Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при помощнике Казимирской Н.С, с участием прокурора Макировой Е.Э, Мещерякова И.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2792/2021 по административному исковому заявлению Баркина Владимира Анатольевича, Утинова Руслана Михайловича, Синишина Владимира Павловича, Руднева Сергея Николаевича, Бубнова Андрея Михайловича, Иванова Алексея Александровича, Пустовалова Игоря Викторовича, Щекина Юрия Юрьевича, Копп Владимира Владимировича, Метелкина Александра Александровича, Благова Василия Борисовича, Митина Юрия Юрьевича, Квятковского Василия Васильевича, Балашова Дмитрия Владимировича, Никулина Владимира Александровича, Турулина Алексея Григорьевича, Сулейманова Назима Магеррама Оглы, Горячева Игоря Викторовича, Коломеец Алексея Олеговича, Джафарова Романа Ниягулуевича, Васина Ивана Михайловича, Арифуллина Ильдара Зинуровича, Тарасова Юрия Павловича, Филиппова Александра Евгеньевича, Донковцева Александра Алексеевича, Бабкина Олега Владимировича, Гнатенко Алексея Петровича, Захарова Михаила Анатольевича, Исаева Сергея Александровича, Ломакина Владимира Петровича, Мещерякова Александра Филипповича, Михалина Павла Владимировича, Моргунова Николая Николаевича, Пилюшкина Николая Николаевича, Потемкина Алексея Владимировича, Распопова Павла Викторовича, Атабаева Олега Нумановича, Руковишникова Александра Георгиевича, Савосина Юрия Валентиновича, Суглин Алексея Геннадьевича, Тохонова Дениса Викторовича, Волкова Сергея Николаевича, Федотова Дениса Вячеславовича, Митина Андрея Владимировича, Щавелева Александра Анатольевича, Джевахашвили Николая Станиславовича, Шерстнева Алексея Сергеевича, Боголюбова Михаила Валерьевича, Лупырева Виталия Сергеевича, Абдуразакова Абдуразак Адулхалимовича, Пальвинского Сергея Геннадьевича, Латовина Ивана Сергеевича, Пушкарева Юрия Владимировича, Денесенко Николая Владимировича, Касторнова Олега Алексеевича, Зарипова Рината Хасяновича, Пащенко Владимира Илларионовича,
Геращенко Игоря Владимировича, Юхефальчик Дмитрия Владимировича, Шпанцова Владимира Илларионовича, Сычева Виктора Ивановича, Сафонова Станислава Юрьевича к Правительству Москвы о признании недействительными постановлений Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N343-ПП, от 7 мая 2020 года N517-ПП в части исключения из состава выездной бригады скорой медицинской помощи водителей,
УСТАНОВИЛ:
В рамках гражданского дела N3-1520/2021 Баркин В.А, Утинов Р.М, Синишин В.П, Руднев С.Н, Бубнов А.М, Иванов А.А, Пустовалов И.В, Щекин Ю.Ю, Копп В.В, Метелкин А.А, Благов В.Б, Митин Ю.Ю, Квятковский В.В, Балашов Д.В, Никулин В.А, Турулин А.Г, Сулейманов Н.М. оглы, Горячев И.В, Коломеец А.О, Джафаров Р.Н, Васин И.М, Арифуллин И.З, Тарасов Ю.П, Филиппов А.Е, Донковцев А.А, Бабкин О.В, Гнатенко А.П, Захаров М.А, Исаева С.А, Ломакин В.П, Мещеряков А.Ф, Михалин П.В, Моргунов Н.Н, Пилюшкин Н.Н, Потемкин А.В, Распопов П.В, Атабаев О.Н, Руковишников А.Г, Савосин Ю.В, Суглин А.Г, Тохонов Д.В, Волков С.Н, Федотов Д.В, Митин А.В, Щавелев А.А, Джевахашвили Н.С, Боголюбов М.В, Лупырев В.С, Абдуразаков А.А, Пальвинский С.Г, Латовин И.С, Пушкарев Ю.В, Денисенко Н.В, Касторнов О.А, Зарипов Р.Х, Пащенко Г.В, Шпанцов В.И, Геращенко И.В, Юзефальчик Д.В, Петрокин А.А, Сычев В.И, Сафонов С.Ю. обратились в Московский городской суд с исковым заявлением к Правительству Москвы о признании незаконными постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N343-ПП, от 7 мая 2020 года N517-ПП в части исключения из состава бригады скорой медицинской помощи водителей, о возложении на Правительство Москвы обязанности произвести начисления стимулирования материального поощрения за исполнение своих обязанностей водителя скорой медицинской помощи по транспортировке граждан с подозрением на Ковид-19 за период с апреля 2020 года по ноябрь 2021 года в сумме 425000 руб. в пользу каждого истца.
