Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-273/2021 по апелляционной жалобе представителя административного истца ИФНС N29 по адрес по доверенности фио на решение Никулинского районного суда адрес от 18 мая 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований ИФНС N29 по адрес к Тосуняну Карену Эдвардовичу о взыскании налоговых платежей - отказать",
УСТАНОВИЛА:
ИФНС N29 по адрес обратилась в суд с административным иском к Тосуняну Карену Эдвардовичу, в котором просила взыскать земельный налог за 2014, 2015 г.г. в размере сумма, пени в размере сумма В обоснование требований указала, что из ИФНС России по адрес в адрес истца поступили сведения в отношении ответчика, в соответствии с которыми он является владельцем земельных участков, расположенных в адрес. ИФНС по адрес рассчитала Тосуняну К.Э. земельный налог за 2014, 2015 г.г и направила в его адрес налоговые уведомления, в связи с неисполнением которых в адрес ответчика направлены требования об уплате налога. В связи с неисполнением требования, ИФНС России по адрес подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании заявленной недоимки. 27.10.2017 года был вынесен судебный приказ, который определением от 07.11.2017 года был отменен. Вместе с тем, ИФНС по адрес определение об отмене судебного приказа направлено не было. Поскольку до настоящего времени земельный налог за 2014, 2015 г.г. ответчиком не уплачен, подано настоящее административное исковое заявление.
Решением Никулинского районного суда адрес от 18 мая 2021 года, резолютивная часть которого приведена выше, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности фио просит об отмене данного судебного акта, полагая, что судом дана ненадлежащая оценка доводам и доказательствам, представленным в материалы дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного ответчика Тосуняна К.Э. по доверенности фио представлены возражения, приобщенные к материалам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы представителя административного истца - фио, поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения представителя административного ответчика Тосуняна К.Э. по доверенности фио, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии снований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
В силу статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога согласно статье 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее сумма - не позднее одного года со дня выявления недоимки.
Так, при рассмотрении административного дела судом установлено, что Тосунян К.Э. в 2014, 2015 г.г имел в собственности объекты налогообложения в виде земельных участков, расположенных по адресу: адрес.
Налоговым уведомлением N140978666 от 26.11.2016 года рассчитан земельный налог за 2014 год. Сумма земельного налога составила сумма
Налоговым уведомлением N73631184 от 25.09.2016 года рассчитан земельный налог за 2015 год. Сумма земельного налога составила сумма
В адрес Тосуняна К.Э. направлено требование N24065, в котором указывалось на необходимость уплаты земельного налога за 2014, 2015 г.г. в сумме сумма, пени в сумме сумма, сроком исполнения до 03.05.2017 года.
Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку срок исполнения требования N24065 истекал 03.05.2017 года, следовательно, срок подачи заявления о вынесении судебного приказа истекал 03.11.2017 года.
В связи с неисполнением требований об уплате налога, ИФНС России по адрес в адрес мирового судьи судебного участка N185 адрес 23.10.2017 года направлено заявление о вынесении судебного приказа.
27.10.2017 года мировым судьей судебного участка N184 адрес, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N185 адрес, вынесен судебный приказ о взыскании с Тосуняна К.Э. земельного налога в сумме сумма, пени сумма
05.12.2017 года в адрес мирового судьи судебного участка N185 адрес поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, определением от 07.11.2017 года судебный приказ был отменен.
Таким образом, в соответствии со ст.48 НК РФ, административное исковое заявление должно было быть направлено в суд не позднее 07.05.2018 года.
Настоящее административное исковое заявление было направлено в Никулинский районный суд адрес 24.02.2021 г. (согласно штампу, имеющемуся на почтовом конверте), то есть с пропуском установленного законом срока.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований и исходил при этом из того, что ИФНС N29 по адрес пропущен срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, оснований для восстановления не имеется.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом нормативных положений главы 32 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статьи 62 и 289 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований налоговой инспекции, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок подачи административного искового заявления, предусмотренный частью 1 статьи 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин, оснований для его восстановления не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам процессуального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного частью 1 статьи 286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения в районный суд с административным исковым заявлением о взыскании с Тосуняна К.Э. земельного налога и пени за 2014 и 2015 годы, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание налога в связи с существенным пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Довод апелляционной жалобы о том, что определение суда об отмене судебного приказа Инспекцией получено лишь 23 декабря 2020 года, в связи с чем имеются основания для восстановления пропущенного срока на обращение в суд, не может быть принят во внимание, поскольку в суде первой инстанции было установлено, что карточка расчетов с бюджетом Тосуняна К.Э. была передана ИФНС по адрес в ИФНС N29 по адрес 29.05.2018 года, при этом об отсутствии в переданных материалах копии определения об отмене судебного приказа ИФНС N29 по адрес было известно не позднее 17.09.2019 года, в том числе и из ответа ИФНС России по адрес от 29.07.2019 года. Препятствий для получения копии заявленных судебных актов у ИФНС N29 по адрес не имелось. В свою очередь, доводы представителя истца, что получить определение об отмене судебного приказа от 05.12.2017 года они не могли, в связи с тем, что стороной указанного спора они не являются, имелись препятствия в получении доверенности на получения документов от ИФНС России по адрес, также приняты во внимание судом быть не могут, поскольку из представленной в материалы дела N2а-201/17 копии доверенности следует, что она выдана ИФНС России по адрес инспектору ИФНС N29 по адрес на получение документов, в том числе судебных приказов в рамках дела в отношения Тосуняна К.Э. 17.01.2020 года сроком по 31.12.2020 года. Таким образом, у ИФНС N29 по адрес имелась возможность ознакомиться и получить заявленные судебные акты с 17.01.2020 года. Вместе с тем, данной возможностью они не воспользовались и получили копию определения об отмене судебного приказа лишь 23.12.2020 года, то есть за 7 дней до истечения срока доверенности.
Более того, в отсутствие поступления в бюджет налоговых платежей в значительном размере - сумма, ИФНС по адрес не предпринимало попыток по принудительному исполнению судебного приказа, с заявлением о возбуждении исполнительного производства не обращалось.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда адрес от 18 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.