Московский городской суд в составе судьи Лопаткиной А.С., с участием прокурора Макировой Е.Э., при секретаре Белове Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2573/2021 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Трехгорная мануфактура" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, тем самым, Правительством Москвы утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2016 года (далее - Перечень на 2016 год). Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru, 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года (далее - Перечень на 2017 год). Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016 года, а также в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, 30 декабря 2016 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 3, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 4, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года (далее - Перечень на 2018 год). Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2017 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69 14 декабря 2017 года.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года (далее - Перечень на 2019 год). Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2018 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1, 13 декабря 2018 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 13 декабря 2018 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года (далее - Перечень на 2020 год). Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27 ноября 2019 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10 декабря 2019 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2021 года (далее - Перечень на 2021 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25 ноября 2020 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 8 декабря 2020 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (продолжение), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 8 декабря 2020 (приложение 2 (окончание)).
В Перечень на 2016 год под пунктом 67 включено нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 13656, 3 кв.м, расположенное по адресу: *. Это же здание включено в Перечень на 2017 год под пунктом 4590, в Перечень на 2018 год под пунктом 4759, в Перечень на 2019 год под пунктом 5498, в Перечень на 2020 год под пунктом 15498, в Перечень на 2021 год под пунктом 1151 (далее также Здание 1).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4580 включено нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 1135, 2 кв.м, расположенное по адресу: *. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4749 (далее также Здание 2).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4570 включено нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 214, 8 кв.м, расположенное по адресу: *. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4739, в Перечень на 2019 год под пунктом 5477, в Перечень на 2020 год под пунктом 17703, в Перечень на 2021 год под пунктом 1133 (далее также Здание 3).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4561 включено нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 131, 9 кв.м, расположенное по адресу: *. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4730, в Перечень на 2019 год под пунктом 5468, в Перечень на 2020 год под пунктом 5853, в Перечень на 2021 год под пунктом 1124 (далее также Здание 4).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4564 включено нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 2412, 8 кв.м, расположенное по адресу: *. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4733, в Перечень на 2019 год под пунктом 5471, в Перечень на 2020 год под пунктом 6541, в Перечень на 2021 год под пунктом 1127 (далее также Здание 5).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4596 включено нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 134, 9 кв.м, расположенное по адресу: *. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4766, в Перечень на 2019 год под пунктом 5504, в Перечень на 2020 год под пунктом 23910, в Перечень на 2021 год под пунктом 1157 (далее также Здание 6).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4587 включено нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 1670, 8 кв.м, расположенное по адресу: *. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4756, в Перечень на 2019 год под пунктом 5494, в Перечень на 2020 год под пунктом 12495, в Перечень на 2021 год под пунктом 1148 (далее также Здание 7).
В Перечень на 2015 год под пунктом 1302 включено нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 3026, 5 кв.м, расположенное по адресу: *. Это же здание включено в Перечень на 2017 год под пунктом 4569, в Перечень на 2018 год под пунктом 4738, в Перечень на 2019 год под пунктом 5476, в Перечень на 2020 год под пунктом 21573, в Перечень на 2021 год под пунктом 1132 (далее также Здание 8).
В Перечень на 2019 год под пунктом 5478 включено нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 1079, 9 кв.м, расположенное по адресу: *. Это же здание включено в Перечень на 2020 год под пунктом 14714, в Перечень на 2021 год под пунктом 1134 (далее также Здание 9).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4574 включено нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 21176, 4 кв.м, расположенное по адресу: *. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4743, в Перечень на 2019 год под пунктом 5481, в Перечень на 2020 год под пунктом 12492, в Перечень на 2021 год под пунктом 1137 (далее также Здание 10).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4579 включено нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 1433, 4 кв.м, расположенное по адресу*. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4748, в Перечень на 2019 год под пунктом 5486, в Перечень на 2020 год под пунктом 15495 (далее также Здание 11).