Определением Московского городского суда от 10 ноября 2021 года из гражданского дела N3-1520/2021 выделены в отдельное производство исковые требования Баркина В.А, Утинова Р.М, Синишина В.П, Руднева С.Н, Бубнова А.М, Иванова А.А, Пустовалова И.В, Щекина Ю.Ю, Копп В.В, Метелкина А.А, Благова В.Б, Митина Ю.Ю, Квятковского В.В, Балашова Д.В, Никулина В.А, Турулина А.Г, Сулейманова Н.М. оглы, Горячева И.В, Коломеец А.О, Джафарова Р.Н, Васина И.М, Арифуллина И.З, Тарасова Ю.П, Филиппова А.Е, Донковцева А.А, Бабкина О.В, Гнатенко А.П, Захарова М.А, Исаева С.А, Ломакина В.П, Мещерякова А.Ф, Михалина П.В, Моргунова Н.Н, Пилюшкина Н.Н, Потемкина А.В, Распопова П.В, Атабаева О.Н, Руковишникова А.Г, Савосина Ю.В, Суглин А.Г, Тохонова Д.В, Волкова С.Н, Федотова Д.В, Митина А.В, Щавелева А.А, Джевахашвили Н.С, Боголюбова М.В, Лупырева В.С, Абдуразакова А.А, Пальвинского С.Г, Латовина И.С, Пушкарева Ю.В, Денисенко Н.В, Касторнова О.А, Зарипова Р.Х, Пащенко Г.В, Шпанцова В.И, Геращенко И.В, Юзефальчика Д.В, Петрокина А.А, Сычева В.И, Сафонова С.Ю. к Правительству Москвы о возложении обязанности произвести начисления стимулирования материального поощрения за исполнение своих обязанностей водителя скорой медицинской помощи по транспортировке граждан с подозрением на Ковид-19 за период с апреля 2020 года по ноябрь 2021 года в сумме 425000 руб. в пользу каждого истца, и данное гражданское дело передано в Тверской районный суд г..Москвы для рассмотрения по подсудности. В остальной части исковых требований Баркина В.А, Утинова Р.М, Синишина В.П, Руднева С.Н, Бубнова А.М, Иванова А.А, Пустовалова И.В, Щекина Ю.Ю, Копп В.В, Метелкина А.А, Благова В.Б, Митина Ю.Ю, Квятковского В.В, Балашова Д.В, Никулина В.А, Турулина А.Г, Сулейманова Н.М. оглы, Горячева И.В, Коломеец А.О, Джафарова Р.Н, Васина И.М, Арифуллина И.З, Тарасова Ю.П, Филиппова А.Е, Донковцева А.А, Бабкина О.В, Гнатенко А.П, Захарова М.А, Исаева С.А, Ломакина В.П, Мещерякова А.Ф, Михалина П.В, Моргунова Н.Н, Пилюшкина Н.Н,
Потемкина А.В, Распопова П.В, Атабаева О.Н, Руковишникова А.Г, Савосина Ю.В, Суглин А.Г, Тохонова Д.В, Волкова С.Н, Федотова Д.В, Митина А.В, Щавелева А.А, Джевахашвили Н.С, Боголюбова М.В, Лупырева В.С, Абдуразакова А.А, Пальвинского С.Г, Латовина И.С, Пушкарева Ю.В, Денисенко Н.В, Касторнова О.А, Зарипова Р.Х, Пащенко Г.В, Шпанцова В.И, Геращенко И.В, Юзефальчика Д.В, Петрокина А.А, Сычева В.И, Сафонова С.Ю. к Правительству Москвы о признании незаконными постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N343-ПП, от 7 мая 2020 года N517-ПП в части исключения из состава бригады скорой медицинской помощи водителей по правилам административного судопроизводства суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (административное дело N3а-2792/2021).
