Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Тиханской А.В., Гордеевой О.В., при секретаре Мироновой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-328/2020 по административному исковому заявлению Емельянова Владимира Сергеевича к ИФНС России N21 по г. Москве о признании отказа в возврате суммы излишне взысканного налога на имущество физических лиц незаконным, обязании совершить действия по возврату излишне взысканного налога на имущество физического лица, по апелляционной жалобе представителя административного истца фио по доверенности фио на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2020 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Емельянов В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России N21 по г. Москве, в котором просил признать отказ в возврате суммы излишне взысканного налога на имущество физических лиц, выраженного в письме от 22.04.2020г. N17-16/20804@ - незаконным, обязать налоговый орган - ИФНС N21 по г. Москве, совершить действия по возврату излишне взысканного налога на имущество физического лица и возвратить излишне взысканный налог за 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 гг. в сумме сумма на расчетный счет истца в ПАО "Сбербанк России".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что отказ в производстве перерасчёта и возврате начисленного налога нарушает конституционное право истца иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также право на своевременный зачёт и возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов.
Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2020 года постановлено:
"В удовлетворении иска Емельянова Владимира Сергеевича к ИФНС России N21 по г. Москве о признании отказа в возврате суммы излишне взысканного налога на имущество физических лиц незаконным, обязании совершить действия по возврату излишне взысканного налога на имущество физического лица и возвратить излишне взысканный налог за 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 в сумме сумма - отказать".
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить данный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика по доверенности фио, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Так, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном данным Кодексом.
Согласно пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 2 статьи 78 НК РФ). Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (пункт 3 статьи 78 НК РФ).
Согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 4).
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Емельянов В.С. являлся сособственником доли в праве собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: адрес, дата возникновения права - 12 июля 2016 г. В отношении указанного имущества административный истец регулярно исполнял обязанность по уплате налога.
Решением Кузьминского районного суда Москвы от 05 июня 2019 года по гражданскому делу N2-2791/2019, вступившим в законную силу 13 июля 2019г. по иску фио признано отсутствующим право собственности у фио на нежилое помещение с кадастровым номером 77:04:0002012:8312, расположенное по адресу: адрес.
Решение суда вступило в законную силу, исполнено Управлением Росреестра по Москве, дата прекращения права собственности административного истца на долю указанного нежилого помещения - 23 марта 2020 г.
Определением этого же суда от 23 января 2020 г, вступившим в законную силу 08 февраля 2020 г, было разъяснено вышеуказанное решение и указано, что аннулирование записи в ЕГРН о праве собственности на объект недвижимости, собственником которого являлся истец, означает об отсутствии данного права с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН о возникновении права собственности на объект недвижимости.
08 апреля 2020 года административный истец обратился в налоговый орган с просьбой произвести перерасчёт начисленного ему налога на имущество физических лиц за 2016, 2017 и 2018 годы и вернуть излишне уплаченные денежные средства на его счёт в ПАО "Сбербанк России" N40817810638127375189, уплаченные в качестве налога в отношении объекта налогообложения - нежилое помещение с кадастровым номером 77:04:0002012:8312, расположенное по адресу - адрес.
Согласно ответу от 22 апреля 2020 исх.N17-16/20804@ налоговый орган отказал в производстве перерасчёта и возврате налога и порекомендовал истцу обратиться в Управление Росреестра по Москве для актуализации сведений в отношении аннулирования права собственности на объект недвижимости.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований и исходил из того, что действия налогового органа, связанные с отказом в возврате налога за указанный истцом период соответствуют требованиям действующего законодательства; налоговым органом верно было указано на правомерность начисления налога ввиду наличия зарегистрированного права истца в ЕГРН за весь заявленный в административном иске период и отсутствие оснований к его возврату в связи с наличием соответствующих записей о праве собственности истца за весь период с 2016 по 2020 гг.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК).
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 5 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом датой государственной регистрации прав является дата внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости (часть 2 статьи 16).
На основании пункта 2 статьи 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ сведения о недвижимом имуществе (правах и сделках), а также о владельцах недвижимого имущества представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Вместе с тем, в случае, если судебным решением была признана недействительной сделка с объектом недвижимости и применены последствия ее недействительности (недействительности ничтожной сделки), стороны были приведены в первоначальное положение, в т.ч. право собственности соответствующей стороны сделки признано отсутствующим, в силу статьей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности такой стороны будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу.
Установленные по делу обстоятельства, оцениваемые применительно к закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, свидетельствуют о правомерности выводов суда, изложенных в решении.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Материалами дела подтверждается, что в установленном законом порядке административному истцу был начислен налог на имущество физических лиц в отношении недвижимого имущества, правом собственности на которое обладал Емельянов В.С. в соответствующем налоговом периоде, при этом, оснований для перерасчета, а также факта излишней уплаты налога не установлено. Ссылки административного истца на назначение спорного нежилого помещения в качестве общего имущества не могут являться основанием для возврата налога как излишне уплаченного, поскольку данное имущество в спорные налоговые периоды принадлежало Емельянову В.С, который владел и пользовался данным имуществом в своих интересах по самостоятельному назначению.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.