Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Бондарь И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-149/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы России N 7 по адрес к Сабирову Харису Усмановичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика фио на решение Пресненского районного суда адрес от 29 апреля 2021 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 7 по адрес обратилась в суд с уточненным административным иском к Сабирову Х.У. о взыскании задолженности за 2016-2017 год по земельному налогу в сумме сумма, пени в сумме сумма
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Сабиров Х.У. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером 69:32:0180901:24. Налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления от 21 сентября 2017 года N 72040584, от 19 августа 2018г. N 48750557, требование от 07 февраля 2018г. N 4044 и требования от 05 февраля 2019г. N13169, от 08 июля 2019г. N 33307, от 28 ноября 2019г. N 55812 о погашении задолженности в установленные в требовании сроки, однако административный ответчик не исполнил обязательства по погашению задолженности.
В связи с наличием задолженности по уплате земельного налога МИФНС России N 7 по адрес обратилась к мировому судье судебного участка N 380 адрес с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с фиоУ суммы задолженности по земельному налогу. Мировым судьей был вынесен судебный приказ, однако в связи с поступившими от административного ответчика возражениями определением мирового судьи судебного адрес адрес от 03 сентября 2020г судебный приказ от 02 июня 2020 года о взыскании с фио задолженности по уплате земельного налога отменен. До настоящего времени задолженность по уплате налога Сабировым Х.У. не погашена.
Решением Пресненского районного суда адрес от 29 апреля 2021 года административные исковые требования были удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о нарушении норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда обстоятельства дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии со ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Судом установлено, что Сабиров Х.У. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером 69:32:0180901:24.
Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от 21 сентября 2017 года N72040584, от 19 августа 2018г. N48750557, требование от 07 февраля 2018г. N4044 и требование от 05 февраля 2019г. N13169, от 08 июля 2019г. N33307, от 28 ноября 2019г. N55812 о погашении задолженности в установленные в требовании сроки, однако административный ответчик не исполнил обязательства по погашению задолженности.
В связи с наличием задолженности по уплате земельного налога МИФНС России N7 по адрес обратилась к мировому судье судебного участка N380 адрес с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с фио суммы задолженности по земельному налогу.
Мировым судьей был вынесен судебный приказ, однако в связи с поступившими от административного ответчика возражениями определением мирового судьи судебного участка N380 адрес от 03 сентября 2020 г. судебный приказ от 02 июня 2020 года о взыскании с фио задолженности по уплате земельного налога отменен.
Из уточненных административных исковых требований следует, что МИФНС России N7 по адрес просит взыскать с фио задолженность по земельному налогу за 2016-2017 год в размере сумма, а также пени в размере сумма Из пояснений МИФНС России N7 по адрес следует, что ими учтены квитанции об оплате от 24.02.2021 на сумму сумма, от 25.02.2021 на сумму сумма, от 27.02.2021 на сумму сумма Остаток к уплате сумма Также указано, что квитанцией от 24.02.2021 на сумму сумма налогоплательщиком оплачен земельный налог за 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020г.
Удовлетворяя требования межрайонной ИФНС России N7 по адрес о взыскании с фио задолженности по земельному налогу за 2016-2017 годы, суд первой инстанции исходил из того, что расчет задолженности произведен правильно, порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления собственника о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, соблюдена.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ).
При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Статьей 394 Налогового кодекса РФ регламентированы вопросы налоговых ставок, в частности, определено, что они устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса РФ; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункты 1 и 3 статьи 396 Налогового кодекса РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривалось, что в 2016-2017 году Сабиров Х.У. числился собственником земельного участка с кадастровым номером 69:32:0180901:24, расположенного по адресу: адрес.
Из материалов дела следует, что Сабирову Х.У. направлялись соответствующие уведомления, с приведенным в них расчетом земельного налога. Таким образом, у фио возникла обязанность по уплате налоговых платежей. Направленные в его адрес требования в полном объеме не исполнены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговым органом пропущен срок подачи административного иска, являются несостоятельными, поскольку после отмены судебного приказа 03 сентября 2020 года, административный истец в установленный законом срок - 14 января 2021 года обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.