В ходе рассмотрения административного дела N3а-2792/2021 подано дополнительное административное исковое заявление Баркина В.А, Утинова Р.М, Синишина В.П, Руднева С.Н, Бубнова А.М, Иванова А.А, Пустовалова И.В, Щекина Ю.Ю, Копп В.В, Метелкина А.А, Благова В.Б, Митина Ю.Ю, Квятковского В.В, Балашова Д.В, Никулина В.А, Турулина А.Г, Сулейманова Н.М. оглы, Горячева И.В, Коломеец А.О, Джафарова Р.Н, Васина И.М, Арифуллина И.З, Тарасова Ю.П, Филиппова А.Е, Донковцева А.А, Бабкина О.В, Гнатенко А.П, Захарова М.А, Исаева С.А, Ломакина В.П, Мещерякова А.Ф, Михалина П.В, Моргунова Н.Н, Пилюшкина Н.Н, Потемкина А.В, Распопова П.В, Атабаева О.Н, Руковишникова А.Г, Савосина Ю.В, Суглин А.Г, Тохонова Д.В, Волкова С.Н, Федотова Д.В, Митина А.В, Щавелева А.А, Джевахашвили Н.С, Боголюбова М.В, Лупырева В.С, Абдуразакова А.А, Пальвинского С.Г, Латовина И.С, Пушкарева Ю.В, Денисенко Н.В, Касторнова О.А, Зарипова Р.Х, Пащенко Г.В, Шпанцова В.И, Геращенко И.В, Юзефальчика Д.В, Петрокина А.А, Сычева В.И, Сафонова С.Ю. к Правительству Москвы о признании недействительными постановлений Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N343-ПП, от 7 мая 2020 года N517-ПП в части исключения из состава выездной бригады скорой медицинской помощи водителей.
Требования мотивированы тем, что административные истцы работают водителями скорой медицинской помощи, добросовестно исполняют обязанности наравне с выездной бригадой скорой медицинской помощи. Постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N343-ПП " О грантах медицинским организациям в связи с перепрофилированием коечного фонда для оказания на территории города Москвы медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию", постановлением Правительства Москвы от 7 мая 2020 года N517-ПП " О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 г..N 340-ПП и от 6 апреля 2020 г..N 343-ПП" предусмотрено материальное поощрение в форме выплат стимулирующего характера работникам медицинских организаций. Однако оспариваемыми постановлениями Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N343-ПП, от 7 мая 2020 года N517-ПП водители скорой медицинской помощи незаконно исключены из состава выездной бригады скорой медицинской помощи, что противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Так, в соответствии с Приказом Минздрава России от 20 июня 2013 года N388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" водители скорой медицинской помощи входят в состав выездной бригады скорой медицинской помощи со всеми правами и обязанностями. На основании Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N484 и в последствии Постановления Правительства РФ от 30 октября 2020 года N1762 водителям скорой медицинской помощи выплачиваются федеральные стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ, участвующим в оказании медицинской помощи граждан. Указанные нормативно-правовые акты подтверждают правовую позицию истцов о том, что водители скорой медицинской помощи входят в состав выездной бригады скорой медицинской помощи со всеми правами и обязанностями.
Более того, водители скорой медицинской помощи имеют полный контакт с перевозимыми больными с подозрением на COVID-19, в соответствии с должностной инструкцией работодателя водитель обязан оказывать помощь в переносе больных, тем самым подвергая свою жизнь опасности заболевания и ее распространения. Административные истцы обращались в Правительство Москвы с претензией относительно назначения региональных выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета города Москвы водителям скорой медицинской помощи, однако в удовлетворении претензии отказано со ссылкой на то, что водители скорой медицинской помощи не предусмотрены постановлениями Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N343-ПП, от 7 мая 2020 года N517-ПП. Административные истцы считают исключение водителей скорой медицинской помощи из состава выездной бригады скорой медицинской помощи дискриминацией и грубым нарушением требований статей 15, 19, 55 Конституции Российской Федерации. Кроме того, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Правительства Москвы ранее содержалась информация об установлении надбавок материального поощрения за счет средств бюджета города Москвы водителям скорой медицинской помощи.
