Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Мироновой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-97/2021 по апелляционной жалобе административного истца Тураева Р.А., поданной и подписанной представителем по доверенности фио, на решение Басманного районного суда адрес от 16 февраля 2021 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Тураева Рустамбека Абдумуминовича к Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении временного убежища на адрес, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения N 1639 от 15 июня 2020 года об отказе в предоставлении временного убежища на адрес, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований фио указал, что ему неправомерно отказано в предоставлении временного убежища на адрес, административным ответчиком при вынесении обжалуемого решения должным образом не исследованы обстоятельства, вынудившие административного истца обратиться в компетентные органы за предоставлением временного убежища, у него имеются обоснованные опасения, что в случае выезда в адрес он подвергнется пыткам и негуманному обращению как лицо, обвиняемое в совершении преступлений экстремистской направленности.
Решением Басманного районного суда адрес от 16 февраля 2021 года отказано в удовлетворении исковых требований Тураева Рустамбека Абдумуминовича к Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении временного убежища на адрес, обязании устранить допущенные нарушения.
В апелляционной жалобе административный истец, действуя через представителя, просит отменить данный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неправильной оценке собранных по делу доказательств, нарушении норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика по доверенности фио, полагавшую, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В соответствии с этим суд применительно к частям 9, 11 статьи 226, части 3 ст. 62 КАС РФ верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Тураев фио, паспортные данные, гражданин адрес, паспортные данные. По национальности - узбек, вероисповедание - ислам. Родной язык - узбекский, свободно владеет русским, таджикским и арабским языками. Образование высшее, в 2004 году окончил фио в адрес (Сирийская Арабская Республика) по специальности "переводчик арабского языка". Службу в армии не проходил, не призывался. Прежнее постоянное место жительства Тураева Р.А. в стране гражданской принадлежности - адрес.
По данным АС ЦБДУИГ административный истец с 2005 года неоднократно посещал адрес, последний раз прибыл 27 октября 2017 г. автомобильным транспортом с целью работы. Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации - КПП "Озинки". Также имеются сведения: об оформлении заявителем патентов на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации серии 77 N 1603659892 (17 ноября 2016 г.) и серии 77 N 1704186748 (5 декабря 2017г.); о неоднократном привлечении заявителя к административной ответственности в период с 2006 года по 2019 год (13 эпизодов) за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 18.8 (нарушение режима пребывания в Российской Федерации), статьями 12.2, 12.3, 12.5, 12.6, 12.12, 12.19, 12.20, 12.23 (нарушение правил дорожного движения), статьей 20.25 (уклонение от исполнения административного наказания) Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, с назначением наказаний в виде штрафов; о принятии УВМ ГУ МВД России решения от 22 мая 2019 г. о неразрешении Тураеву Р.А. въезда на адрес в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Личность Тураева Р.А. удостоверена национальным заграничным паспортом N 401204235, выданным 23 сентября 2016 г. компетентными органами адрес, сроком действия до 22 сентября 2026 г.
Семейное положение - женат на гражданке адрес фио фио, паспортные данные. Имеет троих несовершеннолетних детей граждан адрес: сына фио, паспортные данные; дочь фио, паспортные данные; сына фио, паспортные данные. Супруга, дети и два брата заявителя в настоящее время пребывают на адрес, один из братьев Тураев фио, паспортные данные, имеет разрешение на временное проживание в Российской Федерации (период действия с 26 декабря 2018 г. по 26 декабря 2021 г.). Мать, два брата и две сестры Тураева Р.А. проживают в адрес.
В настоящее время фио состоящим на миграционном учете не значится, на адрес фактически пребывает по адресу: адрес.
Трудовую деятельность не осуществляет.
Источник средств к существованию - материальная помощь родственников.
15 августа 2018 г. фио был задержан сотрудниками 1 СБ ДПС ГИБДД (на спецтрассе) ГУВД России по адрес как лицо, находящееся в межгосударственном розыске, объявленном правоохранительными органами адрес, по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 189 (действия, направленные к возбуждению национальной, расовой, местнической или религиозной вражды или розни, унижению национального достоинства, а равно пропаганда исключительности граждан по признаку их отношения к религии, национальной, расовой или местнической принадлежности, если эти действия совершены публично или с использованием средств массовой информации), ч. 2 ст. 307.3 (участие в деятельности политических партий, общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете их деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности) адрес Таджикистан.
