Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей Кирпиковой Н.С., Лашкова А.Н.
при секретаре Щербаковой Ю.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-68/2021 по административному иску Гамолина... к призывной комиссии адрес, ОВК адрес о признании незаконным и отмене заключения призывной комиссии, обязании восстановить нарушенные права путем выдачи военного билета
по апелляционной жалобе административного истца Гамолина Д.К. на решение Гагаринского районного суда адрес от 30 апреля 2021 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Гамолин Д.К, уточнив исковые требования, обратился в суд с административным иском к призывной комиссии адрес, ОВК адрес о признании незаконным и отмене заключения призывной комиссии от 29 октября 2020 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании восстановить нарушенные права путем выдачи ему военного билета, мотивируя свои требования тем, что с 20 января 2005 года он состоял на воинском учете в военном комиссариате адрес. После получения временной регистрации в адрес 18 июля 2020 года, уже после достижения возраста 27 лет, был поставлен на учет в ОВК адрес. 29 октября 2020 года призывной комиссией принято оспариваемое заключение, которое подлежит отмене ввиду того, что в период с 1 января 2014 года по... года призывной комиссией в отношении административного истца не проводилось никаких призывных мероприятий.
Решением Гагаринского районного суда адрес от 30 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Гамолина Д.К. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Гамолин Д.К. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Гамолина Д.К. и адвоката фио в его интересах, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2. пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Разрешая настоящее дело, суд исходил из того, что Гамолин Д.К, паспортные данные, с 20 января 2005 года состоял на воинском учете в адрес по месту жительства.
... года Гамолин Д.К. достиг возраста 27 лет.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Гамолин Д.К. на срок с 14 июля 2020 года по 14 июля 2021 года зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес.
3 августа 2020 года Гамолин Д.К. прибыл в военный комиссариат адрес с целью оформления документа воинского учета, в связи с чем военным комиссаром адрес направлен запрос военному комиссару адрес по месту постановки Гамолина Д.К. на воинский учет о предоставлении выписки из книги протоколов призывной комиссии, выписки из приказа, копии учетной карточки, а также просьбой сообщить, выдавался ли Гамолину Д.К. военный билет.
В ответ на указанный запрос ВрИО военного комиссара Октябрьского и адрес в адрес военного комиссара адрес направлена справка, в которой сообщалось, что Гамолин Д.К, паспортные данные, состоял на учете в военном комиссариате Октябрьского и адрес с 20 января 2005 года; в период до 30 июня 2009 года Гамолину Д.К. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу по пп."а" п.2 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на время обучения; с осени 2009 года Гамолин Д.К. уклонялся от призыва, находился в розыске; с 25 мая 2015 года снят с воинского учета призывников, личное дело помещено в раздел картотеки N 11, подраздел "подлежащие призыву на призывную комиссию"; заключение о признании Гамолина Д.К. не прошедшем военную службу по призыву, не имея на то законных оснований не вынесено, в связи с неявкой гражданина, военный билет не выдавался.
Согласно материалам учетной карточки призывника, с 25 мая 2015 года по 3 августа 2020 года Гамолин Д.К. на воинский учет нигде не вставал.
Заключением призывной комиссии адрес от 29 октября 2020 года Гамолин Д.К. был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Отказывая Гамолину Д.К. в удовлетворении заявленных им требований, суд указал на то, что ему предоставлялась отсрочка на период обучения, после которой он в отдел военного комиссариата по месту жительства не являлся и намерения на прохождение военной службы не выразил.
Административный истец не представил доказательств того, что по окончании отсрочки в связи с прохождением очного обучения по... года он обращался в военный комиссариат с заявлением о предоставлении отсрочки от призыва, никаких сведений о месте жительства не представлял, таким образом, злоупотребил предоставленными ему правами, уклоняясь от призыва в армию, что в силу пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" давало призывной комиссии основание к вынесению оспариваемого заключения.
Вместе с тем, судебная коллегия согласиться с обоснованностью выводов суда первой инстанции не может, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В силу пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2, подп. "в" п.3, п.4 ст.23 и ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
Согласно статье 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Из дела видно, что как на момент постановки на воинский учет - 20 января 2005 года, так и на момент достижения возраста 27 лет -... года - Гамолин Д.К. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес Кецховели, д.75, кв. 74 (л.д.13), с регистрационного учета не снимался, место жительства не менял, в адрес прибыл в 2020 году, в связи с чем обратился в ОВК адрес для решения вопроса о постановке на воинский учет.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что Гамолиным Д.К. нарушены требования действующего законодательства в части выполнения обязанностей по воинскому учету, противоречат обстоятельствам дела.
При этом в нарушение требований части 2 статьи 62 КАС РФ административными ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязанностей по осуществлению в отношении Гамолина Д.К. мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток о явке в военный комиссариат.
Так, согласно справке Военного комиссариата Октябрьского и адрес от 19 августа 2020 года (л.д.56) Гамолин Д.К. с 2009 года уклонялся от призыва, находился в розыске.
Вместе с тем представленная Военным комиссариатом Октябрьского и адрес копия учетной карточки призывника (л.д.57-60) таких данных не содержит, более того, из нее следует, что Гамолин Д.К. 25 мая 2015 года снят с воинского учета на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 22 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ в связи с достижением возраста 27 лет, заключение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея законных на то оснований, в 2015 году не принималось.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, оценив их в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что законных оснований для вынесения в отношении Гамолина Д.К. оспариваемого заключения у призывной комиссии не имелось.
Таким образом, поскольку изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в соответствии с положениями пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных Гамолиным Д.К. административных исковых требований о признании незаконным оспариваемого заключения призывной комиссии.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит законных оснований для удовлетворения заявленных Гамолиным Д.К. требований об обязании административного ответчика выдать ему военный билет, поскольку обязанность по зачислению в запас граждан, в том числе не прошедших военную службу по призыву, возложена на административного ответчика в силу закона (статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда адрес от 30 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным заключение призывной комиссии адрес от 29 октября 2020 года о признании Гамолина.., паспортные данные, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.