Административные истцы Волков С.Н, Филиппов А.Е, Моргунов Н.Н, Утинов Р.М, Распопов П.В, Донковцев А.А, Федотов Д.В, Митин А.В, Лопырев В.С, он же представитель всех административных истцов, и представитель всех административных истцов - Кравчук В.И. поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Новикова И.В. административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, приведенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица ГУП г.Москвы Автокомбинат санитарного транспорта "МОСАВТОСАНТРАНС" - Леунова Е.А. поддержала административные исковые требования по основаниям, приведенным в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо Департамент здравоохранения города Москвы не предоставил своего представителя в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещено.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Макировой Е.Э, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N343-ПП "О грантах медицинским организациям в связи с перепрофилированием коечного фонда для оказания на территории города Москвы медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию" в целях повышения доступности оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию постановлено:
"Предоставить в 2020 году гранты медицинским организациям, включенным в утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 844-р перечни (далее - медицинские организации), в связи с перепрофилированием в указанных медицинских организациях коечного фонда для оказания на территории города Москвы медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию".
Последующим Постановлением Правительства Москвы от 7 мая 2020 года N517-ПП " О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 г. N 340-ПП и от 6 апреля 2020 г. N343-ПП" внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N 343-ПП, в частности:
- название постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N 343-ПП изложено в другой редакции: постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N 343-ПП "О дополнительных мерах материального стимулирования работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию";
- пункт 1 постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N 343-ПП изложен в следующей редакции:
"1. Предусмотреть материальное поощрение в форме выплат стимулирующего характера:
1.1. Работникам медицинских организаций, непосредственно оказывающим медицинскую помощь в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию, и работникам лабораторий медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, проводящим исследования биологических материалов этой категории пациентов, работникам патологоанатомических отделений медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы:
1.1.1. Врачам в размере 70000 рублей в месяц.
1.1.2. Среднему медицинскому персоналу в размере 50000 рублей в месяц.
1.1.3. Младшему медицинскому персоналу (прочему персоналу) в размере 30000 рублей в месяц.
1.2. Работникам Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы", оказывающим скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь, и неотложную медицинскую помощь пациентам с подозрением на новую коронавирусную инфекцию и осуществляющим их медицинскую эвакуацию:
1.2.1. Врачам в размере 50000 рублей в месяц.
1.2.2. Среднему медицинскому персоналу в размере 30000 рублей в месяц.
1.3. Работникам амбулаторных КТ-центров медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, организованных на основании решений Департамента здравоохранения города Москвы, а также работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию, осуществляющим выявление заболевших и медицинское наблюдение на дому (по месту пребывания) за состоянием здоровья таких пациентов:
1.3.1. Врачам в размере 70000 рублей в месяц.
1.3.2. Среднему медицинскому персоналу в размере 50000 рублей в месяц".
Из буквального содержания приведенных выше постановлений Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N343-ПП, от 7 мая 2020 года N517-ПП следует, что постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N343-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 7 мая 2020 года N517-ПП, установлено материальное поощрение в форме выплат стимулирующего характера только работникам медицинских организаций, непосредственно оказывающим медицинскую помощь в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию, и работникам лабораторий медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, проводящим исследования биологических материалов этой категории пациентов, работникам патологоанатомических отделений медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы. К данным работникам медицинских организаций отнесены врачи, средний медицинский персонал и младший медицинский персонал (прочий персонал).
Как следует из преамбулы постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N343-ПП, указанные дополнительные меры материального стимулирования работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию, приняты Правительством Москвы в целях повышения доступности оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию.
Положения статьи 7, подпункта 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относят к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации организацию оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 11, 17 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится, в том числе решение городских вопросов здравоохранения; решение других вопросов, не отнесенных Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Положения статьи 12 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" предусматривают, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы.
Согласно статьям 5, 9 и 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы. Правовым актом города Москвы являются, в том числе акты Правительства Москвы.
В соответствии со статьями 2, 13, 14, 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006г. N65 "О правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области здравоохранения, а также в других областях социальной сферы; разрабатывает и реализует программы социальной поддержки жителей города Москвы. Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
На основании приведенных норм права суд приходит к выводу, что действующим федеральным законодательством предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москва, который также осуществляет полномочия органов местного самоуправления, на решение вопросов в области здравоохранения, по разработке и реализации программы социальной поддержки жителей города Москвы.
