Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Гордеевой О.В.
при секретаре Аликсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-72/2021 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по адрес к Блинкову... о взыскании недоимки по земельному налогу, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика фио на решение Кунцевского районного суда адрес от 11 марта 2021 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по адрес (далее - ИФНС России по адрес) обратилась в суд с административным иском к Блинкову А.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017 г. в размере сумма, за 2018 г. - сумма, пени за 2015 г. в размере сумма, за 2016 г. в размере сумма, за 2017 г. в размере сумма, за 2018 г. - сумма, на общую сумму сумма
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что административному ответчику на праве собственности в указанные налоговые периоды принадлежали земельные участки, расположенные по адресу: адрес, д, 23, кадастровый номер.., площадью 900 кв.м.; адрес д, 198А, кадастровый номер.., площадью 1 500 кв.м.; адрес д, 197Б, кадастровый номер.., площадью 1 500 кв.м, вместе с тем обязанность по уплате земельного налога надлежащим образом административным ответчиком не исполнена.
Решением Кунцевского районного суда адрес от 11 марта 2021 года административные исковые требования ИФНС по адрес удовлетворены, постановлено:
взыскать с Блинкова... в пользу ИФНС по адрес задолженность по земельному налогу за 2017 г. в размере сумма, за 2018 г. - сумма, пени за 2015 г. в размере сумма, за 2016 г. в размере сумма, за 2017 г. в размере сумма, за 2018 г. - сумма, на общую сумму сумма;
взыскать с Блинкова... государственную пошлину в бюджет адрес в размере сумма
В апелляционной жалобе Блинков А.А. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы настоящего дела, исследовав материалы истребованного по запросу суда апелляционной инстанции административного дела N2а-199/2020 по административному иску ИФНС России по адрес к Блинкову А.А. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене постановленного судом решения.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Статьей 396 Налогового кодекса РФ предусмотрено, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
На основании пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления.
Согласно статье 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Разрешая настоящее дело, суд установил, что Блинкову А.А. в спорных налоговых периодах на праве собственности принадлежали следующие земельные участки:
с кадастровым номером.., расположенный по адресу: адрес, д. адрес, 23, площадью 900 кв.м.;
с кадастровым номером.., расположенынй по адресу: адрес, д. адрес, 198А,, площадью 1 500 кв.м.;
с кадастровым номером.., расположенный по адресу: адрес, д. адрес, 197Б,, площадью 1 500 кв.м.
Обращаясь в суд с настоящим иском, налоговый орган ссылался на то, что Блинкову А.А. произведен расчет земельного налога за 2017, 2018 годы, в связи с чем в его адрес направлены налоговые уведомления от 23 августа 2018 года N49572729 (за 2017 год), N 82227966 (за 2018 год) (л.д. 8-9, 16-17).
В связи с неуплатой налога ответчику направлены требования N 30609 от 17 июля 2019 года, которым предложено в срок до 25 октября 2019 года уплатить пени в размере сумма, N 40835 от 19 декабря 2019 года, которым предложено в срок до 21 января 2020 года уплатить недоимку в размере сумма, пени в размере сумма (л.д. 11-13, 19-21).
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N201 адрес, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N205 адрес от 6 мая 2020 года с фио взыскана задолженность по земельному налогу, пени.
Определением мирового судьи того же судебного участка от 3 июня 2020 года судебный приказ отменен на основании возражений должника против его исполнения.
В суд с настоящим иском административный истец обратился 19 октября 2020 года (л.д.32), то есть с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ срока.
Разрешая настоящий спор, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт наличия у административного ответчика задолженности по уплате земельного налога за 2017, 2018 годы, а также взыскал с него пени за просрочку уплаты налога за 2015, 2016, 2017, 2018 годы.
При этом судом отклонены доводы фио о том, что налоговые уведомления и требования в его адрес не направлялись, поскольку материалами дела подтверждено, что налоговые уведомления и требования доведены до сведения фио путем размещения в личном кабинете налогоплательщика.
Направление в адрес фио административного искового заявления подтверждено представленным административным истцом списком внутренних почтовых отправлений с отметкой организации почтовой связи (л.д.28-30).
Доводы Блинкова А.А. о том, что при расчете налога неверно применена кадастровая стоимость земельных участков, являются несостоятельными, поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... в размере сумма, земельного участка с кадастровым номером... в размере сумма, земельного участка с кадастровым номером... в размере сумма была установлена на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования адрес от 27 ноября 2013 года N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель адрес" и действовала в налоговые периоды 2017, 2018 годов.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... в размере сумма, земельного участка с кадастровым номером... в размере сумма, земельного участка с кадастровым номером... в размере сумма, на которые указывает Блинков А.А, подлежали применению в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования адрес от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель адрес" для исчисления налога с 1 января 2019 года.
С учетом изложенного, суд удовлетворил заявленные ИФНС России по адрес требования в полном объеме.
Вместе с тем, проверяя законность постановленного судом решения в апелляционном порядке, судебная коллегия учитывает, что в силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из дела видно, что возражая против удовлетворения заявленных требований, Блинков А.А. ссылался на то, что в производстве Кунцевского районного суда адрес имеется административное дело, в рамках которого рассматриваются требования ИФНС России по адрес о взыскании с него недоимки по земельному налогу, в том числе за 2017 год.
При этом материалами истребованного по запросу судебной коллегии административного дела N2а-199/2020 подтверждается, что налоговым органом по указанному делу действительно были заявлены требования о взыскании с фио недоимки по земельному налогу за 2017 год за названные выше земельные участки (л.д.8-9 дела N2а-199/2020), в обоснование которых налоговый орган представил в суд налоговое уведомление N49572729 от 23 августа 2018 года (л.д.16 того же дела), которым произведен расчет земельного налога за 2017 год в размере сумма, данные требования удовлетворены принятым по данному делу решением суда от 9 декабря 2020 года, которым с фио взыскана недоимка по земельному налогу за 2017 год в размере сумма
В то же время заявляя по настоящему административному делу требования о взыскании с фио недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере сумма, налоговый орган какого-либо расчета недоимки в подобном размере суду не представил, оснований для ее возникновения не подтвердил.
Материалы настоящего дела каких-либо налоговых уведомлений, помимо уведомления N49572729 от 23 августа 2018 года, которым Блинкову А.А. производился расчет (перерасчет) земельного налога за 2017 год не содержат, при этом задолженность по земельному налогу за 2017 год на основании налогового уведомления N49572729 от 23 августа 2018 года уже взыскана вступившим в законную силу решением суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии законных оснований для взыскания с фио недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере сумма и соответственно пени за просрочку уплаты данной недоимки.
Таким образом, судебная коллегия считает необходимым на основании пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ постановленное судом решение отменить с принятием по делу нового решениня о частичном удовлетворении заявленных ИФНС России по адрес требований.
С учетом изложенного, взысканию с фио подлежат: недоимка по земельному налогу за 2018 год в размере за 2018 год в размере сумма, пени за просрочку уплаты земельного налога за 2015 год в размере сумма, за 2016 год - в размере сумма, за 2017 год - в размере сумма, за 2018 год - в размере сумма
В силу статьи 114 КАС РФ с фио подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета адрес пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда адрес от 11 марта 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по адрес удовлетворить частично.
Взыскать с Блинкова... в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по адрес недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере сумма, пени за просрочку уплаты земельного налога за 2015 год в размере сумма, за 2016 год - в размере сумма, за 2017 год - в размере сумма, за 2018 год -в размере сумма, всего сумма
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Взыскать с Блинкова... государственную пошлину в доход бюджета адрес в размере сумма
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.