Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Чебана М.В. по доверенности Чебан М.А. на постановление судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 17 августа 2021 года, которым ИП Чебан Михаил Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного приостановления деятельности в помещениях предприятия общественного питания на вывоз - пекарня "ПаПан" ИП Чебана М.В. по адресу: г.Москва, ул.Полярная, д.14, на срок 50 суток,
УСТАНОВИЛ:
22 июля 2021 года ведущим специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора в СВАО г.Москвы в отношении ИП Чебана М.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.6 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Бабушкинский районный суд г.Москвы, судьей которого 17 августа 2021 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление судьи районного суда обжалует защитник индивидуального предпринимателя по доводам поданной жалобы, согласно которым, ИП Чебан М.В. не был поставлен в известность о проведении проверки, которая плановой не являлась, нарушен порядок проведения проверки, установленный Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; не могут быть признаны достоверными и допустимыми доказательствами по делу протокол измерений уровня шума от 16 июня 2021 года N77.01.09.0649\Ж, составленный без участия Чебана М.В, выводы которого носят предположительный характер, и протокол осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений; по состоянию на момент возбуждения дела об административном правонарушении Чебан М.В. большую часть выявленных нарушений устранил; назначено чрезмерно суровое, несоразмерное содеянному, административное наказание.
В судебное заседание Московского городского суда Чебан М.В. и его защитник по доверенности Чебан М.А, будучи в установленном порядке извещенными о месте и времени слушания дела (л.д.86, 87, 88), не явились, доказательств уважительности причин своей неявки не представили, с ходатайством об отложении слушания дела не обращались, в связи с чем, с учетом положений ст.ст.25.1, 25.5 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в их отсутствие не имеется.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи районного суда не имеется, ввиду следующего.
Административная ответственность по ст.6.6 КоАП РФ предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическими требованиями признаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу ст.ст.8, 11 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Частью 5 ст. 15 того же Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В пункте 1 ст. 17 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
На основании ст. 7 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2021 года N32 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", пунктами 2.1, 2.5, 2.8, 2.9 которого установлено, что предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания; планировка производственных помещений предприятий общественного питания, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер должны обеспечиваться в соответствии с требованиями технического регламента. В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала; изготовление продукции должно производиться в соответствии с ассортиментом, утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом, по технологическим документам, в том числе технологической карте, технико-технологической карте, технологической инструкции, разработанным и утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом.
Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в технологических документах; предприятия общественного питания для приготовления пищи должны быть оснащены техническими средствами для реализации технологического процесса, его части или технологической операции (технологическое оборудование), холодильным, моечным оборудованием, инвентарем, посудой (одноразового использования, при необходимости), тарой, изготовленными из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств и обеспечивающими условия хранения, изготовления, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции.
В соответствии с пунктами 2.11, 2.12, 2.13, 2.14, 2.16, 2.18, 2.19, 2.23 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2021 года N32, при размещении предприятий общественного питания в жилых зданиях должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях; система приточно-вытяжной вентиляции производственных помещений должна быть оборудована отдельно от систем вентиляции помещений, не связанных с организацией питания, включая санитарно-бытовые помещения; зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений. Воздух рабочей зоны и параметры микроклимата должны соответствовать гигиеническим нормативам; в помещениях отделки кондитерских изделий приточная система вентиляции должна быть обеспечена противопыльными и бактерицидными фильтрами. Для обеззараживания воздуха в помещениях, задействованных в приготовлении холодных блюд, мягкого мороженого, кондитерских цехах по приготовлению крема и отделки тортов и пирожных, цехах и (или) участках порционирования блюд, упаковки и формирования наборов готовых блюд должно использоваться бактерицидное оборудование в соответствии с инструкцией по эксплуатации; внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений; все помещения, предназначенные для организации общественного питания, должны подвергаться уборке. В производственных помещениях ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Столы для посетителей должны подвергаться уборке после каждого использования; для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений должен выделяться отдельный промаркированный инвентарь, хранение которого должно осуществляться в специально отведенных местах. Уборочный инвентарь для туалета должен храниться отдельно от инвентаря для уборки других помещений; в помещениях предприятия общественного питания не должно быть насекомых и грызунов, а также не должны содержаться синантропные птицы и животные. В предприятиях общественного питания запрещается проживание физических лиц, в производственных помещениях не допускается хранение личных вещей и комнатных растений
На основании пунктов 3.4, 4.5 вышеназванных СанПиН 2.3/2.4.3590-20, для исключения риска микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции работники производственных помещений предприятий общественного питания обязаны оставлять в индивидуальных шкафах или специально отведенных местах одежду второго и третьего слоя, обувь, головной убор, а также иные личные вещи и хранить отдельно от рабочей одежды и обуви, снимать в специально отведенном месте рабочую одежду, фартук, головной убор при посещении туалета либо надевать сверху халаты; тщательно мыть руки с мылом или иным моющим средством для рук после посещения туалета, сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями у членов семьи, проживающих совместно, медицинскому работнику или ответственному лицу предприятия общественного питания, использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов, подлежащие замене на новые при нарушении их целостности и после санитарно-гигиенических перерывов в работе; в целях исключения риска токсического воздействия на здоровье потребителя и персонала предприятий общественного питания, в том числе аллергических реакций, моющие и дезинфицирующие средства, предназначенные для уборки помещений, производственного и санитарного оборудования (раковин для мытья рук, унитазов), должны использоваться в соответствии с инструкциями по их применению и храниться в специально отведенных местах. Исключается их попадание в пищевую продукцию.