При таких обстоятельствах Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме постановления Правительства Москвы, подписаны Мэром Москвы, соответственно опубликовано 14 апреля 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", выпуск N20; размещено 8 мая 2020 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru и публиковано 12 мая 2020 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", выпуск N26, том 2, в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы".
С учетом изложенного, постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N343-ПП, от 7 мая 2020 года N517-ПП приняты с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, в том числе с соблюдением требований, устанавливающих полномочия и компетенцию Правительства Москвы на принятие данного нормативного правового акта, по форме и процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил его введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу.
Необходимо отметить, что административные истцы не оспаривали компетенцию и порядок принятия Правительством Москвы оспариваемых постановлений от 6 апреля 2020 года N343-ПП, от 7 мая 2020 года N517-ПП.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Из буквального содержания п остановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N 343-ПП "О грантах медицинским организациям в связи с перепрофилированием коечного фонда для оказания на территории города Москвы медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию" (в редакции, действующей до внесения изменений последующим постановлением Правительства Москвы от 7 мая 2020 года N517-ПП) усматривается, что положениями данного нормативного правового акта не устанавливалось материальное поощрение в форме выплат стимулирующего характера работникам медицинских организаций, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в том числе водителям скорой медицинской помощи. В пункте 1 п остановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N 343-ПП предусматривалось предоставление грантов медицинским организациям, в пункте 2.3 - выплата з аработной платы медицинским работникам в связи с уменьшением объема оказываемой медицинской помощи, вызванным перепрофилированием коечного фонда для обеспечения готовности к оказанию медицинской помощи пациентам.
Таким образом, постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N 343-ПП (в редакции, действующей до внесения изменений последующим постановлением Правительства Москвы от 7 мая 2020 года N517-ПП) не предусматривалось материальное поощрение в форме выплат стимулирующего характера работникам водителям скорой медицинской помощи в составе выездной бригады скорой медицинской помощи.
Действительно, пунктом 1 п остановления Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N 343-ПП, с учетом внесенных изменений последующим постановлением Правительства Москвы от 7 мая 2020 года N517-ПП, предусмотрено материальное поощрение в форме выплат стимулирующего характера в отношении работников медицинских организаций, непосредственно оказывающим медицинскую помощь в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию, и работникам лабораторий медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, проводящим исследования биологических материалов этой категории пациентов, работникам патологоанатомических отделений медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы. К данным работникам медицинских организаций отнесены врачи, средний медицинский персонал и младший медицинский персонал (прочий персонал). Водители скорой медицинской помощи не включены в число лиц, в отношении которых предусмотрено материальное поощрение в форме выплат стимулирующего характера.
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы административных истцов об исключении водителей скорой медицинской помощи из числа лиц, которым предусмотрено материальное поощрение в форме выплат стимулирующего характера. Постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N 343-ПП, как в редакции, действующей до внесения изменений последующим постановлением Правительства Москвы от 7 мая 2020 года N517-ПП, так и в редакции внесенных изменений постановлением Правительства Москвы от 7 мая 2020 года N517-ПП, водителям скорой медицинской помощи не устанавливалось материальное поощрение в форме выплат стимулирующего характера, поэтому они никогда и не исключались из числа лиц, в отношении которых установлено материальное поощрение.
Из содержания административного искового заявления и объяснений административных истцов, их представителей следует, что административные истцы не согласны с тем, что в оспариваемые нормативные правовые акты не включили в состав лиц, в отношении которых установлено материальное поощрение, водителей скорой медицинской помощи в составе выездной бригады скорой медицинской помощи. Считают это дискриминацией труда.
Положения статьи 37 Конституции Российской Федерации предусматривают право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основании части 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации установило в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), выплаты стимулирующего характера, в частности.
