Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., при секретаре - помощнике судьи Сидорове В.Н., с участием прокурора Макировой Е.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1736/2021 по административному иску Афанасьева А.А., Аминьевых Р.И., Г.А., Александровой М.Н., Каравайкиной Л.К., Попова О.В., Григорьевой М.В., Мальцевой И.В., Грановского М.Ю., Маевской О.В., Удалова Л.В., Генг А.Б., М.Ю., Рубинчик Ю.С., Тихонова Е.И., Белякова М.Н., Спиридонова А.Ю., Этингер Е.А. о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 11.09.2020 г. принято постановление N 1496-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Останкино" и памятниках природы, расположенных в ее границах".
Пунктом 1.2 названного Постановления от 11.09.2020 г. N 1496-ПП изменены г раницы особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово": из ее состава исключены участки территории общей площадью 0, 34 га и включены в ее состав участки территории общей площадью 0, 34 га, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
Пунктом 7 постановления Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 30.09.2003 г. N 808-ПП "Об утверждении границ земельных участков, занятых родниками": приложение 26 к постановлению Правительства Москвы от 30.09.2003 г. N 808-ПП изложено в редакции согласно приложению 2 к постановлению Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП.
В упомянутом приложении 2 к постановлению Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП. приведено графическое описание границ особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово" (далее - ООПТ Родник в Свиблово), а также перечень координат характерных точек границ ООПТ Родник в Свиблово в Московской системе координат.
Административные истцы обратились в суд с иском о признании недействующими пункта 1.2 и пункта 7 постановления Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП, на основании которого была изменена территория памятника природы, ссылаясь на их несоответствие положениям ст. 13 Закона г. Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" в связи с отсутствием предусмотренных данной нормой оснований для изменения категории или упразднения ООПТ Родник в Свиблово. Истцы указали также, что являются жителями г. Москвы, проживают в непосредственной близости к п амятнику природы "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово", и изменение границ названной ООПТ нарушает их право на благоприятную окружающую среду и находится в прямой взаимосвязи с состоянием их здоровья.
Костко Ю.В. и Саломатова Г.С, являясь представителями всех истцов, в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела истцы и названные представители извещались надлежащим образом; представитель истца Афанасьева А.А. - адвокат Яковлева Д.Р. (л.д 41, т. 2) - в суд явилась, поддержала заявленные требования и дополнительные письменные объяснения (л.д. 79-81, т. 2), возражения административного ответчика и заинтересованного лица полагала несостоятельными. Компетенцию административного ответчика на принятие оспариваемого нормативно-правового акта истцы не оспаривали, но впоследствии представитель Афанасьева А.А. указала на нарушение процедуры его принятия, сославшись на то, что постановление Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП является документом нормативно-технического характера, - поскольку содержит описание границ, и режима охранной зоны памятника природы, и иные технические сведения, - в связи с чем, в силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", его проект подлежал обязательной государственной экологической экспертизе, однако, подобное исследование не проводилось.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица - Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - в суд явились, иск не признали, поддержали ранее представленные письменные возражения (л.д. 66-70, т. 1, л.д. 77-78, т. 2) и указали дополнительно, что постановление Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП является нормативно-правовым актом и не имеет нормативно-технического характера, поскольку не содержит сводов технических правил и нормативов, в связи с чем положения п. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" не подлежали применению. Представители указали также, что постановление Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП в обжалуемой части полностью соответствует и Генеральному плану, утвержденному Законом г. Москвы от 05.05.2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы", и принятому в его развитие проекту планировки территории, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 14.01.2020 г. N 3-ПП "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона 23а в районе Свиблово города Москвы", кроме того, постановлением Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП границы памятника природы были приведены в соответствие с фактически имеющимися, а именно, из ООПТ Родник в Свиблово была исключена придомовая территория, прилегающая к многоквартирному жилому дому N 22 по Лазоревому проезду и участки прохождения линейных объектов (часть магистрального проезда N 5012), и включены участки, занятые зелеными насаждениями (л.д. 95, т. 1).
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными, проверив нормативно-правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что основания к удовлетворению заявленных требований отсутствуют.
Положениями ст. 13 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения ч. 8 ст. 213 КАС РФ предусматривают, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пп. "д", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; законодательство об охране окружающей среды.
В силу п. 5 ст. 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закон а от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ, природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пп. 3 и 5 той же статьи, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. В силу п. 5 той же статьи, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 44 Закона г. Москвы от 28.06.1995 г. "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Положениями ст. 15 Закона г. Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий, в числе иного, разрабатывает и осуществляет городскую политику в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, обеспечивает разработку и реализацию природоохранных программ и отдельных природоохранных мероприятий на территории города Москвы.
