Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-322/2020 по апелляционной жалобе представителя административного истца Компания Startmail B.V. (фио), действующей на основании доверенности и по ордеру адвоката фио, на решение Таганского районного суда адрес от 7 декабря 2020 года, которым постановлено:
административные исковые требования фио к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Генеральной прокуратуре РФ о признании действий и решений незаконными, обязании совершить действия - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Компания Startmail B.V. (фио) обратилась в суд адрес с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Генеральной прокуратуре РФ о признании незаконными решений и действий Роскомнадзора по включению принадлежащих заявителю доменных имен и сетевых адресов в реестр блокировок по ст.15.3 Федерального закона N 149-ФЗ; признании незаконным решения Генеральной прокуратуры РФ N 27-31-2020/Ид517-20 от 22.01.2020 года; обязании Роскомнадзора исключить сетевые адреса и/или доменные имена интернет-сервиса "Startmail.com", принадлежащие заявителю, из реестра блокировок по ст.15.3 Федерального закона N 149-ФЗ (удалить реестровую запись) и незамедлительно уведомить по системе взаимодействия операторов связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммукационной сети "Интернет", о необходимости восстановления доступа к информационным ресурсам доменным именам и сетевым адресам заявителя. Требования мотивированы тем, что Роскомнадзор произвольно внес административного истца в реестр организаторов распространения информации в сети "Интернет", административный истец не размещает и не распространяет противоправную информацию, функционал почтового сервиса "Startmail.com" этого не предусматривает; передача частных сообщений возможна от отправителя к получателю, сервис не предназначен для размещения информации для всеобщего сведения либо доступа неограниченного круга лиц.
Представитель административного истца Компании Startmail B.V. (фио), действующая на основании доверенности адвокат фио, в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, действующий на основании доверенности фио просил в удовлетворении административных исковых требований Компания Startmail B.V. (фио) отказать.
Представитель административного ответчика Генеральной прокуратуры РФ по доверенности фио в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований Компания Startmail B.V. (фио) по доводам письменных возражений на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца, полагая, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшей, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Роскомнадзора фио, представителя административного ответчика Генеральной прокуратуры РФ, действующего на основании доверенности фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, ? на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, StartMail B.V. осуществляет деятельность по обеспечению функционирования, предназначенного для обмена электронными сообщениями сайта https://startmail.com.
В Роскомнадзор из Федеральной службы безопасности РФ поступило письмо от 12.12.2019 года N137/2/2/5105 о внесении в реестр организаторов распространения информации в сети "Интернет" Startmail B.V. (фио).
В связи с полученным письмом ФСБ России, на основании ч.2 ст.10.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" 17.12.2019 Роскомнадзором на адреса электронной почты support@startmail.com, legal@startmail.com, abuse@startmail.com, принадлежащие Startmail B.V. (фио) направлено требование о представлении уведомления о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".
25.12.2019 Роскомнадзором направлено уведомление о неисполнении Startmail B.V. (фио) обязанности, предусмотренной ст. 10.1 Федерального закона N 149-ФЗ уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществлении деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет".
27.12.2019 Startmail B.V. (фио) направил в Роскомнадзор уведомление о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет".
27.12.2019 уведомление зарегистрировано, о чём административному истцу было сообщено посредством направления соответствующего письма с идентификатором заполнения на адрес электронной почты support@startmail.com, что подтверждается копией скриншотов, подтверждающего направление уведомления компанией StartMail B.V.
Решением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 27.12.2019 в отношении Startmail B.V. (фио) внесена реестровая запись 210-РР в реестр организаторов распространения информации.
22.01.2020 года в Роскомнадзор поступило требование заместителя Генерального прокурора Российской Федерации фио от 22.01.2020 года N 27-31-2020/ИД517-20 о принятии мер по ограничению доступа к почтовому сервису Startmail. сom. а также к техническим сервисам, обеспечивающим его функционирование, посредством которых обеспечивалось распространение недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений: массовой рассылки сообщений об угрозах минирования объектов социальной инфраструктуры и органов государственной власти.
23.01.2020 года Роскомнадзором на адрес электронной почты, принадлежащий владельцу информационного ресурса, было направлено уведомление об ограничении доступа к информационному ресурсу, на котором размещена информация, распространяемая с нарушением закона.