Подпунктом "а" пункта 11 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N484, предусмотрены выплаты стимулирующего характера медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц. При этом согласно пункту 1 Правил источником финансового обеспечения выплат являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 2 последующего Постановления Правительства РФ от 30 октября 2020 года N1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" предусмотрены в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), следующим категориям указанных работников: водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену. В силу пункта 3 названного постановления Правительства РФ установленная специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании приведенных норм права следует, что Правительство Российской Федерации за счет средств федерального бюджета установило в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), выплаты стимулирующего характера, в том числе в отношении водителей машин выездных бригад скорой медицинской помощи. До октября 2020 года выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ составляли 25000 руб. в месяц независимо от количества фактически отработанных смен и/или часов и выплачивались через работодателя; с ноября 2020 года выплачивается социальная выплата в размере 1215 рублей за одну нормативную смену через Фонд социального страхования Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела с удом установлено и не оспаривается административными истцами, что заработная плата за работу в должности водителя скорой медицинской помощи по месту работы в ГУП г.Москвы Автокомбинат санитарного транспорта "МОСАВТОСАНТРАНС" административным истцам полностью выплачивается. Кроме того, административным истцам за работу в качестве водителя скорой медицинской помощи до октября 2020 года произведены выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ в размере 25000 руб. в месяц независимо от количества фактически отработанных смен и/или часов на основании Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N484, с ноября 2020 года по настоящее время выплачивается в полном размере социальная выплата в размере 1215 рублей за одну нормативную смену через Фонд социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, административным истцам, как водителям машин выездных бригад скорой медицинской помощи, осуществляются в полном размере выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, установленные Правительством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
При этом в силу частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" у органов государственной власти субъектов Российской Федерации есть лишь право на установление дополнительных гарантии и мер социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет бюджета данного субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Правительство Москвы, как высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москва, вправе, но не обязан, устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), за счет средств бюджета города Москвы.
Вследствие этого доводы относительно дискриминации водителей машин выездных бригад скорой медицинской помощи не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Административные истцы получают вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, в том числе выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, установленные Правительством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Не подлежат правовой оценке в рамках абстрактного нормоконтроля доводы административных истцов относительно целесообразности установления Правительством Москвы дополнительных гарантии и мер социальной поддержки в отношении водителей машин выездных бригад скорой медицинской помощи. Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административным истцам в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 174-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Баркина Владимира Анатольевича, Утинова Руслана Михайловича, Синишина Владимира Павловича, Руднева Сергея Николаевича, Бубнова Андрея Михайловича, Иванова Алексея Александровича, Пустовалова Игоря Викторовича, Щекина Юрия Юрьевича, Копп Владимира Владимировича, Метелкина Александра Александровича, Благова Василия Борисовича, Митина Юрия Юрьевича, Квятковского Василия Васильевича, Балашова Дмитрия Владимировича, Никулина Владимира Александровича, Турулина Алексея Григорьевича, Сулейманова Назима Магеррама Оглы, Горячева Игоря Викторовича, Коломеец Алексея Олеговича, Джафарова Романа Ниягулуевича, Васина Ивана Михайловича, Арифуллина Ильдара Зинуровича, Тарасова Юрия Павловича, Филиппова Александра Евгеньевича, Донковцева Александра Алексеевича, Бабкина Олега Владимировича, Гнатенко Алексея Петровича, Захарова Михаила Анатольевича, Исаева Сергея Александровича, Ломакина Владимира Петровича, Мещерякова Александра Филипповича, Михалина Павла Владимировича, Моргунова Николая Николаевича, Пилюшкина Николая Николаевича, Потемкина Алексея Владимировича, Распопова Павла Викторовича, Атабаева Олега Нумановича, Руковишникова Александра Георгиевича, Савосина Юрия Валентиновича, Суглин Алексея Геннадьевича, Тохонова Дениса Викторовича, Волкова Сергея Николаевича, Федотова Дениса Вячеславовича, Митина Андрея Владимировича, Щавелева Александра Анатольевича, Джевахашвили Николая Станиславовича, Шерстнева Алексея Сергеевича, Боголюбова Михаила Валерьевича, Лупырева Виталия Сергеевича, Абдуразакова Абдуразак Адулхалимовича, Пальвинского Сергея Геннадьевича, Латовина Ивана Сергеевича, Пушкарева Юрия Владимировича, Денесенко Николая Владимировича, Касторнова Олега Алексеевича, Зарипова Рината Хасяновича, Пащенко Владимира Илларионовича, Геращенко Игоря Владимировича, Юхефальчик Дмитрия Владимировича, Шпанцова Владимира Илларионовича, Сычева Виктора Ивановича, Сафонова Станислава Юрьевича к Правительству Москвы о признании
недействительными постановлений Правительства Москвы от 6 апреля 2020 года N343-ПП, от 7 мая 2020 года N517-ПП в части исключения из состава выездной бригады скорой медицинской помощи водителей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 28 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.