Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-1260/2021 по апелляционной жалобе представителя административного истца Маетной Е.В. по доверенности адвоката фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 23 сентября 2021 года, которым постановлено:
"Отказать Маетной Елизавете Витальевне в удовлетворении требований к Минюсту России о признании бездействия, распоряжения незаконными, обязании исключить сведения из реестра средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента",
УСТАНОВИЛА:
Маетная Е.В. обратилась в суд с административным иском к Минюсту России о признании незаконным бездействия, выраженного в ненаправлении в ее адрес уведомления, признании незаконным распоряжения от 15.07.2021 г. о признании иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и включении информации о ней в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить сведения о ней из Реестра.
В обоснование заявленных требований Маетная Е.В. указала, что Минюстом России 15.07.2021 г. принято распоряжение о признании ее (административного истца) иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Однако, уведомление об этом в ее адрес направлено не было. Признание ее таковой возлагает дополнительные обязанности; указанным распоряжением не соблюден баланс публичных интересов; ограничение прав не объясняется защитой конституционно охраняемых ценностей и законных интересов. Административный истец считает, что вынесение такого распоряжения является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации и ст. 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; применение к ней законодательства о средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, свидетельствует о нарушении принципа равенства постольку, поскольку возложение дополнительного бремени в силу только получения денежных средств из иностранного источника нельзя признать разумным; принятие такого распоряжения является вмешательством в право на свободу выражения мнения, а также в право на уважение частной жизни. Также полагает, что ограничение прав обусловлено политической мотивацией.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, считая решение незаконным и необоснованным.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика Министерства юстиции РФ - фио, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных
положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Маетная Е.В. является российской журналисткой. Начала журналистскую карьеру в газете "Московский комсомолец", далее в разные годы работала штатным журналистом и автором расследований в изданиях "Газета.ги", "Известия", "Русский Newsweek" и других.
15.07.2021 г. Министерством юстиции России принято распоряжение N 767-р о включении Маетной Е.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
После принятия решения 20.07.2021 г. Минюстом России направлено административному истцу уведомление N 11-84026/21 о принятом решении, которое получено 24.07.2021. Уведомление направлено по адресу места проживания административного истца: адрес.
Судом установлено, что основанием для принятия оспариваемого распоряжения послужили поступившие из Прокуратуры адрес в Министерство юстиции РФ сведения о распространении Маетной Е.В. печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц.
Маетная Е.В. в своем аккаунте в социальной сети "Facebook" по адресу: https://www.facebook.com/people/Елизавета-Маетная/100001338855182, размещала статьи, изданные медиапроектом "Север.Реалии", являющемся средством массовой информации, выполняющем функции иностранного агента:
22.07.2020 "Никто не питал надежд. Суд приговорил фио к 3.5 годам колонии"; 09.10.2020 "Прости меня ради бога"; 14.10.2020 "Стыдно за нашу страну. сумма штрафа за фото без маски"; 16.10.2020 "Это и есть место спасения. ФСБ борется с псковскими Непонимающими"; 03.11.2020 "В обеде отказать"; 07.11.2020 "С русских помоек на финские диваны. Бездомные собаки "зависли" в приютах"; 03.12.2020 "Лорд Слюньмор из адрес. Дуня для фио нарисовала сказку"; 05.12.2020 "Люди заряженные". Регионы стоят в очереди за психологической помощью; 15.12.2020 "Обратный эффект". "Патриотические выходные" в бутафорском концлагере; 26.12.2020 "Нужна более безопасная вакцина". Вирусолог про год жизни с ковидом; 13.01.2021 "Выдохнуть и работать дальше". Журналисты - иноагенты о своем новом статусе; 19.01.2021 "Убить могут каждого". фио о политике в современной России; 28.01.2021 "Вова, между нами все кончено". Бунт снеговиков в адрес".