Следовательно, Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия оспариваемого нормативного правового акта, и его полномочия в принятии постановления от 11.09.2020 г. N 1496-ПП истцами не оспаривалось.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08.07.2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" Постановление Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП подписано Мэром Москвы и опубликовано в установленном порядке в периодическом издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск от 29.09.2020 г. N 40, т. 1; его форма соответствует требованиям ст. 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. N 65.
Проект оспариваемого в части постановление Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП был разработан и представлен на рассмотрение Правительства Москвы руководителем Департамента природопользования о охраны окружающей среды г. Москвы, что следует из содержания пояснительной записки к проекту (л.д. 71-73, т. 1), прошел необходимые согласования (л.д. 83-92, т. 1), - таким образом, процедура его принятия соответствует ч. 3 ст. 52 Закона г. Москвы "Градостроительный кодекс г. Москвы".
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Закона г. Москвы "Градостроительный кодекс г. Москвы" планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется на основе Генерального плана города Москвы путем разработки и утверждения в установленном Законом города Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" порядке схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве. Планирование развития и размещения природных и озелененных территорий в городе Москве осуществляется на основе Генерального плана города Москвы и схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве в составе территориальных и отраслевых схем.
Судом было установлено, что постановление Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП в оспариваемой части не противоречит Закону г. Москвы от 05.05.2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы", предусматривающему размещение улично-дорожной сети (линейного объекта) и функциональной зоны жилой застройки на территории, исключенной из состава ООПТ Родник в Свиблово с одновременным включением в ее состав участка не меньшей площади, - что следует из решения Московского городского суда от 12.04.2021 г. по административному делу N 3а-749/2021 по иску тех же лиц о признании недействующими отдельных положений Закона города Москвы от 05.05.2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы" и постановления Правительства Москвы от 14.01.2020 г. N 3-ПП "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона 23а в районе Свиблово города Москвы" (л.д. 205-213, т. 1), которое было оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.10.2021 г. и вступило в законную силу.
Оспаривая отдельные положения постановления Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП, административные истцы ссылались на их несоответствие пп. 2 и 3 ст. 13 Закона г. Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" в связи с отсутствием предусмотренных оснований для изменения категории или упразднения ООПТ, между тем, поскольку оспариваемыми положениями категория ООПТ Родник в Свиблово не изменялась и не упразднялась, приведенные выше доводы административных истцов являются несостоятельными.
Одновременно судом учитывается, что положения Закона г. Москвы "Градостроительный кодекс г. Москвы" прямо предусматривают возможность изменения границ ООПТ.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 54 Закона г. Москвы "Градостроительный кодекс г. Москвы", изменение границ особо охраняемых природных территорий, границ природных и озелененных территорий допускается только при условиях соблюдения установленных показателей баланса указанных территорий и иных видов территорий или увеличения доли особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в балансе территорий, указанных в пунктах 1-3 ч. 1 настоящей статьи.
Как следует из п. 1.2 Постановления Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП, одновременно с исключением из состава ООПТ Родник в Свиблово участков общей площадью 0, 34 га, в ее состав включены участки равной площади, соответственно, показатели баланса площади ООПТ и площадей иных видов территорий остались неизменными.
Доводы административных истцов о том, что со стороны административного ответчика допущено нарушение процедуры принятия постановления Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП в связи с тем, что до его принятия не была проведена государственная экологическая экспертиза, со ссылкой на положения п. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ в редакции, действовавшей на дату принятия постановления Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП, государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положений о том, что государственная экологическая экспертиза должна проводиться в отношении проектов нормативно-правовых актов, приведенная выше норма не содержит.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановление Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП в полной мере отвечает приведенным выше признакам нормативно-правового акта, тогда как основания для его отнесения к документу нормативно-технического характера у суда отсутствуют, поскольку каких-либо нормативов в отношении ООПТ Родник в Свиблово оспариваемое постановление не содержит.
При изложенных выше обстоятельствах суд оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Афанасьева А.А, Аминьевых Р.И, Г.А, Александровой М.Н, Каравайкиной Л.К, Попова О.В, Григорьевой М.В, Мальцевой И.В, Грановского М.Ю, Маевской О.В, Удалова Л.В, Генг А.Б, М.Ю, Рубинчик Ю.С, Тихонова Е.И, Белякова М.Н, Спиридонова А.Ю, Этингер Е.А. о признании недействующими пункта 1.2 и пункта 7 постановления Правительства Москвы от 11.09.2020 г. N 1496-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Останкино" и памятниках природы, расположенных в ее границах".
На решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский городской суд может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья Московского городского суда Е.М. Дорохина
Мотивированное решение изготовлено 10.01.2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.