ПАО "Трехгорная мануфактура", являясь собственником указанных выше зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункт 1302 Перечня на 2015 год, пункт 67 Перечня на 2016 год, пункты 4590, 4580, 4570, 4561, 4564, 4596, 4569, 4574, 4579, 4587 Перечня на 2017 год, пункты 4759, 4749, 4739, 4730, 4733, 4766, 4756, 4738, 4743, 4748 Перечня на 2018 год, пункты 5498, 5477, 5468, 5471, 5504, 5494, 5476, 5478, 5481, 5486 Перечня на 2019 год, пункты 15498, 17703, 5853, 6541, 23910, 12495, 21573, 14714, 12492, 15495 Перечня на 2020 год, пункты 1151, 1133, 1124, 1127, 1157, 1148, 1132, 1134, 1137 Перечня на 2021 год.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что названные выше здания, включённые в Перечни на 2015-2021 годы, не обладают признаками объекта налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечни противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца ПАО "Трехгорная мануфактура" (по доверенности) Ульянова К.С. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.
Представители административного ответчика Правительства Москвы (по доверенностям) Романовская Л.А, Тетерина Е.В. требования административного истца не признали, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административного ответчика, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Макировой Е.Э, полагавшей административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановлений обладал достаточной компетенцией для их принятия.
Постановление в оспариваемых редакциях подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года н а территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), при этом площадь здания не учитывается, и (или) вида фактического использования здания (строения, сооружения), имеющего общую площадь свыше 1 000 кв. м.
Как усматривается из материалов дела, ПАО "Трехгорная мануфактура" является собственником Зданий 1-11, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости.
Из материалов дела и объяснений представителя административного ответчика следует, что в оспариваемые Перечни Здания 1-6, 9, 10 включены по виду разрешённого использования земельного участка, на котором расположены здания, Здания 7, 8 - по двум критериям, Здание 11 - по виду фактического использования здания. Первый - вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание, он предусмотрен подпунктом 1 пункта 3, подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64. Второй - вид фактического использования здания. Этот критерий предусмотрен подпунктом 2 пункта 3, подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, представленным по запросу суда, в юридически значимый период:
Здания 1, 2 располагались на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.5, 1.2.7, 1.2.9, 1.2.13)";
Здания 3, 4, 5 располагались на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешенного использования "общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); развлечения (4.8) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13))";
Здания 6, 7 располагались на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13))";
Здания 8, 9, 10 располагались на земельном участке с кадастровым номером *. На дату формирования и утверждения Перечней на 2015-2016 годы земельный участок с кадастровым номером * имел вид разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7, 1.2.9)" на основании распоряжения Департамента городского имущества г.Москвы от 23 октября 2013 года N 9960.
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 13 января 2016 года N 315 вид разрешенного использования названного земельного участка изменен на "магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))"; "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)). Сведения о данном виде разрешенного использования внесены в ЕГРН 25 января 2016 года;
Здание 11 располагалось на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004033:2605, имеющем вид разрешенного использования "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида (1.2.9, 1.2.13)".
Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 37) различает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно: основные; условно разрешенные; вспомогательные, которые допустимы только в дополнение к основным и условно разрешенным для совместного с ними осуществления. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются по каждой территориальной зоне, и обязательно - основные виды для каждой территориальной зоны, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (части 2 и 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). По общему правилу, основные и вспомогательные виды выбираются правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства из видов, предусмотренных зонированием территорий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом если в статусе собственника земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, налогоплательщик не лишён законной возможности инициировать указанное изменение с тем, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости, то арендующий землю налогоплательщик в такой возможности ограничен.
Как следует из материалов дела, по договору аренды земельного участка от 31 декабря 2013 года N М-01-044107 земельный участок с кадастровым номером *, площадью 8066 кв.м, имеющий адресный ориентир: *, предоставлен ПАО "Трехгорная мануфактура" в пользование на условиях аренды.
По договору аренды земельного участка от 31 декабря 2013 года N М-01-044108 земельный участок с кадастровым номером *, площадью 20743 кв.м, имеющий адресный ориентир: *, предоставлен ПАО "Трехгорная мануфактура" в пользование на условиях аренды.
По договору аренды земельного участка от 31 декабря 2013 года N М-01-044106 земельный участок с кадастровым номером *, площадью 25001 кв.м, имеющий адресный ориентир: г*, предоставлен ПАО "Трехгорная мануфактура" в пользование на условиях аренды.
По договору аренды земельного участка от 31 декабря 2013 года N М-01-044105 земельный участок с кадастровым номером *, площадью 20735 кв.м, имеющий адресный ориентир: *, предоставлен ПАО "Трехгорная мануфактура" в пользование на условиях аренды.
По договору аренды земельного участка от 31 декабря 2013 года N М-01-044109 земельный участок с кадастровым номером *, площадью 19404 кв.м, имеющий адресный ориентир: *, предоставлен ПАО "Трехгорная мануфактура" в пользование на условиях аренды.
