Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "РЖД" К*** Т.Д. на постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 12 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.151 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
25 февраля 2021 года государственным транспортным инспектором отдела Надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.151. Дело передано на рассмотрение в Мещанский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 12 апреля 2021 года ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.151 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ОАО "РЖД" К*** Т.Д. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что о месте и времени рассмотрения дела судьёй районного суда ОАО "РЖД" не извещалось в установленном порядке; в действиях Общества отсутствуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.151 КоАП РФ, поскольку в материалах дела не имеется данных об умышленном совершении противоправных действий его должностными лицами, ответственными за исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности; ОАО "РЖД" не нарушало Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 495 (далее - постановление Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N 495), действие которых прекращено 1 января 2021 года, и Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1633 (далее - постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 года N 1633), вступившие в силу 24 октября 2020 года; положения постановления Правительства РФ от 8 октября 2020 года N 1633 не могли быть исполнены ОАО "РЖД" в связи с одновременным выходом Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для ОТИ железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утверждённых
постановлением Правительства от 8 октября 2020 года N 1635, вступивших в силу 15 апреля 2021 года в связи с отсутствием в указанных нормативных правовых актах переходных положений, позволяющих субъекту применять какие-либо из названных Требований; до проведения мероприятий по проведению дополнительной оценки уязвимости в отношении категорированных ОТИ, разработке Плана безопасности объекта, Паспорта ОТИ обязанность по привлечению подразделений транспортной безопасности, установленная подп. "в" п. 5 приказа от 8 октября 2020 года N 1633, не наступила; в отношении железнодорожной станции "Глазов" Кировского региона Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" выполнено категорирование ОТИ, в соответствии с подп. 5 п. 5, подп. 17 п. 5 постановления Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N 495 проведена оценка уязвимости, дополнительна\я оценка уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке её результатов в течение трёх месяцев со дня возникновения таких изменений, результаты ДОУ утверждены руководителем Росжелдор 11 сентября 2018 года (титульный лист - ЖСТ 202269), по её результатам был переработан план обеспечения транспортной безопасности и направлен в Росжелдор 10 декабря 2018 года N 302/ДСП/ГорькД для проверки и утверждения, который был возращён на доработку; работа по внесению изменений в планы ОТБ в период 2020-2021 гг. была приостановлена в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -2019) (в т.ч. по причине удалённой работы сотрудников ОАО "РЖД").
В судебное заседание законный представитель или защитник ОАО "РЖД", извещённые надлежащим образом, не явились, не подавали ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 11.151 КоАП РФ наступает за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
На основании п. 4 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ) под обеспечением транспортной безопасности следует понимать реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ определено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1633, действующим на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.
В соответствии с подп. "в" п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Согласно материалам дела, 26 января 2021 года в УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора из Управления ФСБ России по Удмуртской Республике поступило сообщение "О выявленных 13 января 2021 года недостатках антитеррористической защищённости объектов железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" (город Москва, улица Новая Басманная, дом 2) для рассмотрения. В ходе проверки указанной информации установлено, что для защиты железнодорожной станции "Глазов" Кировского региона Горьковской дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" субъектом транспортной инфраструктуры в нарушение подп. "в" п. 5 Требований, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1633, не образовано (сформировано) и (или) не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в
отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, что образует в бездействии ОАО "РЖД" состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.151 КоАП РФ.
Факт совершения ОАО "РЖД" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 25 февраля 2021 года; сообщением начальника Управления ФСБ России по Удмуртской Республике от 18 января 2021 года N 23/89; ответом ОАО "РЖД" на определение от 26 января 2021 года N КЗ/04-21 об истребовании сведений, согласно которому договор на привлечение подразделения транспортной безопасности на железнодорожной станции "Глазов" не заключался; уведомлением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 09 января 2013 года о внесении 26 декабря 2012 года железнодорожной станции "Глазов" Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый N ***) и присвоением ей второй категории.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях ОАО "РЖД" состава административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались при рассмотрении дела и получили надлежащую оценку в постановлении, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ОАО "РЖД" не нарушало Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 495, действие которых прекращено 1 января 2021 года, и Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1633 (далее - постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 года N 1633), вступившие в силу 24 октября 2020 года, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Требования, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 495, действующие до 1 января 2021 года, равно как и требования, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1633, вступившие в силу 24 октября 2020 года, устанавливают требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Указанные нормативно-правовые акты предусматривают обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры разрабатывается и представляется на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на основании утверждённых Федеральным агентством железнодорожного транспорта результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
При этом в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры субъекту транспортной инфраструктуры необходимо утвердить организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), заверенные субъектом транспортной инфраструктуры, копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) являются копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства); организационную структуру (схему) управления силами обеспечения транспортной безопасности и другие.
