Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре Карасевой Ю.А.
рассмотрела по докладу судьи фио в открытом судебном заседании административное дело N2а-116/2021 по административному иску Останкинской межрайонной прокуратуры адрес к фио о прекращении права на управление транспортными средствами, по апелляционной жалобе административного ответчика фио на решение Останкинского районного суда адрес от 16 июля 2021 года, которым удовлетворены административные исковые требования.
Заслушав доклад судьи фио, объяснения административного ответчика фио, возражения представителя административного истца фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Останкинская межрайонная прокуратура адрес обратилась в суд с административным иском к фио, в котором просила прекратить действие права фио, паспортные данные, зарегистрированного по адресу: адрес, на управление транспортными средствами (водительское удостоверение серия и номер 99 11 233960). Обязать Межрайонный отдел по регистрационной и экзаменационной работе ГИБДД УМВД России по адрес внести в Центральную базу сведения о прекращении действия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами серия и номер 99 11 233960.
Обоснование требований административный истец указал, что в ходе проведения проверки установлено, что фио, паспортные данные, зарегистрированный по адресу: адрес имеет право на управление транспортными средствами (водительское удостоверение серия и номер 99 11 233960). Согласно справке из ГБУЗ Московский научно-практический центр наркологии Филиал N3 (наркологический диспансер N3) Департамента здравоохранения адрес фио состоит на учете диспансера с диагнозом: синдром зависимости от опиоидов средней стадии (F11.2), что является противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Решением Останкинского районного суда адрес от 16 июля 2021 года постановлено:
Административный иск - удовлетворить.
Прекратить действие права фио, паспортные данные, зарегистрированного по адресу: адрес, на управление транспортными средствами (водительское удостоверение серия и номер 99 11 233960).
Решение суда является основанием для внесения в Центральную базу сведений о прекращении действия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами серия и номер 99 11 233960.
Взыскать с фио в доход федерального бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
Административный ответчик просит отменить указанный судебный акт по доводам апелляционной жалобы, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного ответчика фио, представителя административного истца по доверенности фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что Останкинской межрайонной прокуратурой адрес в ходе проверки установлено, что фио, паспортные данные, зарегистрированный по адресу: адрес, имеет право на управление транспортными средствами (водительское удостоверение серия и номер 99 11 233960).
Согласно справке из ГБУЗ Московский научно-практический центр наркологии Филиал N3 (наркологический диспансер N3) Департамента здравоохранения адрес фио состоит на учете диспансера с диагнозом: синдром зависимости от опиоидов средней стадии (F11.2).
Стороной ответчика указано на прохождение лечения в ООО "Смоленск Соцадаптация" в период с 21.04.2017 по 31.12.2019г.
Решение городской наркологической комиссии от 24.06.2021г, установлено отсутствие подтвержденной ремиссии, рекомендовано продолжить диспансерное наблюдение; ремиссия установлена 11 мес.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд, руководствуясь нормами Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Постановления Правительства РФ "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 28 апреля 1993 года N377, Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, пришел к выводу об удовлетворении требований, посчитав, что наличие у административного ответчика заболевания: "синдром зависимости от опиоидов средней стадии F11.2" исключает для последнего возможность его допуска к управлению транспортными средствами по причине наличия медицинских противопоказаний.
Судебная коллегия находит вывод суда правомерным, соответствующим законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела.
Так, как установлено статьей 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения.
Статьей 23 названного Федерального закона предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании, и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение у водителей транспортных средств кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Статьей 24 Закона определено, что права граждан на безопасные условия движения по адрес гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 статьи 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Право на управление транспортными средствами в соответствии с требованиями статьей 27 Закона подтверждается соответствующим удостоверением. На адрес действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" определено, что основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации N 377 от 28.04.1993 г. "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", не допускаются к управлению транспортными средствами лица, состоящие на учете с диагнозами: алкоголизм, наркомания, токсикомания; алкоголизм относится к заболеваниям, препятствующим управлению транспортным средством (согласно Международной классификации болезней МКБ-10, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ имеют коды сумма прописью - сумма прописью; в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний сумма прописью - сумма прописью, сумма прописью, сумма прописью)), являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.
Мотоцикл, автомобиль и иные транспортные средства создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Управление авто- и мототранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судебной коллегией применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность вывода суда об удовлетворении требований; он сделан при правильно определенном характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; оснований не согласиться с таким выводом суда не имеется; состояние здоровья ответчика, в частности, диагностированное у него заболевание, в связи с которым он был поставлен на диспансерный учет, препятствует управлению им транспортными средствами, так как создает реальную угрозу жизни и здоровью как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают наличие у административного ответчика заболевания, которое является противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым была дана правильная оценка и с которой судебная коллегия полностью согласна; они не опровергают выводов суда первой инстанции, правильности определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, сводятся, по сути, к иной правовой оценке выводов суда первой инстанции, сделанных на основе анализа норм действующего законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда адрес от 16 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.