При таких обстоятельствах, у административного истца отсутствует возможность решения вопроса об изменении видов разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:*, на которых расположены спорные здания.
Вид разрешённого использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 15 июня 2016 года действовал Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки, установленный постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 названного постановления (в редакции, действовавшей до 15 июня 2016 года) было предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 признан утратившим силу с 30 октября 2017 года на основании приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N 470).
Методическими указаниями определено 17 видов разрешённого использования, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5) ; земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7).
Из системного анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Методических указаний следует, что виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, соответствуют 1.2.5 и 1.2.7 видам разрешённого использования земельных участков.
Впоследствии постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП. Так, положения пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП (в редакции, действующей с 15 июня 2016 года) предусматривают, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, действовавшим в период принятия оспариваемых Перечней, утверждены классификаторы видов разрешённого использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешённого использования 4.1 "деловое управление" отнесено: размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) ;
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.6 "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы, территориальная часть которых устанавливает, в том числе, перечень и числовые обозначения - коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Москвы, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства". Согласно пункту 3.2.2 раздела 3.2 главы 3 части 2 Правил землепользования и застройки города Москвы в Правилах землепользования и застройки города Москвы используются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в классификаторе видов разрешённого использования земельных участков, утверждённом приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков" (далее - классификатор видов разрешённого использования).
В силу закреплённых в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Законодатель в подпункте 1 пункта 3, подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признаётся административно-деловым и (или) торговым центром, чётко указал, что вид разрешённого использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения на нём офисных зданий различного, в том числе, административного назначения и (или) торговых объектов и (или) объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен платить.
В рассматриваемом случае виды разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами *, *, а также вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером *, установленный на дату формирования и утверждения Перечней на 2015-2016 годы как "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7, 1.2.9)", не совпадают с кодами 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39. Также данные виды разрешенного использования земельных участков не подпадают и под коды видов разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание", 4.1 "деловое управление", 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", 4.6 "общественное питание", утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540, действующим на момент принятия оспариваемых Перечней.
Виды разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами *, а также вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером *, установленный на дату формирования и утверждения Перечней на 2017-2021 годы, одновременно содержат указание как на возможность размещения на них офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, так и на возможность использования земельных участков в иных целях, не предусмотренных положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", взаимосвязанные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации допускают установление нескольких (основных и вспомогательных) видов разрешённого использования для одного земельного участка, а также размещение на нём как одного, так и нескольких объектов недвижимости единого или разного назначения. Между тем если среди прочих видов разрёшенного использования участка допускается размещение объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, то все размещённые на нём здания (строения, сооружения) приобретают статус торгового центра (комплекса) в качестве объекта налога на имущество организаций с налоговой базой, исчисляемой по кадастровой стоимости. При допустимой в силу закона множественности видов разрешённого использования земельного участка с правом использовать размещённые на нём здания (строения, сооружения) не только в качестве торговых (деловых) центров подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предрешает отнесение любых объектов недвижимости к тем, для которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учётом кадастровой стоимости, принимая во внимание один лишь из видов разрёшенного использования участка безотносительно к назначению и (или) фактическому использованию размещённых на нём зданий (строений, сооружений).
Взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчёта налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило её определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Принимая во внимание изложенное, Конституционный Суд РФ также указал, что подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешённого использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
По смыслу приведённой правовой позиции в случае установления в отношении земельного участка нескольких видов разрешённого использования, для отнесения расположенного на таком участке объекта к объектам, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, необходимо оценить, используется ли фактически здание в соответствии с тем предназначением земельного участка, которое поименовано в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Виды разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами *, а также вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером *, установленный на дату формирования и утверждения Перечней на 2017-2021 годы, являются смешанными, обладающими признаками множественности видов.
При вышеизложенных обстоятельствах, по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3, подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, то есть исходя из вида разрешенного использования земельного участка, спорные нежилые здания не могли быть отнесены к объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
В таком случае должно выясняться фактическое использование объектов недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утверждён порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка, указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Из материалов дела усматривается, что в отношении Зданий 1, 2, 4-11 были проведены мероприятия по определению фактического использования зданий для целей налогообложения.
