Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Психоневрологический интернат N 23 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы" (далее - ГБУ "ПНИ N 26") ** В.В. на постановление судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 16 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ГБУ "ПНИ N 23", УСТАНОВИЛ
10 июля 2020 года заместителем начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Восточном административном округе города Москвы в отношении ГБУ "ПНИ N 23" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Бабушкинский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 16 июня 2021 года ГБУ "ПНИ N 23" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ** рублей.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник ГБУ "ПНИ N 23" ** В.В. просит об отмене постановления в связи с отсутствием состава правонарушения, так как у ГБУ "ПНИ N23" нет доступа к электронной системе АИС "**", сроки донесения не нарушены, поскольку сообщения направлены незамедлительно после поступления информации в учреждение, ** не являлся получателем социальных услуг.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ** О.У, допросив качестве свидетелей **, возражавших против удовлетворения жалобы и пояснивших, что у ГБУ "ПНИ N23" есть медицинская лицензия, есть медики, в том числе дежурный врач, а, следовательно, обязанность как у медицинского учреждения передать информацию имеется, тем более, что имелись все признаки ОРВИ, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ от 30.03.1999г.) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ч.1 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение Санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.ч.1, 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г.).
Согласно п.9.1. "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" врачи всех специальностей, средние медицинские работники медицинских организаций, образовательных и оздоровительных организаций, осуществляющих воспитание и обучение детей и подростков, а также других организаций, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны выявлять больных инфекционными и паразитарными болезнями и лиц с подозрением на инфекционные болезни, а также носителей возбудителей инфекционных болезней.
Согласно п.12.1. "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013г. N 65 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13.), о каждом случае инфекционной (паразитарной) болезни, носительства возбудителей инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь, а также в случае смерти от инфекционной (паразитарной) болезни медицинские работники медицинских, образовательных, оздоровительных и других организаций, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его нахождения).
Аналогичные требования содержатся и в пункте 24 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4.
Согласно пункту 3.5 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" медицинские организации, установившие предварительный или заключительный диагноз COVID-19 направляют в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экстренное извещение.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" утвержден перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в который включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (код по МКБ-10 - В 34.2).
Как следует из материалов дела, 15 января 2021 года в 16 час. 15 мин. по адресу: г. Москва, **, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ГБУ г.Москвы ПНИ N23 установлено:
- не обеспечена передача информации о 3-х случаях инфекционных болезней (новой коронавирусной инфекции, внебольничной пневмонии, ОРВИ) или подозрения на инфекционную болезнь получателей социальных услуг и сотрудника медицинскими работниками ГБУ ПНИ N 23 - организации, осуществляющей медицинскую деятельность, в течение 2 часов сообщением по телефону, а затем в течение 12-ти часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) с представлением экстренного извещения в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его нахождения).
Так не передана своевременно информация по заболеваниям новой коноравирусной инфекции на 2-х получателей социальных услуг (далее ПСУ) и 1-го сотрудника ГБУ ПНИ N23: 1) ПСУ ** М.Л, 24.04.1953г.р, проживающий в отделении Милосердия 1 корпус, 3 этаж, дата заболевания 30.12.2020г, дата положительного результата обследования на COVID -19 30.12.2020г, информация передана в АИС "**" 15.01.2021г, то есть на 15-й день при необходимости передачи в течение 12 часов; 2) ПСУ ** Д.В, 21.01.1951 г.р, проживающий во 2 корп, 4 этаж, дата заболевания 07.01.2021г, дата положительного результата обследования на COVID -19 07.01.2021г, информация передана в АИС "**" 09.01.2021г, то есть на 2-й день при необходимости передачи в течение 12 часов; 3) ** М.А, **г.р, помощник по уходу в отделении Милосердия 1 корпус, 3 этаж, получен положительный результат ПЦР - мазок из носоглотки 02.01.2021г, информация передана в АИС "**" 04.01.2021г, то есть на 2-й день при необходимости передачи в течение 12 часов)
Указанные действия ГБУ "ПНИ N 23" квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ГБУ "ПНИ N 23" подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 29 апреля 2021г.; картами инфекционных больных; актом санитарно-эпидемиологического обследования от 15.01.2021г.; предписанием об устранении выявленных нарушений; ответом директора ** М.В. о выполнении предписания по устранению выявленных нарушений; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ГБУ г.Москвы ПНИ N23 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы; иными материалами.
Протокол об административном правонарушении в отношении ГБУ "ПНИ N 23" составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в связи с чем протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу. Указание в протоколе фамилии получателя социальных услуг "**" вместо "**" является явной опиской и не может служить основанием к отмене постановления суда, где фамилия "**" указана верно.
В судебном заседании защитник ГБУ "ПНИ N 23" Пак О.У. подтвердила, что действительно у них есть получатель социальных услуг ** Д.И.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ГБУ "ПНИ N 23" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Довод о том, что обязанность по передаче информации по заболеваниям у ГБУ "ПНИ N 23" отсутствует, поскольку интернат не является лечебным учреждением несостоятельна, так как ГБУ "ПНИ N 23" имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности. Как пояснили в судебном заседании ** ими установлено было при проверке, что в учреждении имеются медицинские работники, в том числе дежурный врач, и, следовательно, у учреждения, как медицинской организации есть обязанность передавать информацию о заболеваниях. Данная информация может быть передана в том числе и по телефону.
В соответствии п.12.1. "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013г. N 65 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13.) обязанность сообщать у ГБУ "ПНИ N 23", как у учреждения, оказывающего медицинские услуги лежала о каждом случае инфекционной (паразитарной) болезни, а также и в случае подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Исходя из приведенных норм действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств, судья районного суда правильно установил, что у ГБУ "ПНИ N 23" имелась возможность для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Учреждением приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины ГБУ "ПНИ N 23" в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ГБУ "ПНИ N 26" в минимально установленном пределе санкции ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30. 7 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 16 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ГБУ "ПНИ N 23", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.