Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В, судей фио, фио, при секретаре Дубравиной Ж.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению фио Сальбины Багавдиновны к Департаменту образования и науки адрес о признании незаконными действий (бездействия), обязании восстановить нарушенные права (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-388/2021)
по апелляционной жалобе административного истца Багаутдиновой С.Б. на решение Мещанского районного суда адрес от 11 мая 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, объяснения административного истца Багаутдиновой С.Б., возражения представителя административного ответчика по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Багаутдинова С.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования и науки адрес, в котором просила признать незаконным действия (бездействие) административного ответчика в решении вопроса устройства ее несовершеннолетнего ребенка, фио, паспортные данные, в группу полного дня государственного дошкольного образовательного учреждения на территории адрес в районе проживания; возложить на административного ответчика обязанность поставить ребенка на учет и предоставить в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда место в детском саду в ГБОУ Школа N2120 и (или) ГБОУ Школа N2065.
В обоснование требований административный истец указала, что 24 сентября 2020 года обратилась в Департамент образования адрес для постановки ребенка на учет для получения места детском саду. Согласно данным электронного учета в очередь ее ребенка не поставили, направление в дошкольное образовательное учреждение не выдано. Письмом от 05 октября 2020 года в предоставлении места ребенку административного истца было отказано по причине отсутствия зарегистрированного электронного заявления в личном кабинете на сайте mos.ru.
Административный истец полагала, что административным ответчиком нарушено право ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование, что противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Решением Мещанского районного суда адрес от 11 мая 2021 года в удовлетворении требований Багаутдиновой С.Б. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком представлены возражения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца Багаутдиновой С.Б, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика по доверенности фио, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
При рассмотрении административного дела установлено, что Багаутдинова С.Б. является матерью несовершеннолетней фио, паспортные данные.
24 сентября 2020 года административный истец обратилась в Департамент образования адрес с заявлением, в котором просила обеспечить ее ребенка местом в детском саду в ГБОУ школа 2120, ГБОУ школа 2065 с 01 декабря 2020 года.
Письмом от 05 октября 2020 года N01-56/ОП/03-2129/20 Багаутдиновой С.Б. было сообщено о том, что в комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" адрес (КИС "ГУСОЭВ") активных заявлений на поступление ее ребёнка в дошкольную группу какой-либо образовательной организации не установлено, ранее поданное заявление аннулировано, так как указанные в заявлении сведения (о месте пребывания) не подтверждены. Заявителю разъяснено, что для предоставления места в дошкольной группе образовательной организации осуществляется на основании заявления, поданного в личном кабинете на сайте mos.ru.
Также установлено, что 11 мая 2021 года несовершеннолетняя дочь административного истца по заявлению матери от 11 мая 2021 года зарегистрирована в электронной очереди для получения в 2021-2022 учебном году места в дошкольном образовательном учреждении. В качестве приоритетного выбрано ГБОУ "Школа N 2120", дополнительное образовательное учреждение N 1 - ГБОУ "Школа N2065". Согласно данным электронного учета очередь ребенка на зачисление в данные образовательные учреждения на настоящее время не подошла.
Из справок от 30 апреля 2021 года (л.д. 62, 63) следует, что дошкольные группы названных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, выбранные в электронном заявлении, полностью укомплектованы в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Места в дошкольных группах по мере их освобождения будут предоставляются детям в соответствии с очередностью и наличием льгот.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что из совокупности собранных по делу доказательств, не имеется оснований полагать, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие в рассматриваемых правоотношениях, нарушены права административного истца и ее ребенка.
Оснований не согласиться с такими выводами суда не имеется; они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, верно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и являются мотивированными.
Так, Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) также предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами; статья 3 Конвенции устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование и обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5).
Названный федеральный закон организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация; в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (части 3 и 4 статьи 67 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона адрес от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в адрес", пунктами 1 и 4.2.16 Положения о Департаменте образования и науки адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 447-ПП, организация предоставления в государственных образовательных организациях адрес общего образования, в том числе дошкольного, отнесена к ведению административного ответчика, который непосредственно участвует в учете детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, а также взаимодействует с образовательными учреждениями при реализации полномочий по вопросам местного значения и переданных государственных полномочий адрес.
Для этих целей на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2013 N 447-ПП создана Комплексная информационная система "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (далее - КИС "ГУСОЭВ"), а Департаментом образования адрес утверждены Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес (далее - Временные правила), пунктом 7 которых установлено, что направление детей на зачисление в образовательные организации осуществляется в соответствии с единым электронным реестром поэтапно в порядке, реализующем учет приоритетов, установленных настоящей статьей.
КИС "ГУСОЭВ" является государственной информационной системой адрес, предназначенной для предоставления услуг в сфере образования и исполнения государственных функций в сфере образования, в том числе в электронной форме. Государственная информационная система адрес функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации и адрес.
КИС "ГУСОЭВ" обеспечивает прием и обработку запросов (заявлений) о предоставлении услуг в сфере образования и автоматически выстраивает очерёдность детей в электронном виде с учетом их возраста, приоритетов и имеющихся льгот.
В КИС "ГУСОЭВ" регистрируются электронные заявления для предоставления ребёнку места в дошкольной группе образовательной организации на детей, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания на территории адрес. Заявление регистрируется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего самостоятельно на сайте mos.ru в разделе "Услуги и сервисы" (https:// www.mos.ru/services) при предъявлении документов, определённых Временными правилами и подтверждающих сведения, указанные в заявлении.