Согласно актам Госинспекции по недвижимости N 9013647/ОФИ от 12 апреля 2018 года, N 9016268/ОФИ от 2 апреля 2019 года, N 9018592/ОФИ от 12 февраля 2020 года, N 91212378/ОФИ от 27 апреля 2021 года Здание 1 фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно акту Госинспекции по недвижимости N 9013965/ОФИ от 22 мая 2018 года Здание 2 фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно актам Госинспекции по недвижимости N 9013963/ОФИ от 22 мая 2018 года, N 9016267/ОФИ от 2 апреля 2019 года, N 9018594/ОФИ от 12 февраля 2020 года, N 91212381/ОФИ от 27 апреля 2021 года Здание 4 фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно актам Госинспекции по недвижимости N 9016690 от 21 июля 2015 года, N 9013962/ОФИ от 22 мая 2018 года, N 9016269/ОФИ от 2 апреля 2019 года, N 9018598/ОФИ от 12 февраля 2020 года Здание 5 фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно актам Госинспекции по недвижимости N 9013975/ОФИ от 23 мая 2018 года, N 9016266/ОФИ от 2 апреля 2019 года, N 9018595/ОФИ от 12 февраля 2020 года, N 91212380/ОФИ от 27 апреля 2021 года Здание 6 фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно актам Госинспекции по недвижимости N 9013716/ОФИ от 17 апреля 2018 года, N 9016282/ОФИ от 2 апреля 2019 года, N 9018599/ОФИ от 12 февраля 2020 года Здание 9 фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно актам Госинспекции по недвижимости N 9012793 от 09 июля 2014 года, N 9013964/ОФИ от 22 мая 2018 года, N 9016294/ОФИ от 2 апреля 2019 года Здание 10 фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В отношении Здания 3 не проводились мероприятия по определению вида его фактического использования, акт Госинспекции по недвижимости не составлялся.
Суд отмечает, что Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1).
Из материалов дела видно, что площадь Здания 3 составляет менее 1000 кв.м, что не позволяет отнести его к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций". Следовательно, акт Госинспекции в целях установления обстоятельств фактического использования зданий, площадь которых составляет менее 1000 кв. м для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не может иметь правового значения.
Основанием для включения Здания 8 в Перечни на 2015, 2017-2021 годы явился в том числе акт Госинспекции N 9012789 от 09 июля 2014 года, согласно которому 100 % площади здания используется для размещения офисов.
Согласно подпункту 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий, в редакции, действовавшей на момент составления акта обследования N 9012789 от 09 июля 2014 года, понятием "офис" обозначается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приёма клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
Пунктами 3.4 - 3.5 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъёмка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъёмка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник ГБУ "МКМЦН", уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов.
Оценивая акт обследования Госинспекции N 9012789 от 09 июля 2014 года, суд отмечает, что инспекторы не обладали достаточной информацией об использовании спорного здания для размещения офисов. В акте отсутствуют достаточные сведения, подтверждающие фактическое использование здания для размещения офисов. Фототаблица, включённая в указанный акт обследования, содержит фотоснимки, на которых отображены только фасад здания, вывеска при входе "отделочное производство", пустые коридоры и дверь в помещение с вывеской "отделение по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям". Из акта и фототаблицы следует, что помещения здания лицами, составляющими акт, фактически не исследовались, фотосъёмка внутри помещений в здании не производилась.
Таким образом, акт не содержит конкретных признаков размещения офисов на площади, превышающей 20% общей площади здания, а приобщенные к акту фотографии наличие в здании офисных помещений не подтверждают.
Определение вида фактического использования зданий в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, производится для целей налогообложения.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
При таких обстоятельствах, в отсутствие объективных данных, которые свидетельствовали бы об использовании более 20% общей площади здания для размещения офисов, выводы указанного акта Госинспекции N 9012789 от 09 июля 2014 года не могут служить достаточным и достоверным доказательством фактического использования здания под размещение офисов на площади более 20 %.
Иных доказательств, подтверждающих нахождение в Здании 8 офисов на момент проведения Государственной инспекцией по недвижимости города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования спорного здания, не предоставлено.
