Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Гордеевой О.В., Тиханской А.В., при секретаре Малаховой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-260/2021 по административному исковому заявлению Мишустина Николая Николаевича к ГБУ адрес центры предоставления государственных услуг города Москвы", Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, Управлению социальной защиты населения адрес в лице адрес Москвы о признании решений и действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, объяснения административного истца фио, представителей административного истца фио, фио, возражения представителя административного ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по доверенности фио, представителя ГБУ адрес центры предоставления государственных услуг города Москвы" по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мишустин Н.Н. обратился в суд с административным иском ГБУ адрес центры предоставления государственных услуг города Москвы", Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, Управлению социальной защиты населения адрес в лице адрес Москвы, в котором просил признать решения и действия ответчиков по отказу в назначении предусмотренных выплат незаконными; обязать устранить допущенные нарушения путем назначения, расчета и начисления единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением ребенка, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением ребенка, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семьям, имеющим трех и более детей, ежемесячной компенсационной выплаты на приобретение товаров детского ассортимента семьям, имеющим пять и более детей, ежемесячного пособия на ребенка фио с 02.09.2016 года.
В обоснование требований Мишустин Н.Н. указал, что 02.09.2016 года у него родился шестой ребенок - фио Истец неоднократно обращался за получением социальной поддержки в письменной форме, но получал отказ со ссылкой на административные регламенты предоставления мер социальной поддержки, в связи с ненадлежащей формой обращения за получением государственной услуги и пропуском срока обращения за ее назначением; полагал, что это является незаконным и нарушает его права.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2021 года постановлено:
"В иске Мишустина Николая Николаевича к ГБУ адрес центры предоставления государственных услуг города Москвы", Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, Управлению социальной защиты населения адрес в лице адрес Москвы о признании решений и действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения - отказать".
В апелляционной жалобе административный истец Мишустин Н.Н. просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушении норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца фио, а также его представителей фио, фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административных ответчиков Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, ГБУ адрес центры предоставления государственных услуг города Москвы" фио, фио, полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия, руководствуясь статьей 310 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Законом города Москвы от 23 ноября 2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" (в редакции от 28.12.2016 г, действовавшей на период принятия оспариваемых административным истцом решений) предусмотрены меры социальной поддержки семей с детьми, к числу которых отнесены единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты таким семьям (пункт 1 статьи 3).
В качестве таких выплат данным Законом г. Москвы установлены, в том числе, следующие единовременные и ежемесячные выплаты: единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка (пункт 2 части 1 статьи 6); ежемесячное пособие на ребенка (пункт 1 части статьи 7); ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семьям, имеющим трех и более детей (пункт 5 части 1 статьи 7).
Постановлением Правительства Москвы от 24 января 2006 года N 37-ПП утверждено Положение о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве (далее Положение N37-ПП). В соответствии с пунктом 1 данного Положения (в редакции от 15.12.2017 г, действовавшей на период принятия оспариваемых административным истцом решений) назначаются и предоставляются денежные выплаты, предусмотренные пунктами 1-5 части 1 статьи 6, пунктами 1-16 части 1 статьи 7 и статьями 18, 19 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", в том числе: единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка (подпункт 3 пункта 1); ежемесячное пособие на ребенка (подпункт 6 пункта 1); ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семьям, имеющим трех и более детей (подпункт 10 пункта 1).
В соответствии с пунктом 5 Положения N 37-ПП (в указанной выше редакции) прием заявлений о назначении денежных выплат, указанных в подпунктах 1, 2, 6-9, 15, 17-19 пункта 1 данного Положения, осуществляется:
- филиалами Государственного бюджетного учреждения адрес центры предоставления государственных услуг города Москвы" - многофункциональными центрами предоставления государственных услуг города Москвы (далее - МФЦ) независимо от места жительства заявителя в городе Москве, а в случае если в поселении города Москвы по месту жительства заявителя не созданы МФЦ, - УСЗН города Москвы по месту жительства заявителя в городе Москве либо любым МФЦ, находящимся в других районах или поселениях города Москвы, по выбору заявителя;
- с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (далее - Портал) (за исключением обращений за назначением денежных выплат, указанных в подпунктах 2, 7, 15 пункта 1 названного Положения).
Прием заявлений о назначении денежных выплат, указанных в подпунктах 3, 4, 10-14, 23 пункта 1 указанного Положения, осуществляется от заявителей из числа родителей (усыновителей) ребенка - с использованием Портала.
В силу пункта 8 Положения N 37-ПП ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. N 911-ПП "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи".
