Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-165/2021 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Региональной общественной организации "Спортивный клуб "Перспектива", действующего на основании доверенности фио, на решение Чертановского районного суда адрес от 10 марта 2021 года, которым постановлено:
признать Региональную общественную организацию "Спортивный клуб "Перспектива"
(ОГРН 1167700057590) прекратившей свою деятельность.
Исключить Региональную общественную организацию "Спортивный клуб "Перспектива"
из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обратилось в суд с административным иском и просило признать прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра Региональную общественную организацию "Спортивный клуб "Перспектива", мотивируя свои требования тем, что административный ответчик с 2017 года в нарушение установленного законом порядка не размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и иных средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган.
Административный истец Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено, просило о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика со ссылкой на неправильное определение юридически значимых обстоятельства, нарушение норм материального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика Региональной общественной организации "Спортивный клуб "Перспектива", действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, сочтя возможным на основании ст. 150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, о дате, времени и месте судебного заседания извещенного, о причинах неявки не уведомившего, проверив решение, приходит к выводу об удовлетворению апелляционной жалобы, поскольку имеются основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ.
Как установлено судом при рассмотрении дела, Региональная общественная организация "Спортивный клуб "Перспектива" зарегистрирована в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1167700057590.
Запись об Учреждении внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее - Главное управление) за учетным номером 77120114866.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу третьему части 1 статьи 44 указанного Федерального закона основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Также согласно подпункту 3 пункта 3 части 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Абзацем вторым 3.2 статьи 32 этого же Федерального закона предусмотрено, что некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Как установлено судом, с 2017 года административный ответчик сведений, содержащих отчет о своей деятельности, в регистрирующий орган не представил, отчет или сообщение о продолжении своей деятельности в сети "Интернет" не размещает, в средствах массовой информации не опубликовывает.
Главным Управлением Минюста России по Москве в адрес Региональной общественной организации "Спортивный клуб "Перспектива" 31.10.2019 года вынесено предупреждение за N 77/03-49339, обязывающее устранить нарушения действующего законодательства, которое исполнено не было, и от 10.07.2000 года N 77/03-35793, которое также исполнено не было.
Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суд исходил из того, что доводы истца о том, что ответчиком до настоящего времени не представлены сведения, предусмотренные ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения спора по существу; ответчиком не представлено доказательств того, что указанная организация ведет какую-либо деятельность в качестве юридического лица.
Приходя к указанному выводу и удовлетворяя заявленные требования, суд не учел следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П).
Исходя из указанного, суд первой инстанции, принимая решение, должен был с достоверностью установить, что ответчик не осуществляет деятельность в качестве юридического лица, не предоставляет налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.
Из пояснений представителя административного ответчика усматривается, что предупреждения от Министерства Юстиции РФ по адрес в адрес организации не поступало, а отсутствие предоставления отчетов возникло по причине технического сбоя.
В подтверждение изложенной позиции в материалы дела административным ответчиком представлены сведения о приеме налоговым органом декларации за 2017-2020 годы, в адрес Министерства Юстиции РФ по адрес представлены сообщение о продолжении деятельности и отчеты, подтверждающие отсутствие полученных в отчетном периоде денежных средств от иностранных государств, либо лиц без гражданства.
При этом к каким-либо неблагоприятным последствиям неразмещение сведений и непредставление отчетов Региональной общественной организации "Спортивный клуб "Перспектива" не привело.
Таким образом, с учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что допущенные Региональной общественной организацией "Спортивный клуб "Перспектива" нарушения, выразившиеся в непредставлении Главное Управление Минюста России по Москве сведений, предусмотренных п. 3 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", не являются столь существенными, чтобы позволить суду, учитывая характер нарушений и вызванных ими последствий, каковым явилось лишь отсутствие соответствующей информации у истца, принять решение о ликвидации некоммерческой организации в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, при том, что деятельность учреждения фактически не прекращалась, а допущенные нарушения ответчиком устранены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Главным Управлением Минюста России по Москве требований, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Чертановского районного суда адрес от 10 марта 2021 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении требований Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Региональной общественной организации "Спортивный клуб "Перспектива" о признании некоммерческой организации ликвидированной и исключении из Единого Государственного реестра юридических лиц отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.