судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е., судей Ланиной Л.Е., Щербаковой А.В., при помощнике Рогачевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Щербаковой А.В. дело по апелляционной жалобе с дополнениями Черного С.В. на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 24 мая 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Черного Сергея Владимировича к ГБОУ адрес "Пятьдесят седьмая школа" о признании действий по отказу в приеме на обучение незаконными - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Черный С.В. обратился в суд с заявлением к ГБОУ г. Москвы "Пятьдесят седьмая школа", в котором с учетом уточнения исковых требований просит суд признать незаконным действия по отказу Черной Н.С. 14.03.2013 г.р. в праве преимущественного приема на обучение и по отказу в ее зачислении в ГБОУ г. Москвы "Пятьдесят седьмая школа", обязать ответчика зачислить Черную Н.С. на первый год обучения в ГБОУ г. Москвы "Пятьдесят седьмая школа", ссылаясь на то, что его старшая дочь *** *** г.р. является учащейся 4 класса ГБОУ г. Москвы "Пятьдесят седьмая школа". В 2020 году настало время для поступления в школу младшей дочери. Черный С.В. ссылается на преимущественное право приема на обучение братьев и сестер. 23 июля 2020 года Черный С.В. из письма ГБОУ г. Москвы "Пятьдесят седьмая школа" узнал, что школа отказала его младшей дочери в праве преимущественного приема на обучение и в зачислении в школу, в связи с чем истцу пришлось отдать на обучение свою младшую дочь в другую школу. Черный С.В. считает, что действия по отказу *** в праве преимущественного приема на обучение и по отказу в ее зачислении в ГБОУ г. Москвы "Пятьдесят седьмая школа" являются незаконными и нарушают права и законные интересы младшей дочери.
Административный истец и его представитель по доверенности в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель заинтересованного лица Департамент образования адрес в судебное заседание явился, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве.
Суд первой инстанции постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы с дополнениями Черный С.В.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Черного С.В. по доверенности Калинкина К.В, поддержавшего доводы жалобы, представителей ГБОУ г. Москвы "57 школа" по доверенности ***, ***, возражавших против удовлетворения жалобы, представителя Правительства Москвы Департамента образования г. Москвы по доверенности ***, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В силу положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установилимеющие значения для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Черный С.В. имеет старшую дочь *** *** г.р, которая является учащейся 4 класса ГБОУ адрес "Пятьдесят седьмая школа".
В 2020 году административный истец имел намерение на поступление в ГБОУ города Москвы "Пятьдесят седьмая школа" младшей дочери истца - ***, *** года рождения.
Согласно ч.1 ст.55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее - Закон об образовании) прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Согласно ч.3.1 ст.67 Закона об образовании проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
Доказательства проживания в одной семье и наличие общего места жительства дочерей истца подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В силу ч.4 ст. 67 Закона об образовании в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
В силу ч.5 ст.67 Закона об образовании организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, помимо отсутствия свободных мест, в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано на основании непрохождения индивидуального отбора.
Согласно п.1.3 Примерных правил приема граждан в образовательные организации, утвержденных Приказом Департамента образования адрес от 17.12.2015 года N3558 организации, перечень которых ежегодно определяется Департаментом образования адрес с учетом показателей вклада в качественное образование московских школьников, в дополнение к основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, вправе осуществлять прием обучающихся по результатам проведения мероприятий, определенных локальными актами данных образовательных организаций и согласованных учредителем.
Судом установлено, что ответчик относится к числу образовательных организаций г. Москвы, уполномоченных вводить дополнительные испытания при приеме обучающихся.
Согласно п.п. 1, 8 ч.3 ст.28 Закона об образовании образовательная организация вправе принимать локальные нормативные акты, регламентирующие правила приема обучающихся.
В целях реализации указанных положений административным ответчиком Приказом директора от 15.03.2018 года N37 утвержден Порядок организации ускоренного обучения, а также Правила приема обучающихся в школу, утвержденные Приказом директора от 30.04.2020 N49-од и приказ от 12.05.2020 N52-од, которыми предусмотрено, что основанием для зачисления в школу является успешное прохождение педагогической диагностики.
Согласно пунктам 1.4 и 1.5 Порядка организации ускоренного обучения ускоренное обучение со второго класса организуется по программе начального общего образования для обучающихся, демонстрирующих готовность к освоению образовательной программы начального общего образования "Эффективная начальная школа". Установление готовности к ускоренному обучению осуществляется по результатам психолого-педагогической диагностики, проводимой учреждением на основании письменных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся специалистами ГБОУ Школа N57.
Черный С.В. был ознакомлен с вышеуказанными положениями в связи с чем подал заявление на прохождение своей младшей дочери *** педагогической диагностики и направил свою дочь на педагогическую диагностику.
По итогам педагогической диагностики младшей дочери истца она не была рекомендована к зачислению на обучение в ГБОУ адрес "Пятьдесят седьмая школа".
