адм. дело N33а-6184/2021
р/с N2а-673/2021
17 декабря 2021 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ООО "Лыткаринское СМУ" - фио на решение Тверского районного суда адрес от 02 сентября 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления ООО "Лыткаринское СМУ" к Генеральному прокурору РФ о признании действий (бездействия) незаконными, обязании устранить, допущенные нарушения, провести проверки, отказать",
УСТАНОВИЛА:
ООО "Лыткаринское СМУ" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие Генерального прокурора РФ, выразившееся в ненаправлении ответов на жалобы N19/ адрес от 10 марта 2021 года, 29 марта 2021 года, 01 апреля 2021 года на ответ прокурора адрес N 8-464-2020 от 16 февраля 2021 года на обращения ООО "Лыткаринское СМУ" N 17/ПМО от 12 января 2021 года и N 18/ПМО от 12 января 2021 года, возложить на Генерального прокурора обязанность устранить допущенные нарушения, провести проверку по факту бездействия со стороны ответственных должностных лиц Генеральной прокуратуры РФ, выразившегося в ненаправлении ответов на обращения, рассмотреть обращение в полном объеме по существу заявленных вопросов, предоставить административному истцу для ознакомления материалы надзорного производства, впоследствии административный истец уточнил свои административные исковые требования и просил признать незаконным бездействие Генерального прокурора РФ, выразившееся в ненаправлении ответа на жалобу N19/ адрес от 10 марта 2021 года с дополнениями, возложить обязанность провести проверку по факту бездействия должностных лиц Генеральной прокуратуры РФ, выразившегося в ненаправлении заявителю своевременного и мотивированного ответа, рассмотреть обращение в полном объеме по существу заявленных вопросов, предоставить административному истцу для ознакомления материалы надзорного производства, мотивируя свои требования тем, что направленные в адрес административного ответчика обращения в установленный законом срок не рассмотрены, ответы на обращения не направлены, чем были нарушены права административного истца, гарантированные нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение Тверского районного суда адрес от 02 сентября 2021 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов настоящего административного дела следует, что 12 марта 2021 года в Генеральной прокуратуре РФ зарегистрировано обращение (жалоба) ООО "Лыткаринское СМУ" N 19/ адрес от 10 марта 2021 года на ответ прокурора фио N 8-464-2020 от 16 февраля 2021 года по вопросу несогласия с иском заместителя прокурора адрес в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц о признании отсутствующим права собственности у ООО "Лыткаринское СМУ" на сооружение, признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности и исключении ее из ЕГРН, а также по вопросу несогласия с ответом прокуратуры адрес от 16 февраля 2020 года, данному обращению присвоен регистрационный номер N ОЮЛ-6321-21.
19 марта 2021 года в Генеральную прокуратуру РФ из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций поступило обращение ООО "Лыткаринское СМУ" N 19/ адрес от 10 марта 2021 года, обращению присвоен регистрационный номер - N ОЮЛ-7205-21.
22 марта 2021 года в Генеральную прокуратуру РФ из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций поступило обращение ООО "Лыткаринское СМУ" N 19/ адрес от 10 марта 2021 года, обращению присвоен регистрационный номер - N ОЮЛ-7415-21.
29 марта 2021 года ООО "Лыткаринское СМУ" в адрес административного ответчика были направлены дополнения к обращению (жалобе) N 19/ адрес от 10 марта 2021 года, дополнения зарегистрированы в Генеральной прокуратуре РФ 13 апреля 2021 года N ОЮЛ-10254-21.
12 апреля 2021 года Генеральной прокуратурой РФ на обращения ООО "Лыткаринское СМУ", зарегистрированные в том числе за NN ОЮЛ-6321-21, ОЮЛ-7205-21, ОЮЛ-7415-21 дан единый ответ, в котором указано на то, что прокурором области в ответе от 16 февраля 2021 года Обществу правомерно разъяснено, что правовая оценка заявленным требованиям будет дана судом. Оснований для вмешательства Генеральной прокуратуры РФ в настоящее время не имеется.
12 мая 2021 года Генеральной прокуратурой РФ на обращение ООО "Лыткаринское СМУ" N ОЮЛ-10254-21 дан ответ, согласно которому заявителю сообщено, что по вопросу несогласия с иском заместителя прокурора адрес к ООО "Лыткаринское СМУ" ранее давались ответы, по другим доводам сообщено, что приговор Люберецкого городского суда фио от 26 февраля 2020 года в отношении фио, оставленный без изменения апелляционной инстанцией Московского областного суда 19 мая 2020 года, отменен определением Первого кассационного суда Общей юрисдикции от 18 марта 2021 года с направлением на новое рассмотрение. Обращение направлено в прокуратуру адрес для учета изложенных в нем доводов.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что обращения административного истца разрешены в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также Инструкции по порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; такая необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует, оснований полагать оспариваемые действия (бездействия) незаконными и нарушающими права административного истца не имеется.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона, гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно статье 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Статьей 129 Конституции Российской Федерации определено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьей 10 которого предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.
Согласно статье 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения. При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.
Порядок рассмотрения обращений граждан в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и ее структурные подразделения регламентирован Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее - Инструкция от 30 января 2013 года N 45.
Согласно пункту 3.1 Инструкции от 30 января 2013 года N 45 обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Из представленных в материалах дела доказательств усматривается, что обращения ООО "Лыткаринское СМУ" рассмотрены Генеральной прокуратурой в установленном законом порядке, ответы даны в предусмотренные законом сроки, в рамках компетенции государственного органа, содержание ответов не противоречит действующему законодательству.
Сам факт несогласия административного истца с объемом выполненных Генеральной прокуратурой РФ мероприятий при рассмотрении его обращений, а также с данными ему ответами, никоим образом не может свидетельствовать о нарушении его прав, свобод и законных интересов административным ответчиком, как не свидетельствует и о создании сотрудниками Генеральной прокуратуры РФ каких-либо препятствий в осуществлении его прав, свобод и законных интересов, поскольку указанные действия и ответы не препятствуют судебной защите прав административного истца в рамках судебного разбирательства по гражданскому делу, в рамках которого, по мнению административного истца, допущено нарушение его прав. При рассмотрении дела в суде административный истец вправе приводить свои доводы о незаконности совершенных в отношении него действий, которые подлежат оценке наряду с другими доказательствами по делу. Материалы настоящего административного дела не содержат, и представителями административного истца также не представлено доказательств непредставления или создания препятствий сотрудниками Генеральной прокуратуры возможности ознакомления с материалами проверок либо материалами надзорного производства по заявлениям и жалобам административного истца, что указывает на отсутствие со стороны Генеральной прокуратуры нарушения прав ООО "Лыткаринское СМУ" по заявленному основанию.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела судом не допущено.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда адрес от 02 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.