Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "РИМ" ФИО на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды ФИО от 24 декабря 2020 г. N0401-1998/2020/СЗАО, решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 06 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.42 КоАП г. Москвы, в отношении ООО "РИМ",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды ФИО от 24 декабря 2020 г. N0401-1998/2020/СЗАО, оставленным без изменения решением судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 06 апреля 2021 г, ООО "РИМ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.42 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "РИМ" ФИО просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, решения судьи, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала на отсутствие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, складирование мусора на территории объекта незавершенного строительства ООО "РИМ" не осуществляло.
Защитник ООО "РИМ" ФИО и законный представитель общества в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы ФИО возражал против удовлетворения жалобы, полагая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы ФИО, прихожу к выводу о том, что решение судьи и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Согласно ст. 4.4 2 КоАП г. Москвы несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами города Москвы, по обустройству мест временного хранения отходов субъектами хозяйственной и иной деятельности на занимаемых земельных участках влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с чч. 1, 2 и ч. 3 ст. 8 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N68 "Об отходах производства и потребления города Москвы" деятельность по сбору, хранению, переработке и обезвреживанию отходов осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, инструктивных и методических документов, стандартов, нормативов и правил, утвержденных в установленном порядке.
Сбор отходов должен осуществляться раздельным способом в соответствии с установленными классами опасности отходов, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов, содержанием в составе отходов летучих компонентов, особенностями последующего жизненного цикла отходов и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению.
Временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
Постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 981-ПП утверждены Единые экологические требования по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках (далее - Требования).
На основании п. 4.6.1 Требований открытая площадка временного хранения отходов производства и потребления представляет собой специально выделенный и оборудованный участок, предназначенный для временного хранения отходов и оборудованный в соответствии с требованиями экологической, санитарно-эпидемиологической и промышленной безопасности.
Открытая площадка временного хранения отходов производства и потребления должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие (асфальтовое, бетонное, железобетонное, керамзитобетонное и др.) (п. 4.6.2 Требований).
При временном хранении отходов производства и потребления на открытой площадке без тары или в негерметичной таре поверхность отходов должна быть защищена от взаимодействия с дождевыми водами (при необходимости от ветра). Для этого площадку необходимо защитить навесом или использовать брезентовые или другие укрытия (п. 4.6.6 Требований).
Временное хранение отходов производства и потребления на открытой площадке не должно приводить к химическому и/или биологическому загрязнению, а также захламлению почв на прилегающих территориях (п. 4.6.7 Требований).
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 06 октября 2020 г. по адресу: г. Москва, Пятницкое ш, вл. 20-22 в ходе осмотра старшим государственным инспектором г. Москвы в области охраны окружающей среды территории земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002001:9, находящегося во временном владении ООО "РИМ".
По результатам осмотра выявлено, что ООО "РИМ" в нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N68 "Об отходах производства и потребления города Москвы", пп. 3.4, 4.6, 4.6.2, 4.6.3, 4.6.6 Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках допустило очаговое размещение неустановленными лицами отходов грунта с включением строительных отходов площадью 24 кв.м, средней высотой навалов не менее 0.5 м.
Действия ООО "РИМ" квалифицированы по ст. 4.42 КоАП г. Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "РИМ" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждены доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей с фототаблицами к нему; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; обращениями граждан о наличии стихийной свалки; копией договора аренды земельного участка от 20 мая 2011 г. с дополнительными соглашениями к нему; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "РИМ"; выпиской из ГКН в отношении названного земельного участка и иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда, должностное лицо пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ООО "РИМ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.42 КоАП г. Москвы.
Материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях ООО "РИМ" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.42 КоАП г. Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно: ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N68 "Об отходах производства и потребления города Москвы", пп. 3.4, 4.6, 4.6.2, 4.6.3, 4.6.6 Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы.
При этом, сам факт наличия отходов грунта с включением строительных отходов площадью 24 кв.м, средней высотой навалов не менее 0.5 м. на территории находящегося у ООО "РИМ" в аренде земельного участка стороной защиты в настоящей жалобы не оспаривается.
При этом, утверждение в жалобе об отсутствии в материалах дела доказательств образования вышеуказанных навалов мусора в результате деятельности ООО "РИМ", правового значения в рамках рассматриваемого дела об административном правонарушении не имеет.
В силу п. 4.5.18 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы 09 ноября 1999 г. N 101 ООО "РИМ", как арендатор вышеуказанного земельного участка, является ответственной организацией за уборку и содержание территории земельного участка, а также прилегающей к ней пятиметровой зоны.
С учетом изложенного, должностное лицо, судья пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного обществу административного правонарушения.
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "РИМ" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО "РИМ" по ст. 4.42 КоАП г. Москвы квалифицированы правильно.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи.
При определении меры наказания должностное лицо учло характер совершенного административного правонарушения, а также требования ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, назначив административное наказание обществу в пределах санкции ст. 4.42 КоАП г. Москвы.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
С учетом изложенного, обжалуемые постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды ФИО от 24 декабря 2020 г. N0401-1998/2020/СЗАО, решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 06 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении по ст. 4.42 КоАП г. Москвы в отношении ООО "РИМ" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.