Постановлением Пресненского районного суда адрес от 17 августа 2018 г. в целях обеспечения экстрадиционной проверки фио заключен под стражу и помещен в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по адрес.
05 ноября 2018 г, находясь под стражей, фио впервые письменно обратился в УВМ ГУ МВД России по адрес по вопросу признания беженцем на адрес.
С целью реализации права на убежище 15 января 2019 г. сотрудником УВМ ГУ МВД России по адрес в следственном изоляторе от Тураева Р.А. принято ходатайство о признании беженцем на адрес.
В обоснование своего ходатайства он сообщил, что преследуется на адрес правоохранительными органами страны за членство в экстремистской организации. В письменном обращении от 06 декабря 2018 г. указал, что с 2009 по 2015 год являлся активным членом оппозиционной политической партии "Партия исламского возрождения Таджикистана" (ПИВТ), и официальным представителем ПИВТ на выборах 2012, 2013 и 2014 годов в адрес, в 2015 году выдвигал свою кандидатуру от ПИВТ на выборах. При заполнении анкеты указал, что в ПИВТ являлся рядовым членом с 2012 по 2015 год, участвовал в демонстрациях, призывающих к демократическим реформам. 15 сентября 2015 г. был задержан правоохранительными органами адрес по обвинению к принадлежности к экстремистской организации "Салафия", которые подвергали его пыткам, избивали, держали под стражей в течение семи дней, медицинскую помощь не оказывали, хотя у заявителя было сломано два ребра. Считает, что обвинения против него были сфабрикованы, поскольку заявителю в адрес принадлежит несколько земельных участков, а по национальности он узбек. Первоначально власти предлагали заявителю продать им землю по заниженной цене, однако, когда фио отказался, угрожали изъять землю, а его посадить в тюрьму. Опасаясь за свою жизнь и здоровье, административный истец был вынужден выехать в Россию. Возвращаться в адрес опасается, считает, что будет лишен свободы по сфабрикованному уголовному делу и подвергнется пыткам.
Решением ГУ МВД России по адрес от 12 февраля 2019 г. Тураеву Р.А. отказано в признании беженцем на адрес как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах". Указанное решение заявитель обжаловал в установленном порядке в ГУВМ МВД России.
В своей жалобе от 19 февраля 2019 г. фио указал, что принадлежит к запрещенной в адрес партии ПИВТ, его преследуют власти страны по политическим мотивам и он будет подвергнут пыткам при возвращении на родину.
Решением ГУВМ МВД России от 11 марта 2019 г. N 1331 решение ГУ МВД России по адрес признано правомерным, в удовлетворении жалобы Тураеву Р.А. отказано.
29 апреля 2019 г, будучи освобожденным из ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по адрес, фио обратился в УВМ ГУ МВД России по адрес с заявлением о предоставлении временного убежища на адрес, обосновав его аналогичными причинами, что и ходатайство о признании беженцем на адрес.
Решением ГУ МВД России по адрес от 23 июля 2019 г. Тураеву Р.А. отказано в предоставлении временного убежища на адрес в связи с отсутствием оснований, предусмотренным пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах". Указанное решение фио обжаловал в установленном порядке в ГУВМ МВД России.
В своей жалобе от 26 августа 2019 г. фио указал, что в случае возвращения в страну гражданкой принадлежности станет жертвой незаконного преследования по политическим мотивам со стороны властей адрес за свою деятельность в запрещенной организации "ПИВТ". Кроме того, сообщил, что для него существует угроза принудительной высылки в адрес, поскольку Европейский Суд по правам человека принял решение об исключении его жалобы N 60003/18 "Р.Т. против России" из списка дел (письмо Европейского суда по правам человека от 9 мая 2019 г. N ECHR-LRusl0/00R в адрес адвоката заявителя фио).
Решением ГУВМ МВД России от 18 сентября 2019 г. N 1462 решение ГУ МВД России по адрес признано правомерным, в удовлетворении жалобы отказано.
