Московский городской суд в составе председательствующего судьи Михалевой Т.Д., при ведении протокола секретарем фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2483/2021 по административному исковому заявлению Быковой Любови Валерьевны, фио Кахира Магомедзахировича, фио, Леонтьевой Валентины Валерьевны, Махорина Андрея Борисовича. Соколовой Екатерины Олеговны, общества с ограниченной ответственностью "Центурион", общества с ограниченной ответственностью "ЮРЕМ" к Департаменту городского имущества адрес об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2018 года кадастровой стоимости в размере рыночной нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, Зеленоград, адрес:
общей площадью 11, 8 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2284 в размере сумма;
общей площадью 26 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2287 в размере сумма;
общей площадью 40, 10 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2181 в размере сумма;
общей площадью 12, 20 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2285 в размере сумма;
общей площадью 34 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2289 в размере сумма;
общей площадью 77, 3 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2277 в размере сумма;
общей площадью 23, 30 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2286 в размере сумма;
общей площадью 34, 60 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2290 в размере сумма;
общей площадью 82, 30 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2174 в размере сумма;
общей площадью 168, 20 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2179 в размере сумма
общей площадью 65, 4 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2184 в размере сумма
В обосновании заявленных требований ссылаются на то, что являются собственниками указанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки значительно превышает рыночную стоимость, в связи с чем, административные истцы считают возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляют отчеты об оценке, подготовленные ООО "Гранд Реал".
В судебном заседании от представителя административных истцов поступило заявление об уточнении исковых требований на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
Представителем Правительства Москвы, Департамента городского имущества адрес представлены письменные возражения относительно выводов судебной оценочной экспертизы и ходатайство о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили.
Заинтересованное лицо Голубцов В.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав представителей явившихся сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии со статьей 6 этого же закона, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административные истцы в силу требований глав 30, 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Законов адрес от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", от 19.11.2014 N 51 "О налоге на имущество физических лиц", являются плательщиками налога на имущество и в отношении нежилых помещений уплачивают налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости, а потому суд считает, что они вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую утверждена кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Судом установлено, что административные истцы являются собственниками нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, Зеленоград, адрес:
общей площадью 11, 8 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2284 - Быкова Л.В.;
общей площадью 26 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2287 - Быкова Л.В. - 1/10 доли, Леонтьева В.В. - 3/10, Соколова Е.О. ?;
общей площадью 40, 10 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2181 - Гафаров К.М. - ? доли, собственником ? является заинтересованное лицо Голубцов В.Б.;
общей площадью 12, 20 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2285 - Герасина А.В.;
общей площадью 34 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2289 - Леонтьева В.В.;
общей площадью 77, 3 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2277 - Махорин А.Б.;
общей площадью 23, 30 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2286 - Соколова Е.О.;
общей площадью 34, 60 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2290 - Соколова Е.О.;
общей площадью 82, 30 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2174 - Соколова Е.О.;
общей площадью 168, 20 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2179 - ООО "Центурион";
общей площадью 65, 4 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2184 - ООО "ЮРЕМ".
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 1 января 2018 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года.
В отношении указанных объектов недвижимости кадастровая стоимость утверждена в размере сумма, сумма, сумма, сумма, сумма, сумма, сумма, сумма, сумма, сумма, сумма соответственно.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административные истцы представили в суд отчеты об оценке, подготовленные ООО "Гранд Реал".
С учетом того, что представителем административного ответчика представлены замечания на отчеты об оценке, по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о соответствии отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, а в случае несоответствия вопрос о рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости. Проведение экспертизы поручено ООО "РАЕ Экспертиза".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке, подготовленные ООО "Гранд Реал", не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, Зеленоград, адрес:
общей площадью 11, 8 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2284 в размере сумма;
общей площадью 26 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2287 в размере сумма;
общей площадью 40, 10 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2181 в размере сумма;
общей площадью 12, 20 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2285 в размере сумма;
общей площадью 34 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2289 в размере сумма;
общей площадью 77, 3 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2277 в размере сумма;
общей площадью 23, 30 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2286 в размере сумма;
общей площадью 34, 60 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2290 в размере сумма;
общей площадью 82, 30 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2174 в размере сумма;
общей площадью 168, 20 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2179 в размере сумма
общей площадью 65, 4 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2184 в размере сумма
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; заключение судебной экспертизы содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости.
Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием доходного и сравнительного подходов, отказ от затратного подхода обоснован.
В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости в адрес, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости Москвы, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования.
Суд считает, что эксперт провел полноценный анализ сегмента рынка объектов исследования, выявил предложения к продаже сопоставимые с объектами исследования по ряду ценообразующих факторов, применил все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов аналогов и объектов оценки.
Итоговые расчеты свидетельствуют о том, что скорректированные стоимости объектов-аналогов находятся в пределах возможного коэффициента вариации, что подтверждает обоснованность подобранных аналогов и верность произведенных расчетов и примененных корректировок.
В сравнительном подходе были использованы аналоги, цены предложений которых попадают в определенный диапазон, конструктивно и по местоположению сопоставимы с объектами экспертизы.
В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, имеющим соответствующее образование, и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На представленные административным ответчиком замечания на выводы судебной оценочной экспертизы экспертом даны обоснованные письменные пояснения относительно правильности подбора объектов аналогов и неприменения корректировки на состав арендной платы, не согласиться с которыми у суда оснований не имеется, поскольку доказательств, подтверждающих, что указанные, по мнению административного ответчика нарушения, повлияли на итоговую рыночную стоимость спорных объектов недвижимости не представлено.
В этой связи суд считает, что позиция Департамента городского имущества адрес о неверном определении результатов рыночной стоимости объектов недвижимости в рамках экспертного исследования основана на субъективном толковании законодательства об оценочной деятельности и методологии проведения такой оценки.
Поскольку основанием для назначения по делу повторной экспертизы в соответствии со статьей 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов), исходя из того, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы, представил обоснованные возражения на замечания относительно выводов судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу, что противоречия, указанные представителем административного ответчика, в ходе судебного заседания не установлены, заключение эксперта не содержит неясностей, требующих назначения повторной экспертизы.
При указанных обстоятельствах, суд устанавливает кадастровую стоимость перечисленных выше объектов недвижимости, на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
На основании положений статьи 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой подачи заявления является дата обращения в суд с административным иском - 28 сентября 2021 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Быковой Любови Валерьевны, фио Кахира Магомедзахировича, фио, Леонтьевой Валентины Валерьевны, Махорина Андрея Борисовича. Соколовой Екатерины Олеговны, общества с ограниченной ответственностью "Центурион", общества с ограниченной ответственностью "ЮРЕМ" к Департаменту городского имущества адрес об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимостиудовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2018 года на период с 1 января 2019 года и до утверждения новой кадастровой стоимости кадастровую стоимость соответствующую рыночной нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, Зеленоград, адрес:
общей площадью 11, 8 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2284 в размере сумма;
общей площадью 26 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2287 в размере сумма;
общей площадью 40, 10 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2181 в размере сумма;
общей площадью 12, 20 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2285 в размере сумма;
общей площадью 34 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2289 в размере сумма;
общей площадью 77, 3 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2277 в размере сумма;
общей площадью 23, 30 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2286 в размере сумма;
общей площадью 34, 60 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2290 в размере сумма;
общей площадью 82, 30 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2174 в размере сумма;
общей площадью 168, 20 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2179 в размере сумма
общей площадью 65, 4 кв.м с кадастровым номером 77:10:0001006:2184 в размере сумма
Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является 28 сентября 2021 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.