В то же время, административным истцом в ходе рассмотрения настоящего дела были представлены доказательства, подтверждающие фактическое использование помещений в нежилом здании в юридически значимый период времени. Действительно, в Здании 3 помещения сдавались в аренду, однако, исходя из находящихся в материалах дела договоров аренды, на момент проведения Госинспекцией мероприятий по определению вида фактического использования спорного здания административный истец сдавал под склады в аренду ЗАО "ТАСКОМ", ООО "ХЕДЗ" нежилые помещения площадью 355, 8 кв.м (321, 8 кв.м + 34 кв.м), а остальная площадь помещений использовалась административным истцом для собственных нужд также в складских целях.
Основанием для включения Здания 11 в Перечни на 2017-2020 годы явился акт Госинспекции N 9010295/ОФИ от 01 июня 2016 года, согласно которому 100 % площади здания используется для размещения офисов.
Акт составлен Госинспекцией с доступом в спорное здание, однако фактическое использование помещений внутри здания лицами, составляющими акт, не исследовалось. В фототаблице к акту имеются 4 фотографии фасада, 2 фотографии помещений внутри здания, 2 фотографии коридора. Фотографии фасада здания не позволяют сделать вывод об осуществляемой в нем деятельности: отсутствуют рекламные вывески, баннеры, информационные стенды. Фотографии, выполненные внутри здания, не содержат привязки к конкретным этажам и помещениям, отраженным в экспликации к поэтажному плану. Следовательно, акт не содержит каких-либо сведений, позволяющих сделать вывод о размещении офисов на площади, превышающей 20% общей площади здания.
Фактическое обследование должно быть проведено в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, и акт обследования должен позволять сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов, и что их общая площадь превышает 20% общей площади спорного здания.
Таким образом, акт N 9010295/ОФИ от 01 июня 2016 года, явившийся основанием для включения Здания 11 в Перечни 2017-2020 года, нельзя признать в качестве допустимого доказательства, поскольку он не соответствует требованиям пунктов 3.4 - 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение в оспариваемые Перечни Здания 11 по его фактическому использованию как административно-делового центра могло быть признано правомерным только при наличии акта обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении отдельно стоящего нежилого здания до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком.
Иные доказательства фактического использования объекта недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены.
Следовательно, представленный в материалы дела договор N 24/16-а от 01 января 2016 года аренды недвижимого имущества с ООО Подиум Маркет со сроком действия по 30 ноября 2016 года не является допустимым доказательством соответствия оспариваемых норм налоговому законодательству, тем более что данный договор расторгнут сторонами до начала налогового периода (до 1 января 2017 года), что подтверждается соглашением о расторжении указанного договора от 28 декабря 2016 года и актом приема-передачи недвижимого имущества от 31 декабря 2016 года.
По результатам последующего обследования здания Госинспекцией составлен акт N 9018597/ОФИ от 12 февраля 2020 года, в котором установлено, что Здание 11 фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных зданий в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Принимая во внимание, что Правительством Москвы относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие Зданий 1-6, 8-11 установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" критериям и необходимым для включения их в оспариваемые Перечни, не представлено, не содержится их и в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что соответствующие оспариваемые положения содержат противоречия налоговому законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем они признаются судом недействующими.
Основанием для включения Здания 7 в Перечни на 2017-2018 годы явился в том числе акт Госинспекции N 9010296/ОФИ от 01 июня 2016 года, согласно которому 100 % площади здания используется для размещения офисов и объектов общественного питания.
Из указанного акта N 9010296/ОФИ от 01 июня 2016 года следует, что акт составлен с доступом в помещения всех этажей, фактическое использование помещений установлено по документам технического учета объекта недвижимости в совокупности с результатами фактического исследования помещений здания лицами, составляющими акт, из анализа которых определено, что в здании под размещение объектов общественного питания используется 85, 68% общей площади здания, на основании чего сделан вывод о фактическом использовании здания для коммерческих целей. Указанные выводы подтверждены экспликациями поэтажных планов, фототаблицей внешнего вида здания и целого ряда помещений внутри здания.
Доказательств составления акта с нарушением требований порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, суду представлено не было, и представитель административного истца на них не ссылается.
Напротив, не оспаривая по существу выводов, сделанных в акте обследования N9010296/ОФИ от 01 июня 2016 года, применительно к моменту проведения Госинспекцией мероприятий по определению вида фактического использования Здания 7, административный истец представил суду действующий на начало налогового периода - 1 января 2017 года договор аренды N 80/15-а от 01 ноября 2015 года недвижимого имущества с ООО "ЕСК Групп", в соответствии с которым передал последнему во временное пользование Здание 7 для целей организации предприятия общественного питания (кафе, и/или бара, и/или ресторана), и проведения культурно-массовых и музыкальных мероприятий.