За период с июля 2020 года по июль 2021 года Маетная Е.В. разместила в своем аккаунте в социальной сети "Facebook" более 70 материалов с упоминанием изданий, включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента: "Сибирь.Реалии" (https://www.sibreal.org/), "Север.Реалии" (https://www.severreal.org/) и "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)" (https://www.svoboda.org/): "У меня все равно в голове не укладывается... " (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3920152378039352&id=100001338855182). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте "Север.Реалии" (13.06.2021);
"В России стремительный рост заболеваемостью ковидом... " (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3912926035428653&id=100001338855182). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте "Север.Реалии" (10.06.2021);
"В России уникальная ситуация (а когда было иначе)... " (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3896145140440076&id=100001338855182). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте "Север.Реалии" (04.06.2021);
"Журналистика ? это не преступление... " (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3872154706172453&id=100001338855182). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте "Радио Свобода" (27.05.2021);
"Мой страшный сон... " (https://www.facebook.com/permalink.php7story fbid=3616593428395250&id =100001338855182). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте "Север.Реалии" (26.02.2021);
"Я всем рекомендую больше петь... "
(https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3475199745867953&id=100001338855182). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте "Север.Реалии" (03.01.2021);
"Я вдыхаю воздух с океана и выдыхаю счастье... " (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3400027760051819&id=100001338855182). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте "Сибирь.Реалии" (03.12.2020);
"Я надеюсь, что Алина оставит их в суде без штанов... " (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3002442349810364&id=100001338855182). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте "Радио Свобода" (17.07.2020).
За период с июля 2020 года по июль 2021 года выявлено 2 факта участия Маетной Е.В. в создании материалов иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, "Север.Реалии" (https://www.severreal.org/) и "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)" (https://www.svoboda.org/): "В обеде отказать. фио - о талантливых детях" (https://www.svoboda.оrg/a/30931391.html, https://www.severreal.org/ a/30925927.html (дублирующий материал) (07.11.2020).
Также в Минюст России поступила информация из Росфинмониторинга о получении Маетной Е.В. с августа 2017 г. по февраль 2020 г. на счет адрес в качестве заработной платы 5, 8 сумма прописью от представительства корреспондентского пункта радиокорпорации радио свободная Европа/радио адрес. Судом исследовано письмо Росфинмониторинга, информация, изложенная в письменных возражениях Минюста России, признана соответствующей информации, изложенной в письме Росфинмониторинга.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, в том числе положениями Закона РФ "О средствах массовой информации", приказа Минюста России N 216 от 24.09.2020, исследовав, в том числе обозрев представленные суду доказательства, подтверждающие получение Маетной Е.В. средств из иностранных источников, оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлены факты распространения фио с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а равно получения денежных средств от иностранных источников.
При таких данных, оспариваемое распоряжение принято Минюстом России при наличии законных к тому оснований в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". Решение согласовано с МИД России. Распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, включение Маетной Е.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, осуществленное в соответствии с законом, не может быть признано ограничивающим права и свободы, не является дискриминацией, не свидетельствует о нарушении принципа равенства, права административного истца на свободу слова и распространение информации, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил закон, подлежащий применению, и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются представленными в материалах дела доказательствами.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что признание физического лица иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, возможно лишь при установлении связи между получением данным лицом иностранного финансирования и деятельностью, связанной с распространением сообщений и материалов, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании административным истцом положений статьи 6 Закона РФ от 27.12.1991 N2124-1 "О средствах массовой информации", которые таких условий для признания физического лица средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, не содержат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение Маетной Е.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой ограничение прав, не преследующее правомерной цели, не являющееся необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, политически мотивировано, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Ссылки в апелляционной жалобе на нарушение судом принципа состязательности не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены состоявшегося решения суда, поскольку в соответствии с требованиями статей 84, 176, 178 КАС РФ все обстоятельства дела установлены судом на основании доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Ходатайства стороны административного истца, в том числе об исследовании представленных доказательств, судом первой инстанции рассмотрены, отказ в их удовлетворении судом мотивирован.
При этом факт получения денежных средств из иностранных источников административным истцом не опровергнут.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов, не влияют на полноту установленных в ходе рассмотрении дела судом фактических обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 23 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.