Пунктом 3 Правил приема обучающихся в Школу N57 установлено, что прием обучающихся в первые классы школы на очную форму не проводится. Для обучения со второго класса по ускоренной программе начального общего образования "Эффективная начальная школа" зачисляются дети, достигшие на 1 сентября предстоящего/соответствующего/текущего года семи лет (но не позже достижения или восьми лет и шести месяцев), не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, успешно прошедшие педагогическую диагностику готовности к ускоренного обучению, проводимую школой на основании письменных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся.
Аналогичные правила установлены п.1.2 Временного порядка проведения педагогической диагностики для обучающихся групп развивающего обучения "Классики", действующего в период режима повышенной готовности, определенного указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ, утвержденного Приказом директора от 06 мая 2020 года N50-од.
В п.1 приказа директора от 12.05.2020 N52-од установлено, что осуществляется набор обучающихся из числа успешно прошедших педагогическую диагностику готовности к ускоренному освоению образовательной программы начального общего образования в соответствии с Правилами приема обучающихся.
Таким образом, в ГБОУ г. Москвы "Пятьдесят седьмая школа" прием обучающихся в первые классы школы на очную форму не проводится, существует только программа ускоренного обучения со второго класса набор на которую осуществляется из числа лиц успешно прошедших педагогическую диагностику готовности к ускоренному освоению образовательной программы начального общего образования.
Так как дочери истца - *** *** г.р. - не было рекомендовано обучение по ускоренной программе по результатам проведения диагностики, то она не обладает преимущественным правом приема по основания обучения в данной образовательной организации своей сестры.
Судом также установлено, что с заявлением о зачислении своей младшей дочери истец обратился 24.08.2020 года, однако к тому моменту в школе отсутствовали свободные места.
Судом установлено, что дети успешно прошедшие диагностику, чьи братья и сестры уже обучаются в ГБОУ г. Москвы "Пятьдесят седьмая школа", пользуясь преимущественным правом в соответствии с п.3.1 ст.67 Закона об образовании были зачислены в школу в первую очередь в количестве 26 человек. Из успешно прошедших педагогическую диагностику были сформированы 4 вторых класса общим количеством обучающихся 112 человек.
Судом установлено, что согласно Приказу Департамента образования адрес от 4 декабря 2015 года N3511 территории (адреса) закрепленные за ГБОУ адрес "Пятьдесят седьмая школа" отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования признать незаконным действия по отказу *** *** г.р. в праве преимущественного приема на обучение и по отказу в ее зачислении в ГБОУ г. Москвы "Пятьдесят седьмая школа", обязать административного ответчика зачислить *** на первый год обучения в ГБОУ г. Москвы "Пятьдесят седьмая школа" не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства дела судом были установлены полно и правильно, представленным доказательствам судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка, нормы действующего законодательства судом были применены верно, мотивы, по которым суд пришел к данным выводам приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Доводы апелляционной жалобы с дополнениями о том, что право преимущественного приема на обучение в образовательную организацию своего брата и (или) сестры реализуется вне зависимости от результатов прохождения ребенком педагогической диагностики, а также вне зависимости от выбора обучающимися программы обучения (ускоренная или обычная), судебная коллегия не может принять во внимание как основание для отмены судебного постановления, поскольку при рассмотрении данного дела, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что успешное прохождение педагогической диагностики является обязательным условием для зачисления на ускоренное обучение. При этом по итогам прохождения педагогической диагностики Ребенку не рекомендовано ускоренное обучение.
Порядок организации ускоренного обучения по программе начального общего образования "Эффективная начальная школа", утв. приказом Директора Школы N 57 от 15 марта 2018 г. N37 устанавливает следующее регулирование:
Ускоренное обучение со второго класса организуется для обучающихся, демонстрирующих готовность к освоению образовательной программы начального общего образования "Эффективная начальная школа".
Установление готовности к ускоренному обучению осуществляется по результатам психолого-педагогической диагностики, проводимой Учреждением на основании письменных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся специалистами ГБОУ Школа N57.
Пунктом 3 Правил приема обучающихся в Школу N 57, утв. Приказом Директора Школы N 57 от 30 апреля 2020 г. N 49-од, закреплено: Прием обучающихся в первые классы Школы на очную форму не проводится. Для обучения со второго класса по ускоренной программе начального общего образования "Эффективная начальная школа" зачисляются дети, достигшие на 1 сентября предстоящего / соответствующего / текущего года семи лет (но не позже достижения ими восьми лет и шести месяцев), не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, успешно прошедшие педагогическую диагностику готовности к ускоренному обучению, проводимую Школой на основании письменных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся.
Кроме того, аналогичное положение установлено пунктом 1.2 Временного порядка проведения педагогической диагностики для обучающихся групп развивающего обучения "Классики", действующего в период режима повышенной готовности, определенного указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", утв. приказом Директора Школы N 57 от 06 мая 2020 г. N 50-од, (далее -Временный порядок проведения педагогической диагностики):
Ускоренное обучение организуется для обучающихся, демонстрирующих готовность к освоению данной образовательной программы. Установление готовности осуществляется по результатам педагогической диагностики, проводимой Школой на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).
