Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Смолиной Ю.М, при секретаре Щербаковой Ю.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по г. Москве на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 марта 2021 года по административному делу N 2а-399/2021 по административному исковому заявлению Любченко И.М. к УВМ ГУ МВД России по г. Москве о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛА:
гражданин *** Любченко И.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение УВМ ГУ МВД России по г. Москве от 17.11.2020 года об отказе в предоставлении временного убежища; возложить на УВМ ГУ МВД России по г. Москве обязанность предоставить ему временное убежище.
В обоснование доводов указал, что в соответствии с оспариваемым решением ему было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Считает, что в предоставлении временного убежища ему было отказано необоснованно, поскольку у него имеются обоснованные опасения, что в случае возвращения в страну гражданской принадлежности его жизнь и здоровье могут быть подвергнуты опасности, поскольку он внесен в список лиц, содержащийся на украинском интернет-сайте "Миротворец" с формулировкой "изменник Родины" и в отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 382, ч. 5 ст. 191 УК Украины.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 марта 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ГУ МВД России по г. Москве от 17.11.2020 об отказе Любченко И.М. в удовлетворении заявления о предоставлении временного убежища.
На ГУ МВД России по г. Москве возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить, поскольку считает, что выводы суда противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Любченко И.М. является гражданином ***.
18 августа 2020 года Любченко И.М. был задержан сотрудниками полиции в связи с нахождением его в розыске по запросу компетентных органов ***в связи с совершением преступления на территории ***.
Находясь под стражей, Любченко И.М. обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением ГУ МВД России по г. Москве от 17.11.2020 в удовлетворении заявления отказано.
При рассмотрении заявления миграционным органом было установлено, что Любченко И.М. до декабря 2019 года являлся генеральным директором ООО "Торговый дом "Главмаш", организация занималась договорами и контрактами с государственными структурами ***.
Также было установлено, что он неоднократно выезжал из *** и возвращался обратно, с властями проблем не имел.
Прибыл в Россию 26.12.2019 года; при пересечении границы в компетентные органы с заявлением о предоставлении временного убежища не обращался.
Во время проведения анкетирования и опроса Любченко И.М. сообщил, что в стране гражданской принадлежности политической, религиозной, военной и общественной деятельности не занимался, в военных операциях и боевых действиях не принимал.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при принятии оспариваемого решения административным ответчиком не была учтена политическая обстановка в регионе и не в полной мере рассмотрены все обстоятельства, указанные административным истцом.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Так, в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах установлено, что никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.
Федеральный закон от 19.02.1993 года N 4528-1 "О беженцах", устанавливая, среди прочего, правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (п.п. 1 п. 1 ст. 1).
Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (ст. 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (ст. 12).
Согласно п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 12 указанного Федерального закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются в том числе реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено, а также реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с п. 7 Положения порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию РФ либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Административным истцом представлены скриншоты сайта "Миротворец", на которых имеется запись о том, что Любченко И.М. является изменником Родины, пособником российских оккупантов, неоднократно замечен в пророссийских движениях, высказываниях, неоднократно посещал Республику Крым, участвовал в митинге в Харькове; зафиксирован с российским флагом, георгиевской ленточкой.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что миграционным органом не были исследованы все жизненные обстоятельства, указываемые административным истцом. В частности, не проанализированы и не изучены доводы о политических убеждениях, принадлежности к определенной социальной группе, возможности необоснованного преследования его со стороны властей страны гражданской принадлежности.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции верно установилюридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.