Поскольку по состоянию на начало налогового периода - 1 января 2017 года Здание 7 располагалось за земельном участке с кадастровым номером *, один из видов разрешённого использования которого предусматривал размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и использовалось, как показано выше, в этих целях, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения указанного здания в оспариваемый Перечень на 2017 год как отвечающего критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и отказывает ПАО "Трехгорная мануфактура" в удовлетворении административного искового заявления в части требования о признании недействующим пункта 4587 Перечня на 2017 год.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречил бы пункт 4587 Перечня на 2017 год, не имеется.
Вместе с тем, из представленных суду доказательств по делу, а именно акта возврата собственнику Здания 7 от 13 февраля 2017 года, переписки ООО "СВ Продакшн" и ПАО "Трехгорная мануфактура" по поводу согласования производства демонтажных работ, работ по проектированию, ремонтно-отделочных работ, с местом исполнения по адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, ст. 44, фотографий из акта фактического обследования Госинспекции N9013711/ОФИ от 12 апреля 2018 года, в котором установлено, что Здание 7 фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, установлено, что с конца 2017 года и до начала 2019 года в Здании 7 проводились ремонтные работы, в связи с чем спорное здание фактически не использовалось.
Акт обследования N 9010296/ОФИ, составленный 01 июня 2016 года Госинспекцией по недвижимости, в соответствии с которым здание фактически используется для размещения офисов и объектов общественного питания, не может быть применен в качестве безусловного обоснования правомерности включения Здания 7 в Перечень на 2018 год, поскольку обследование проводилось в 2016 году, а не в период, предшествующий принятию оспариваемого Перечня (аналогичная правовая позиция изложена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2019 года N5-АПА19-99).
Правительством Москвы не представлено доказательств, с достоверностью свидетельствующих об использовании по состоянию на начало налогового периода - 1 января 2018 года не менее 20 процентов общей площади указанного здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и, как следствие, основания для включения Здания 7 в Перечень на 2018 год по критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", не имелось.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признаёт этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Учитывая изложенное, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца подлежат признанию недействующими с 1 января 2015 года пункт 1302 Перечня на 2015 год, с 1 января 2016 года пункт 67 Перечня на 2016 года, с 1 января 2017 года пункты 4590, 4580, 4570, 4561, 4564, 4596, 4569, 4574, 4579 Перечня на 2017 год, с 1 января 2018 года пункты 4759, 4749, 4739, 4730, 4733, 4766, 4756, 4738, 4743, 4748 Перечня на 2018 год, с 1 января 2019 года пункты 5498, 5477, 5468, 5471, 5504, 5494, 5476, 5478, 5481, 5486 Перечня на 2019 год, с 1 января 2020 года пункты 15498, 17703, 5853, 6541, 23910, 12495, 21573, 14714, 12492, 15495 Перечня на 2020 год, с 1 января 2021 года пункты 1151, 1133, 1124, 1127, 1157, 1148, 1132, 1134, 1137 Перечня на 2021 год.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу ПАО "Трехгорная мануфактура" возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Публичного акционерного общества "Трехгорная мануфактура" удовлетворить частично.
Признать недействующим с 1 января 2015 года пункт 1302 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать недействующим с 1 января 2016 года пункт 67 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".
Признать недействующими с 1 января 2017 года пункты 4590, 4580, 4570, 4561, 4564, 4596, 4569, 4574, 4579 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2018 года пункты 4759, 4749, 4739, 4730, 4733, 4766, 4756, 4738, 4743, 4748 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2019 года пункты 5498, 5477, 5468, 5471, 5504, 5494, 5476, 5478, 5481, 5486 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2020 года пункты 15498, 17703, 5853, 6541, 23910, 12495, 21573, 14714, 12492, 15495 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2021 года пункты 1151, 1133, 1124, 1127, 1157, 1148, 1132, 1134, 1137 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В удовлетворении требования Публичного акционерного общества "Трехгорная мануфактура" о признании недействующим пункта 4587 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" - отказать.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Публичного акционерного общества "Трехгорная мануфактура" в счёт возврата государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда А.С. Лопаткина
Настоящее решение суда изготовлено в окончательной форме 20 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.