По результатам рассмотрения административного иска суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований и исходил при этом из того, что действиями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций прав, Генеральной прокуратуры РФ законные интересы административного истца нарушены не были, оспариваемые действия и решения Роскомнадзора и Генеральной прокуратуры РФ соответствуют законодательству, регулирующему возникшие правоотношения, приняты обоснованно и в пределах предоставленных полномочий, в связи с чем административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, соответствующими установленным обстоятельствам дела и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, вопреки доводам апелляционной жалобы; выводы суда не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Согласно ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", на адрес использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно части 1 статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на адрес в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам (далее - распространяемая с нарушением закона информация), включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам,
распространяющим такую информацию.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи и поступившего в отношении недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, которая размещена на информационном ресурсе, зарегистрированном в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" в качестве сетевого издания (далее - сетевое издание), незамедлительно уведомляет редакцию сетевого издания о необходимости удаления указанной информации и фиксирует дату и время направления такого уведомления редакции сетевого издания в соответствующей информационной системе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 года N 742 "Об отдельных полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: осуществляет контроль за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проверяя доводы административного истца о характере информации, распространяемой в сети "Интернет" административным ответчиком, судом установлено, что 22.01.2020 года в Генеральную прокуратуру РФ поступило уведомление Федеральной службы безопасности РФ о распространении телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" недостоверной значимой информации, создающей угрозу нарушения общественного порядка и общественной безопасности. Согласно информации ФСБ России с зарубежного почтового сервиса startmail.соm (Нидерланды) на адреса электронной почты органов судебной власти в 16 регионах Российской Федерации поступило более одной тысячи сообщений с угрозами их минирования. В тексте сообщений также указывалось свыше 16 тысяч объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады, больницы, объекты транспорта, иные места массового пребывания людей), расположенные, в основном, в адрес и адрес. В результате указанных противоправных действий проводилась массовая эвакуация людей, были отвлечены значительные силы и средства органов МВД России и МЧС России, государству причинен материальный ущерб.
Используя данный почтовый сервис осуществлялась массовая рассылка недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, помех функционированию или прекращения функционирования объектов социальной инфраструктуры, органов государственной власти и др. По данным ФСБ России администрацией почтового сервиса Startmail.com не предоставлены по запросам российской стороны сведения, которые бы позволили принять меры по прекращению массовой рассылки недостоверной общественно значимой информации об актах терроризма.
При таком положении незаконного действия Роскомнадзора по включению принадлежащих административному истцу доменных имен и сетевых адресов в реестр блокировок не допущено.
Судебная коллегия находит верными суждения суда и о законности требования Генеральной прокуратуры РФ N 27-31-2020/Ид517-20 от 22.01.2020 года об ограничении доступа на адрес к почтовому сервису Startmail.com.
Вопреки доводам апелляционной жалобы такое право предоставлено прокурору частью 1 статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что с помощью почтового сервиса Startmail. сom. не могло осуществляться распространение сообщений, содержащих угрозы минирования, поскольку указанное обстоятельство подтверждено информацией ФСБ России, основания выражать недоверие которой у судебной коллегии отсутствуют. Судебная коллегия отмечает, что используя именно данный сервис на адреса электронной почты органов судебной власти, объектов социальной инфраструктуры были направлены сообщения об угрозе минирования, что опровергает доводы административного истца о невозможности передачи информации неопределенному кругу лиц.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что неисполнение угроз минирования, направленных посредством электронных писем не делает соответствующее сообщение недостоверной общественно значимой информацией, несостоятельна, направлена на неверное понимание статьи 207 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за сообщение об акте терроризма. При этом объективная сторона преступления характеризуется действием в виде заведомо ложного сообщения о готовящемся террористическом акте. Указанное сообщение изначально носит недостоверный характер и направлено на дезорганизацию деятельности органов власти, панику среди населения, отвлечение сил правопорядка, затрату средств на проверку ложных сообщений, причиняется материальный ущерб.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганского районного суда адрес от 7 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Компания Startmail B.V. (фио), действующей на основании доверенности и по ордеру адвоката фио, - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.