27 января 2020 г. фио обратился в УВМ ГУ МВД России по адрес с повторным заявлением о предоставлении временного убежища на адрес, вновь обосновав его угрозой подвергнуться пыткам, негуманному обращению и несправедливому судебному разбирательству в стране гражданской принадлежности за членство в запрещенной на адрес экстремистской организации "ПИВТ". Кроме того, сообщил, что в 2015 году выдвигал свою кандидатуру для избрания в депутаты от организации "ПИВТ". После внесения этой организации в список запрещенных, со слов, участия в ее деятельности не принимал. О том, что находится в розыске, не знал. На адрес прибыл с целью работы. На адрес недвижимости не имеет, свой дом отдал брату. В адрес матери и сестер, проживающих в адрес, угрозы не поступают, при этом братья подвергаются регулярным допросом со стороны правоохранительных органов страны. Желает проживать и осуществлять трудовую деятельность на адрес, впоследствии приобрести российское гражданство.
Также фио предоставил письмо из Генеральной прокуратуры Российской Федерации (исх. N 81/2-1731-18 от 11 декабря 2019 г. в адрес адвоката фио), согласно которому 27 ноября 2019 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение об отказе в выдаче Тураева Р.А. в адрес в связи с отсутствием в его действиях состава преступления по российскому уголовному законодательству.
Решением ГУ МВД России по адрес от 21 апреля 2020 г. Тураеву Р.А. отказано в предоставлении временного убежища на адрес в связи с отсутствием оснований, предусмотренным пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах". Указанное решение представитель заявителя фио, действующая на основании доверенности от 21октября 2019 г, обжаловала в ГУВМ МВД России. Решением ГУВМ МВД России от 15 июня 2020 г. N 1639 в удовлетворении жалобы административного истца было отказано, решение территориального органа МВД России признано правомерным и оставлено в силе.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, при этом исходил из того, что оспариваемое решение ГУВМ МВД России от 15 июня 2020 года N 1639, которым решение ГУ МВД России по адрес от 21 апреля 2020 года об отказе в предоставлении временного убежища на адрес было признано правомерным, соответствует Федеральному закону "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протоколу, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения.
При этом согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1317-О-П, временное убежище носит экстраординарный характер и не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на адрес при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на адрес в обычном порядке. Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на адрес возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на адрес. В этой связи свой правовой статус на адрес заявительнице необходимо урегулировать в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Препятствий для выезда административного истца в страну гражданской принадлежности не установлено.
Таким образом, административный истец не представил доказательств его преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, являющихся основанием для предоставления временного убежища.
Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на адрес.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на адрес, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы адрес.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на адрес, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на адрес либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на адрес (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на адрес, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Оценивая применительно к данным нормам собранные по делу доказательства в их совокупности и установленные на их основе обстоятельства административного дела, судебная коллегия, руководствуясь частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ, считает, что административным ответчиком доказаны законность оспариваемого решения, его принятие с соблюдением порядка и без нарушения полномочий и компетенции органа; установлено, что содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в том числе международному законодательству (Конвенции ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протоколу к ней, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года) и практике Европейского Суда по правам человека (пункт 88 постановления от 12 декабря 2013 года по делу "Латипов против Российской Федерации", пункт 78 постановления от 03 марта 2011 года по делу "Эльмуратов против Российской Федерации"); напротив, административный истец не доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов. Административным истцом в настоящем деле не было приведено объективных доказательств и убедительных аргументов, подтверждающих его опасения стать жертвой или быть подвергнутым наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности, неспособности властей обеспечить безопасность своим гражданам.
При таких данных, судебная коллегия считает правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении административного иска, он соответствует положениям статьи 227 КАС РФ и оснований не согласиться с ним не имеется.
По своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на адрес, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на адрес. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на адрес.
Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на адрес при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на адрес в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на адрес возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на адрес.
Вопреки изложенному, режим предоставления временного убежища фактически рассматривается административным истцом как способ легализации своего нахождения на адрес.
Подобное понимание административным истцом порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища, равно как и сама длительность срока пребывания заявителя на адрес, противоречат понятию временного убежища, определённому подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах".
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы административного иска и были предметом исследования и надлежащей оценки суда первой инстанции, по результатам которой правомерно отклонены.
Признаков формального подхода к рассмотрению миграционным органом заявления Тураева Р.А. не установлено, все доводы заявителя были проверены.
С учётом изложенного отсутствуют основания для вывода о том, что имеются основания для предоставления административному истцу временного убежища.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не опровергают правильности определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений; сводятся, по сути, к иной правовой оценке выводов суда первой инстанции, сделанных на основе анализа норм действующего законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено; решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.