Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Смолиной Ю.М, при секретаре Мироновой Ю.К, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе Аксенова С.В. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 28 мая 2021 года по административному делу N 2а-322/2021 по административному исковому заявлению Аксенова С.В. к призывной комиссии муниципального образования Свиблово г. Москвы, военному комиссариату Останкинского района г. Москвы, призывной комиссии г. Москвы, военному комиссариату г. Москвы о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Аксенов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии г. Москвы от 15.12.2020 года о призыве его на военную службу.
В обоснование доводов указал, что у него имеется заболевание, препятствующее прохождению военной службы - ***, и решением призывной комиссии муниципального образования Свиблово от 20.10.2020 года указанное заболевание подтверждено, он был признан ограниченно годным к военной службе.
Полагает, что при прохождении контрольно-медицинского освидетельствования ему необоснованно был определен диагноз: "***", в результате чего призывная комиссия г. Москвы необоснованно отменила решение районной призывной комиссии.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 28 мая 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Аксенов С.В. просит решение суда отменить, поскольку полагает, что приведенным в административном иске доводам не было дано надлежащей оценки.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в отношении Аксенова С.В. было проведено медицинское освидетельствование на предмет годности его к военной службе, по результатам которого ему поставлен диагноз: "***".
Решением призывной комиссии муниципального образования Свиблово г. Москвы от 20.10.2020 года на основании п. "а" ст. 55 Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" Аксенов С.В. был признан ограниченно годным к военной службе - категория годности "В".
По результатам прохождении контрольно-медицинского освидетельствования Аксенову С.В. постановлен диагноз: "***".
Решением призывной комиссии г. Москвы от 15.12.2020 года решение призывной комиссии муниципального образования Свиблово г. Москвы от 20.10.2020 года отменено и Аксенов С.В. на основании п. "в" ст. 56 Расписание болезней признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями - категория годности "Б-3", ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу сроком до 2024 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, правильно руководствуясь положениями Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года N 565, оценив собранные по делу доказательства, пришел к верному выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Так, согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
По результатам медицинского освидетельствования врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дают заключение о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта РФ организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Согласно положениям п. 3 ст. 5.1 указанного Федерального закона порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Порядок проведения контрольного медицинского освидетельствования определен И нструкций о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан российской федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан российской федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 г. "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", в частности разделом 3 Инструкции.
По результатам контрольного медицинского освидетельствования призывной комиссией субъекта РФ принимается решение об утверждении решения призывной комиссии либо об отмене решения призывной комиссии (пункты 30, 31 Инструкции).
Указанные положения закона были соблюдены при проведении в отношении Аксенова С.В. мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Возражая против законности решения призывной комиссии, административный истец указывал на наличие у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы.
Однако поставленный по результатам проведенного обследования диагноз административным истцом в установленном порядке оспорен не был.
Исходя из положений, содержащихся в ч. 2 ст. 25, ч. 6 ст. 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", заключение о годности граждан к военной службе дают соответствующие врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования; при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года N 574.
Пунктами 7 и 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Однако с таким заявлением административный истец не обращался.
Кроме того, действительно, в соответствии с п. "а" ст. 55 Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, *** соответствует категории годности "В".
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, само по себе диагностирование того или иного заболевания, содержащегося в Расписании болезней не является достаточным основанием для отнесения призывника к определенной категории годности, поскольку такое заболевание должно при этом объективно препятствовать возможности прохождения военной службы.
В данном случае необходимо учитывать, что административному истцу проведен ряд восстановительных операций по ***, о чем свидетельствует медицинское заключение N 357 16.09.2020 года.
Доводов о том, что указанному врожденному дефекту сопутствовали нарушения дыхательной, обонятельной, жевательной, глотательной и речевой функций административным истцом не приведено, доказательства этого отсутствуют.
Сведений о наличии со стороны административного истца жалоб на нарушения дыхательной, обонятельной, жевательной, глотательной и речевой функций, в том числе при проведении медицинского освидетельствования не представлено. Согласно тому же медицинскому заключению N 357 16.09.2020 года какие-либо жалобы отсутствуют.
Следовательно, само по себе выявление диагноза: "***" с учетом проведения ряда восстановительных операций по *** не свидетельствует о наличии оснований для применения п. "а" ст. 55 Расписания болезней.
Согласно п. "в" статьи ст. 56 Расписания болезней челюстно-лицевые аномалии, дефекты с незначительным нарушением или без нарушения дыхательной, обонятельной, жевательной, глотательной и речевой функций свидетельствуют о категории годности к военной службе - "Б-3".
При этом судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы по данному делу, поскольку наличие диагноза: "***" сторонами не оспаривается. Данный диагноз был поставлен и при проведении контрольного медицинского освидетельствования.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 28 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аксенова С.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.