Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу фио в защиту ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального адрес парк "Лосиный адрес N 645 от 26 ноября 2019 года и решение судьи Преображенского районного суда адрес от 10 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" (ИНН: 7727287704, ОГРН: 1167746370989, юридический адрес: адрес Руднева, д. 4, эт. 6, оф. 32Ж),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального адрес парк "Лосиный адрес N 645 от 26 ноября 2019 года ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Балашихинского городского суда адрес от 16 июня 2020 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Общества - без удовлетворения.
Решением судьи Московского областного суда от 18 августа 2020 года данное решение судьи Балашихинского городского суда адрес отменено, дело направлено на рассмотрение по подведомственности в Преображенский районный суд адрес.
Решением судьи Преображенского районного суда адрес от 10 декабря 2020 года постановление должностного лица ФГБУ адрес от 26 ноября 2019 года оставлено без изменения, жалоба ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник фио просит постановление должностного лица, а также решение судьи районного суда отменить по доводам, изложенным в жалобе.
Законный представитель ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания не направил.
При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" и защитника в порядке ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ.
Представитель ФГБУ адрес по доверенности фио в судебное заседание явился, против удовлетворения жалобы возражал.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административного органа, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи.
Административная ответственность по ст.8.39 КоАП РФ предусмотрена за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до сумма прописью с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до сумма прописью с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до сумма прописью с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объективная сторона заключается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области законодательства охраны окружающей среды и природопользования.
При этом диспозиция ст.8.39 КоАП РФ распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся. Указанная норма является бланкетной и предусматривает ответственность за нарушение норм и правил, регулирующих режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, устанавливаются защитные и охранные зоны. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах подлежат квалификации по статье 8.39 КоАП РФ, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) содержат признаки преступлений, предусмотренных главой 26 УК РФ.
Согласно части 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
адрес, образованный Постановлением Совета Министров адрес от 24.08.1983 N 401 "О создании государственного природного национального парка адрес, отнесён к особо охраняемой природной территории федерального значения (Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 года N 280 "О национальном парке адрес) и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании Распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2008 года N 2056-р.
Приказом Минприроды РФ от 26.03.2012 N 82 утверждено Положение о национальном парке адрес.
Согласно п. 9 Положения о национальном парке адрес на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка
Как следует из материалов дела, в ходе осмотра (обследования) территории национального парка адрес участковым государственным инспектором в области охраны окружающей среды 9 октября 2019 года в 16 час. 20 мин. на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040406:26 юго-восточнее лесного квартала 31 Алексеевского лесопарка охранной адрес, по адресному ориентиру: адрес (левая сторона по ходу движения из адрес), обнаружено складирование ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" илового (водопроводного) осадка на общей площади 300 м 2, а также складирование строительного мусора (скол асфальта) и грунта на общей площади 350 м 2, без согласования с с Минприроды России, чем были нарушены требования п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.39 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и вина Общества в его совершении, вопреки доводам жалобы, подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N733 от 20 октября 2020 года, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ надлежащим должностным лицом; определением о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования N09/10/19-ОПС(2) от 9 октября 2019 года; актом осмотра (обследования) территории N09/10/19-ОПС(2) от 5 октября 2020 года; фотоматериалом и выкопировкой из публичной кадастровой карты к акту осмотра (обследования) территории; копией договора N 127-П аренды земельного участка от 1 сентября 2011 года, заключенного между Администрацией г. адрес и ООО "ВИЛЛИДЖ"; копией договора передачи прав и обязанностей по договору N 127-П аренды земельного участка от 1 сентября 2011 года, заключенного между ООО "ВИЛЛИДЖ" и ООО "Земельный Капитал" 28 ноября 2013 года; копией договора передачи прав и обязанностей по договору N 127-П аренды земельного участка от 1 сентября 2011 года, заключенного между ООО "Земельный Капитал" и ООО "ОСНОВАНИЕ" 31 августа 2018 года; копией договора N 084858/ВСВ на выполнение работ по утилизации общего осадка промывных вод при водоподготовке после сооружений по обработке осадка природных вод (цеха механического обезвоживания) адрес водоподготовки адрес от 2019 года, заключенного между адрес и ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ"; копией договора поставки N 1 от 5 апреля 2019 года, заключенного между ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" и ООО "МАЯК-ЭКО", с дополнительным соглашением от 15 апреля 2019 года к нему; письменными объяснениями свидетелей фио от 22 октября 2019 года, фио от 30 октября 2019 года; иными имеющимися в деле доказательствами, а также показаниями свидетеля фио, данными в заседании судье районного суда.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьёй районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершённого административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Доказательства оценены судьёй по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Таким образом, на основании изложенного действия ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" правильно квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" имелась возможность для соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях, за нарушение которого ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ", материалы дела не содержат.
Ссылка в жалобе на решение судьи Балашихинского городского суда адрес от 23 марта 2021 года по иску межрайонной природоохранной прокуратуры адрес, согласно которому, по мнению заявителя, установлен факт складирования и распоряжение иловым осадком не ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ", а иными лицами, несостоятельна.
Из текста решения судьи Балашихинского городского суда адрес от 23 марта 2021 года следует, что указанным решением установлены факт заключения между ООО "ОСНОВАНИЕ" и ООО "МАЯК-ЭКО" договора субаренды земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040406:26, субарендатором значится ООО "МАЯК-ЭКО", а также факт складирования на данном земельном участке навалами осадка промывных вод при водоподготовке после сооружений по обработке осадка природных вод (цеха механического обезвоживания) адрес водоподготовки адрес в объёме 15 000 м 3 (л.д. 224-232).
Вместе с тем, из дополнительного соглашения от 15 апреля 2019 года к договору поставки N 1 от 5 апреля 2019 года, заключенному между ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" и ООО "МАЯК-ЭКО", следует, что ООО "МАЯК-ЭКО" предоставляет ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" площадку с кадастровым номером 50:15:0040406:26 для временного хранения илового осадка до естественного снижения влажности в соответствии с техническими условиями. По факту достижения влажности менее 50% ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" своими силами производят погрузку и транспортировку осадка на площадку по добыче торфа и производства почвогрунта, расположенную 2, 5 км северо-восточнее адрес (л.д. 141).
Из указанного следует, что именно ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" доставляет и складирует иловый осадок на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040406:26, который для этих целей предоставляется ему ООО "МАЯК-ЭКО".
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решении судьи при рассмотрении жалобы.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" в совершении вмененного ему правонарушения, в поданной жалобе не приведено, доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу актов должностного лица административного органа и судьи районного суда.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с решением суда, не является основанием к отмене оспариваемых постановления должностного лица и решения судьи, постановленных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенные ООО "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП РФ. Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено Обществу в пределах санкции, предусмотренной ст. 8.39 КоАП РФ, и является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение решения судьи и постановления должностного лица, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального адрес парк "Лосиный адрес N 645 от 26 ноября 2019 года и решение судьи Преображенского районного суда адрес от 10 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТЯЖЕЛЫЕ МАШИНЫ" (ИНН: 7727287704, ОГРН: 1167746370989, юридический адрес: адрес Руднева, д. 4, эт. 6, оф. 32Ж) оставить без изменения, жалобу защитника фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.