Таким образом, положения утратившего силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 495 не противоречат положениям постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1633, устанавливают единый порядок образования (формирования) и (или) привлечения для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделений транспортной безопасности.
Как следует из материалов дела и подтверждено заявителем в жалобе, объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Глазов Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" 26 декабря 2012 года внесена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый N ЖСГ202269), ей присвоена вторая категория. В соответствии с подп. 5 п. 5, подп. 17 п. 5 постановления Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N 495 проведена оценка уязвимости, дополнительна\я оценка уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке её результатов в течение трёх месяцев со дня возникновения изменений, результаты ДОУ утверждены руководителем Росжелдор 11 сентября 2018 года (титульный лист - ***), по её результатам был переработан план обеспечения транспортной безопасности и направлен в Росжелдор 10 декабря 2018 года N 302/ДСП/ГорькД для проверки и утверждения, который был возращён на доработку. С конца 2018 года до января 2021 года ОАО "РЖД" не устранило недостатки плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не образовало (сформировало) и (или) не привлекло для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, то есть не обеспечило своевременное выполнение требований к антитеррористической защищённости объекта, подвергнув тем самым опасности жизнь и здоровье граждан.
В данном случае невыполнение ОАО "РЖД" требований по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры носит длительный непрекращающийся характер, в связи с чем вменённое ему административное правонарушение является длящимся.
Вместе с тем довод жалобы о наличии оснований для переквалификации действий (бездействия) ОАО "РЖД" с ч. 3 ст. 11.151 на ч. 1 ст. 11.151 КоАП РФ заслуживает внимания.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 11.151 КоАП РФ наступает за действие (бездействие), предусмотренное ч. 1 указанной статьи, совершённое умышленно.
В Постановлении от 14 апреля 2020 года N 17-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности части 2 статьи 2.1, части 1 статьи 2.2, части 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос об административной ответственности юридического лица за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное умышленно.
Оспоренные положения были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они предполагают, что: юридическое лицо лишь тогда подлежит привлечению к административной ответственности за неисполнение указанных требований, совершенное умышленно, когда установлен умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) юридического лица, ответственных за исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, и этот вывод надлежащим образом мотивирован в постановлении по делу об административном правонарушении; в иных же случаях, когда умышленный характер действий (бездействия) таких должностных лиц (работников) юридического лица из обстоятельств дела не усматривается и при этом имелась возможность для соблюдения соответствующих требований, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, административная ответственность юридического лица может наступать только за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.
Административное правонарушение признаётся совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а совершённым по неосторожности - если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2 той же статьи).
Поскольку совершение административного правонарушения юридическим лицом - это всегда действие (бездействие) действующих от его имени физических лиц, нельзя отрицать возможность учесть, привлекая юридическое лицо к административной ответственности, обстоятельства, характеризующие форму вины соответствующих физических лиц. Административное правонарушение как факт реальной действительности - это всегда единство субъективных и объективных элементов, что находит отражение как в его легальной дефиниции, так и в юридических конструкциях составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно проявляется в том, что по объективным элементам можно судить и о субъективных. В частности, по фактическим обстоятельствам, установленным на основе исследования и оценки доказательств и отражающим характер и степень опасности нарушения, его последствия, можно определить и характеристики вины нарушителя, в том числе юридического лица.
На основании ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к статье 1.5 КоАП РФ.
В изученных материалах дела отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о том, что должностные лица (работники) юридического лица, ответственные за исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, умышленно не обеспечили транспортную безопасность на объекте транспортной инфраструктуры - станции Глазов Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", путём не образования (сформирования) или не привлечения для его защиты в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
При таких обстоятельствах постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 12 апреля 2021 года подлежит изменению путём переквалификации действий (бездействия) ОАО "РЖД" с ч. 3 ст. 11.151 КоАП РФ на ч. 1 ст. 11.151 КоАП РФ, с назначением наказания, с учётом характера и обстоятельств противоправного деяния, в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу защитника ОАО "РЖД" К*** Т.Д. удовлетворить частично.
Постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 12 апреля 2021 года изменить: переквалифицировать бездействие ОАО "РЖД" с ч. 3 ст. 11.151 на ч. 1 ст. 11.151 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 12 апреля 2021 года оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда Скащенко Ю.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.