Во исполнение вышеуказанного регулирования был издан приказ Директора Школы Ш 57 от 12 мая 2020 г. N 52-од (далее - Приказ о наборе), в п. 1 которого закреплено:... осуществлять набор обучающихся из числа успешно прошедших педагогическую диагностику готовности к ускоренному освоению образовательной программы начального общего образования в соответствии с Правилами приема обучающихся.
Онлайн педагогическая диагностика Ребенку проводилась в соответствии с предусмотренной Процедурой проведения онлайн педагогической диагностики для поступления во 2 класс ГБОУ Школа N 57 на программу ускоренного освоения образовательной программы начального общего образования 2020/2021 учебного года, утв. Директором Школы N 57 А.А. Вахнеевой 12 мая 2020 г. (далее - Процедура проведения диагностики).
По итогам проведения диагностики Ребенка были составлены 3 протокола: протокол проведения on-line собеседования, протокол административного наблюдения на on-line собеседовании, протокол психологического наблюдения на on-line собеседовании. Пунктом 6 раздела 1 Процедуры проведения диагностики установлено:
После завершения диагностических процедур все протоколы анализируются и обобщаются (с использованием электронных таблиц). По итогам формируется список детей, рекомендованных к обучению по ускоренному освоению образовательной программы начального общего образования.
По итогам проведения диагностики Ребенку не рекомендовано обучение по ускоренной программе. Ребенок, которому не рекомендовано обучение по ускоренной программе, не обладает преимущественным правом приема по основанию обучения в данной образовательной организации своего брата и (или) сестры.
Доводы апелляционной жалобы с дополнениями о том, что локальные нормативные акты Школы предусматривающие прием на первый год обучения только тех детей, которые получили рекомендации к ускоренному обучении. Противоречат законодательству, судебная коллегия отклоняет, поскольку частью 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Органом специальной компетенции в сфере образования в г. Москва является в настоящее время Департамент образования и науки города Москвы, До 03 декабря 2018 г. данный департамент именовался Департаментом образования города Москвы (название изменено Постановлением Правительства Москвы от 03.12.2018 N 1447-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 447-ПП").
Согласно п. 1.3 Примерных правил приема граждан в образовательные организации, утв. Приказом Департамента образования города Москвы от 17.12.2015 N 3558 (далее -Примерные правила приема N 3558) образовательные организации, перечень которых ежегодно определяется Департаментом образования города Москвы с учетом показателей вклада в качественное образование московских школьников, в дополнение к основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, вправе осуществлять прием обучающихся по результатам проведения мероприятий, определенных локальными актами данных образовательных организаций и согласованных учредителем.
Департаментом образования и науки города Москвы был составлен Рейтинг вклада
образовательных организаций в качественное образование московских школьников
2019/20, в который включена Школа N57 (***).
Кроме того, право образовательной организации принимать локальные нормативные акты о порядке приема обучающихся прямо закреплено Законом об образовании:
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
8) прием обучающихся в образовательную организацию... ;
(п.п, 1, 8 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании)
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.(ч. 2 ст. 30 Закона об образовании)
Более того, суд первой инстанции установил, что ответчик относится к числу образовательных организаций города Москвы, уполномоченных вводить дополнительные испытания при приеме обучающихся.
Согласно п.п. 1, 8 ч.З, ст.28 Закона об образовании образовательная организация вправе принимать локальные нормативные акты, регламентирующие правила приема обучающихся.
В целях реализации указанных положений ответчиком Приказом директора от 15.03.2018 года N37 утвержден Порядок организации ускоренного обучения, а также Правила приема обучающихся в школу, утвержденные Приказом директора от 30.04.2020 N 49-од и приказ от 12.05.2020 N 52-од, которыми предусмотрено, что основанием для зачисления в школу является успешное прохождение педагогической диагностики.
Так как дочери истца ? *** *** года рождения - не было рекомендовано обучение по ускоренной программе по результатам проведения диагностики, то она не обладает преимущественным правом приема по основания обучения в данной образовательной организации своей сестры.
Довод апелляционной жалобы с дополнениями о том, что заявление было подано в Школу в то время, когда имелись свободные места, судебная коллегия отклоняет, поскольку с заявлением о зачислении Ребенка истец обратился 24.08.2020, однако к этому моменту в школе отсутствовали свободные места. Таким образом, Школа N 57 не могла рассмотреть заявление о приеме Ребенка.
Ни Законом об образовании, ни иными нормативными актами не разъяснено соотношение положений о преимущественном праве (ч. 3.1 ст. 67 Закона об образовании) и об отсутствии свободных мест как основании для отказа в приеме ребенка (ч. 4 ст. 61 Закона об образовании):
На главной странице официального сайта Школы N 57 17 августа 2020 г. была размещена информация, что в связи с достижением максимальной наполняемости вторых классов 2020-2021 учебного года заявления на зачисление не принимаются. Классы укомплектованы.
Таким образом, Школа N 57 во исполнение ч. 4 ст. 67 Закона об образовании не рассмотрела заявление о приеме Ребенка в Школу N 57, поскольку к моменту подачи этого заявления в Школе N 57 уже не осталось свободных мест.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями Черного С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.