Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Матлахова А.С.
и судей Фроловой Л.А, Салтыковой Л.В, при помощнике судьи Караминой Н.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В.
гражданское дело N 2-2286/2021 по апелляционной жалобе истца Чепика А.Г. на решение Басманного районного суда адрес от 22 июня 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Чепик Александра Георгиевича к представительству национальной авиатранспортной компании "Ройяль Эр-Марок" о взыскании денежных средств, неустойки, денежной компенсации морального вреда, штрафа отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Чепик А.Г. обратился в суд с иском к Представительству Национальной авиатранспортной компании "Ройяль эр-Марок" о взыскании денежных средств, неустойки, денежной компенсации морального вреда, штрафа.
В обоснование исковых требований истец указал, что 24 августа 2020 г. между истцом и Представительством Национальной авиатранспортной компании "Ройяль эр-Марок" был заключен договор воздушной перевозки пассажиров, в соответствии с которым перевозчик обязался предоставить истцу услуги по авиаперелету следующими рейсами: Москва - Касабланка (АТ221), Касабланка - Браззавиль (АТ267), Касабланка - Москва (АТ220) с датой вылета 23 декабря 2020 года. Между тем, вылет в указанную дату фактически не состоялся в связи с чем истец обратился к ответчику с заявлением о возврате ему денежных средств. Денежные средства ответчиком возвращены не были, в связи с чем Чепик А.Г. направил в адрес представительства компании претензию, которая также была оставлена без удовлетворения.
Истец просил суд взыскать с ответчика денежные средства в размере сумма, пени в размере сумма, денежную компенсацию морального вреда в размере сумма, штраф.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений.
Суд первой инстанции постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит истец Чепик А.Г. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, существенное нарушение судом норм материального и процессуального права.
В заседание судебной коллегии явился представитель ответчика Национальной авиатранспортной компании "Ройяль эр-Марок" по доверенности Малеев В.Ю, который с решением суда согласен, возражал против доводов апелляционной жалобы, пояснил, что денежные средства истцу были возвращены.
Истец Чепик А.Г. в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, не сообщил о причинах неявки, не просил об отложении судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции не соблюдены.
Из материалов дела следует, что 24 августа 2020 года между истцом и Представительством Национальной авиатранспортной компании "Ройяль эр-Марок" был заключен договор воздушной перевозки пассажиров, в соответствии с которыми перевозчик обязался предоставить истцу услуги по авиаперелету следующими рейсами: Москва - Касабланка (АТ221), Касабланка - Браззавиль (АТ267), Касабланка - Москва (АТ220) с датой вылета 23 декабря 2020 года.
Стоимость билета составила сумма Оплата провозной стоимости произведена истцом в полном объеме.
В связи с распространением коронавирусной инфекции 23 декабря 2020 года вышеуказанный рейс не состоялся в связи с чем истец обратился к ответчику с заявлением о возврате денежных средств, которое было оставлено без удовлетворения.
Суд первой инстанции, сославшись на положения статей 784, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 102, 107.2, 108 ч. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункты 44, 226 - 227 Федеральных Авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. N 82, Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 года N 991, пришел к выводу о том, что оснований для взыскания с ответчика денежных средств не имеется, поскольку не истек 3-х летний срок с даты отправления рейса.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем принятое судом решение подлежит отмене с принятием нового решения.
В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
Согласно пункту 44 Федеральных Авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. N 82, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой накладной.
В силу ч. 2 ст. 108 адрес Кодекса Российской Федерации в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
В соответствии с п. п. 226 - 227 Федеральных Авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. N 82 пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством РФ; вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ, в том числе болезни пассажира, что подтверждается медицинскими документами, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания, установленного в соответствии с пунктом 81 и настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.
Федеральным законом от 08.06.2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен ст. 107.2, которая устанавливает, что Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей адрес либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей адрес либо на ее части, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 г. N 991 оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской адрес, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.
Согласно п. п. 4, 5 указанного выше Положения при отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении. В случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика. Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.
В силу п. 6 указанного выше Положения денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.
Поскольку договор воздушной перевозки пассажиров между истцом и представительством национальной авиатранспортной компании "Ройяль Эр-Марок" был заключен 24 августа 2020 года, то есть после 01 мая 2020 года, то Постановление Правительства Российской Федерации от 06 июля 2020 года N 991 не могло быть применено.
Таким образом, ответчик обязан был выплатить истцу денежные средства в размере сумма
В этой части исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Поскольку денежные средства в размере сумма были истцу возвращены ответчиком, что следует из сообщения от 23.05.2021 года, решение суда в этой части исполнению не подлежит (л.д. 59 - 71).
Требования истца о взыскании неустойки и штрафа не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. А п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года N 428 (ред. от 22.05.2020 г.) "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" мораторий вводится на банкротство организаций, вошедших в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики в связи с распространением короновирусной инфекции. Срок действия моратория 6 месяцев со дня опубликования Постановления.
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на адрес новой короновирусной инфекции (COVID-19) N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 г.) раздел III - вопросы применения законодательства о банкротстве - в период действия моратория согласно пп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней), иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до ее введения. Этот же правовой режим распространяется и на проценты по ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенными нормами права требуемая истцом неустойка и штраф не подлежит взысканию с ответчика.
Требование истца о взыскании компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению, поскольку неисполнение ответчиком своих обязательств перед истцом вызвано чрезвычайными обстоятельствами, вины ответчика в неисполнении обязательств не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от 22 июня 2021 - отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Чепика Александра Георгиевича к Представительству Национальной авиатранспортной компании "Ройяль эр-Марок" о взыскании денежных средств, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Представительства Национальной авиатранспортной компании "Ройяль эр-Марок" в пользу Чепика Александра Георгиевича денежные средства в размере сумма
Решение суда в данной части в исполнение не приводить.
В остальной части исковых требований - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.