Согласно пункту 3 Временных правил в КИС "ГУСОЭВ" регистрируются заявления родителей (законных представителей), дети которых: зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на территории адрес; зарегистрированы органами регистрационного учета по месту пребывания на территории адрес; не достигнут возраста 7 лет на 1 сентября календарного года, в котором планируется направление ребёнка на зачисление в организацию.
Согласно пункту 4 Временных правил при подаче заявителем электронного заявления на сайте www.mos.ru в автоматическом режиме с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляется проверка следующих сведений, указанных в электронном заявлении: свидетельства о рождении ребёнка; адреса регистрации ребёнка по месту жительства (по месту пребывания) на территории адрес; наличие льготы.
Если данные не подтверждены в ходе межведомственной проверки, заявитель информируется о необходимости предоставить документы, подтверждающие указанные сведения, в течение 20 календарных дней. Заявление регистрируется в электронном реестре заявлений после подтверждения указанных сведений. В случае непредставления заявителем в течение 20 календарных дней документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения и отсутствия их подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия, заявление отклоняется и не регистрируется в едином электронном реестре заявлений
При этом ни одним из пунктов Временных правил не предусмотрены сроки предоставления места в дошкольном образовательном учреждении, а представление места в ДОУ поставлено исключительно в зависимость от даты постановки на учет и количества претендентов, имеющих аналогичные гарантии, наличия свободных мест.
При этом, согласно пункту 9 Рекомендаций по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенных в письме Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2013 года N08-1063, список детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОУ с 1 сентября текущего календарного года, формируется на определенную дату (не позднее даты начала комплектования дошкольных учреждений), установленную учредителем (например, на 1 июня календарного года для предоставления ребенку места с 1 сентября календарного года). После установленной даты в список детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольном учреждении с 1 сентября текущего календарного года, могут быть дополнительно включены только дети, имеющие право первоочередного (внеочередного) приема в ДОУ.
Дети, родители которых заполнили заявление о постановке на учет после установленной даты (после 1 июня текущего календарного года), включаются в список детей, которым место в ДОУ необходимо предоставить с 1 сентября следующего календарного года.
Согласно разделу 7 Временных правил, действующих в адрес, комплектование организаций на 1 сентября текущего календарного года производится ежегодно в период с 1 марта по 31 мая, направление детей на зачисление в дошкольные образовательные организации осуществляются при наличии свободных мест. В случае отсутствия свободных мест в выбранных организациях, заявителю в период до 30 апреля предлагаются свободные места в трех других организациях данного или смежного районов в доступной близости от места проживания ребенка. При отказе заявителя или при отсутствии согласия/отказа заявителя от трех предложенных организаций изменяется желаемая дата поступления на 1 сентября следующего календарного года с сохранением даты постановки на учет.
Материалами дела подтверждается, что, действительно, изначально заявление для поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение в соответствии с установленным порядком было аннулировано и ребенок в электронную очередь не включен; административный ответчик в установленном порядке и сроки рассмотрел обращение Багаутдиновой С.Б, в ответе на которое разъяснил заявителю механизм предоставления мест в детском саду; административным истцом в установленном порядке заявление подано только 11 мая 2021 года, с желаемым годом поступления - 2021/2022 учебный год, что она подтвердила в заседании судебной коллегии; процедура направления детей административного истца в дошкольное образовательное учреждение, регламентированная Временными правилами, административным ответчиком не нарушена; ребенок ожидает открытия свободных мест и их предоставления в порядке очередности; само по себе наличие очереди на получение места в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности по обеспечению доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка заявителя; административный ответчик обязан предлагать в порядке соответствующей очередности и только свободные места в образовательных организациях (при их наличии); в настоящем случае свободные места в выбранных школах не установлены.
Изложенное свидетельствует об обоснованности выводов суда о том, что административный ответчик в рассматриваемых правоотношениях действовал в соответствии с законом и без нарушения прав административного истца и ее ребенка и создания препятствий к его реализации; исполнил требования действующего законодательства и совершил необходимые и испрашиваемые у него непосредственно заявителем действия, в связи с чем основания для удовлетворения иска не установлены.
При этом судебная коллегия отмечает, что Департамент образования и науки адрес для целей исполнения возложенных на него обязанностей по удовлетворению потребностей населения в услугах дошкольного образования, начиная с 2018 года при участии иных органов государственной власти ведет активное и не прекращающее строительство и ввод в эксплуатацию зданий с дошкольными группами на территории адрес, увеличивает ежегодно количество дошкольных образовательных учреждений.
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям статьи 227 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела (часть 9 статьи 226 КАС РФ) и нормам закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы административного истца не могут быть приняты во внимание; они, по сути, направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены либо не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда о том, что фактов незаконного, нарушающего права административного истца и ее несовершеннолетнего ребенка, бездействия административного ответчика при рассмотрении дела не установлено.
Несогласие административного истца с выводами суда, другая оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального и процессуального права; в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении административному истцу не отказывалось; процедура направления ребенка административного истца в дошкольное образовательное учреждение, регламентированная Временными правилами, административным ответчиком не нарушена; для предоставления ребенку места в детском саду необходимо заявление об этом, поданное в предусмотренном порядке.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют; нарушений статьи 84 КАС РФ при оценке собранных по делу доказательств не допущено, она признается судебной коллегией надлежащей.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований к отмене или изменению решения суда не установлено, заявителем жалобы не приведено, а непосредственно доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, принятого с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 11 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Багаутдиновой С.Б.- без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.