные выше премии обладают статусом "Государственной премии", а лицам, которым они присуждены, присваивается звание "Лауреат Государственной премии Российской Федерации" и вручается диплом "Лауреат Государственной премии Российской Федерации".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" учреждено четыре Государственных премии Российской Федерации в области науки и технологии и три Государственных премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства состоят из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии и удостоверения к нему, а также фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Из пункта 3 названного Указа следует, что "Государственные премии Российской Федерации" и "иные премии в области науки и техники, образования и культуры, ранее учрежденные актами Президента Российской Федерации" различны по своему статусу.
Пунктом 4 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, средств массовой информации.
Согласно пунктам 1 и 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения, перечисленные в подпунктах "а" - "и" названного пункта, по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон N 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и (или) выдающиеся достижения, на дополнительное материальное обеспечение, относятся премии, которые имеют статус Государственной в соответствии с актом, учредившим их, и положением о них.
Так, Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.
Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР (соответствующей), лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Лауреаты премии Правительства Российской Федерации не поименованы в перечне граждан, имеющих право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, установленном пунктом 2 статьи 1 указанного Закона, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имелось.
С учетом изложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что на ответчиков не может быть возложена обязанность по установлению и выплате истцу дополнительного ежемесячного материального обеспечения, премия Правительства РФ, которой награжден истец, такого права не предоставляет.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда, поскольку они сделаны в соответствии с приведенными положениями закона и исходя из фактических обстоятельств дела.
Неправомерными являлись и доводы истца о том, что он имеет право на дополнительное материальное обеспечение со ссылкой на Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 06.08.2002 г. N 53 "Об утверждении перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан РФ", как основанные на ошибочном толковании норм приведенных выше положений законодательства, поскольку премия, которой удостоен истец, к государственным премиям не отнесена.
Ссылку на телетайпограмму Минтруда Российской Федерации N 2181-ЮЛ, Пенсионного Фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-32/3539 от 12.04.2002 г. также нельзя признать обоснованной, поскольку данный документ не является нормативно-правовым актом и не является разъяснением, которое Минтруд Российской Федерации и Пенсионный Фонд Российской Федерации вправе издавать в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Кроме того, телетайпограмма направлена до издания Указа Президента Российской Федерации от 21.06.2004 г. N 785, которым изменена система государственного премирования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учеты при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 01 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.