Согласно пункту 15 указанного Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка (в редакции от 15.12.2017г, действовавшей на период принятия оспариваемых административным истцом решений) прием заявлений о назначении пособия осуществляется: - филиалами Государственного бюджетного учреждения адрес центры предоставления государственных услуг города Москвы" - многофункциональными центрами предоставления государственных услуг города Москвы (далее - МФЦ) по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства заявителя в городе Москве, а в случае если в поселении города Москвы по месту жительства заявителя не созданы МФЦ, - УСЗН города Москвы по месту жительства заявителя в городе Москве либо любым МФЦ, находящимся в других районах или поселениях города Москвы, по выбору заявителя; - с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (далее - Портал).
Из материалов дела следует, что 06 сентября 2016 года в семье фио родился ребенок - фио, что подтверждается свидетельством о рождении серии VIII-МЮ N 642030.
Из ответа ГБУ г. Москвы адрес Москвы" на обращение фио от 11 мая 2018 года следует, что 28 апреля 2018 года Мишустин Н.Н. обратился в адрес Очаково-Матвеевское по вопросу оформления ежемесячного пособия на ребенка (детей), в день обращения они были направлены в Отдел социальной защиты населения по адрес, которым приняты решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
Согласно ответу Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы на обращение фио от 24 мая 2019 года единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка назначается, если обращение с заявлением о назначении указанной компенсации последовало не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка (п. 60 Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве). Поскольку в течение 6 месяцев фио не подал заявление на предоставление государственной услуги "Назначение единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка, правовые основания для назначения ему единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка отсутствуют.
Разрешая спор, суд, оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что поданное истцом заявление в ОСЗН после рождения ребенка в 2016 году не может считаться надлежащей формой обращения, поскольку указанное заявление с пакетом документов должно было подаваться в МФЦ, а затем направляться в территориальное подразделение ДТСЗ города Москвы - Отдел социальной защиты населения адрес для принятия решения; административным истцом был пропущен установленный Постановлением Правительства города Москвы от 24 января 2006 года N37-ПП шестимесячный срок на обращение с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка и, кроме того, Мишустиным Н.Н. в нарушение пункта 1.4 Административного регламента предоставления государственных услуг по назначению отдельных социальных выплат многодетным семьям, установленных Постановлением Правительства города Москвы от 24 января 2006 года N 37-ПП, заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка не было подано в надлежащей форме, а именно - в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг города Москвы, что является основанием для отказа в предоставлении заявителю данной услуги.
С выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного истца судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Для разрешения возникшего между сторонами спора подлежал применению Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Пунктом 3 статьи 2 названного Закона установлено, что заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Из представленного в материалы дела ответа Отдела социальной защиты населения адрес от 02 ноября 2016 года N 8491/16 на обращение фио от 07 октября 2016 года N 607-обр. следует, что принять от заявителя заявление на оформление государственной услуги по назначению единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка не представляется возможным, поскольку подать такое заявление можно только в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг города Москвы.
Таким образом, заявление о предоставлении государственной услуги "Назначение единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка" было подано Мишустиным Н.Н. в установленный законом шестимесячный срок.
Более того, судебная коллегия полагает отказ в предоставлении названной услуги со ссылкой на несоблюдение надлежащей формы обращения незаконным и противоречащим положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", так как в соответствии с пунктом 3 статьи 2 названного Закона заявителем признается физическое лицо, обратившее в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, выраженным, в частности, в письменной форме.
Таким образом, закон предоставляет гражданину право на обращение за получением государственной услуги путем подачи заявления в письменной форме. Обратное означало бы ограничение гражданина в реализации предоставленных ему прав на получение социальных выплат в связи с рождением ребенка, что прямо запрещено законом.
Материалами дела подтверждается, что административный истец в установленный законом срок обращался с соответствующими заявлениями о назначении ему выплат в связи с рождением в его семье шестого ребенка фио
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции об отказе Мишустину Н.Н. в удовлетворении заявленных требований незаконным и подлежащим отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным отказа в назначении Мишустину Н.Н. единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов связанных с рождением ребенка, ежемесячных компенсационных выплат и пособия на ребенка фио, 02 сентября 2016 года рождения, и обязании административного ответчика назначить и выплатить Мишустину Н.Н. единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением ребенка, ежемесячных компенсационных выплат, которые выплачиваются семьям воспитывающим пять и более детей, пособия на ребенка фио, 02 сентября 2016 года рождения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным отказ в назначении Мишустину Н.Н. единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов связанных с рождением ребенка, ежемесячных компенсационных выплат и пособия на ребенка фио, 02 сентября 2016 года рождения.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы в лице ОСЗН адрес назначить и выплатить Мишустину Н.Н. единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением ребенка, ежемесячных компенсационных выплат, которые выплачиваются семьям воспитывающим пять и более детей, пособия на ребенка фио, 02 сентября 2016 года рождения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.