Согласно пунктам 2.1, 2.6, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года N65, действовавших на момент выявления правонарушения, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью; при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Санитарные правила распространяются, в том числе, на действующие организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе, при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, обязательными для исполнения всеми индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения.
В соответствии со ст.39 названного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения в связи с обращением граждан должностными лицами ТО Управления Роспотребнадзора по г..Москве в СВАО г..Москвы соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства ИП Чебаном М.В, осуществляющим свою предпринимательскую деятельность по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в предприятии общественного питания - в пекарне "ПаПан" по адресу: г..Москва, ул.Полярная, дом 14, в 16.30 час. 14 июля 2021 года выявлено, что ИП Чебан М.В, в нарушение требований ст.ст.11, ст.17 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 2.11, 2.12, 2.13, 2.14, 2.16, 2.18, 2.19, 2.23, 3.4, 4.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2021 года N32, п.п. 2.1, 2.6, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней.
Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года N65, гл.7, п.7.1.СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", гл. V, п.100, таб. 5.35 СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания", не представил программу производственного контроля с актами выполненных работ: не представлены протоколы лабораторно инструментальных исследований уровней шума в предприятии и на границе с жилой застройкой, а также план вентиляционной системы, акты очистки и дезинфекции вентиляционной системы, документы на использованные фильтры, технико-технологические карты на вырабатываемую продукцию, информацию о подаче им уведомления о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов при производстве и приготовлении пищевой продукции и при реализации и хранении данной продукции в пекарне, относящейся к V классу опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 50 метров, в зоне загрузки (разгрузки) пищевой продукции на потолке имеются следы протечек, отверстия, измеренные уровни суммарного шума в дневное время превышают допустимые значения на 3 дБ по шкале "А" и до 6 дБ в нормируемом диапазоне частот для ночного времени суток, измеренные уровни суммарного шума в ночное время суток превышают допустимые значения на 11 дБ по шкале "А" и до 13 дБ в нормируемом диапазоне частот для ночного времени суток, нарушена последовательность (поточность) технологических процессов: отсутствует коренной цех, в зоне загрузки установлена 2х секционная ванна, в которой обрабатываются грязные овощи и осуществляется мойка кухонного инвентаря, в мучном цеху производственные столы имеют покрытие из фанеры, в горячем цеху фанерные листы установлены на морозильные лари в качестве рабочей площади, что не обеспечивает качественную обработку
моющими и дезинфицирующими средствами, в зоне загрузки (разгрузки) пищевой продукции над моечными ваннами, являющимися источником выделения влаги, тепла, не оборудованы локальные вытяжные системы, в кондитерском цеху отсутствует бактерицидная лампа, в неудовлетворительном санитарном состоянии находятся помещения мучного цеха, зоны разгрузки (погрузки) пищевой продукции, технического коридора, кондитерского цеха, горячего цеха (полы грязные, мусорные баки без крышек), отсутствуют графики проведения уборок помещений, контактных поверхностей, в связи с чем не представляется возможным оценить кратность проведения уборок, уборочный инвентарь выделен не в полном объеме, отсутствуют маркированные емкости для обработки производственных столов, холодильного оборудования, уборка всех помещений, в том числе туалета, осуществляется из одного ведра, одной тряпкой, на имеющемся ведре отсутствует маркировка, отсутствуют дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в установленном порядке, в связи с чем обработка кухонного инвентаря, проведение влажной уборки проводится без дезинфицирующих средств, в горячем цеху установленная на окно сетка от насекомых порвана, грязная, отмечается наличие насекомых - мух, отсутствует контроль индивидуального предпринимателя за созданием условий для соблюдения правил личной гигиены персонала: в санитарной комнате отсутствует мыло для мытья рук персонала и антисептик для рук, одноразовые полотенца, что создает угрозу здоровью людей, оказывают вредное воздействия на человека и окружающую среду, и чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.6.6 КоАП РФ.
Факт совершения ИП Чебаном М.В. указанного административного правонарушения, и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании суда первой инстанции доказательств, в том числе, обращениями Трошиной С.В. на ухудшение условий проживания в многоквартирном жилом доме по адресу: г..Москва, ул.Полярная, дом 14, в связи с осуществлением деятельности предприятия общественного питания - пекарни "ПаПан" при производстве хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий; заключенным между арендодателем ООО "Заполярье" и арендатором ИП Чебаном М.В. договором аренды нежилого помещения NА03 от 08 февраля 2021года, в соответствии с условиями которого арендатору во временное владение и пользование передано нежилое помещение для осуществления предпринимательской деятельности по адресу: г..Москва, ул.Полярная, дом 14; выпиской из ЕГРИП в отношении ИП Чебана М.В, одним из дополнительных видов деятельности которого является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения; свидетельством о постановке на учет ИП Чебана М.В.; копией паспорта на имя Чебана М.В.; поручением главного санитарного врача по СВАО г..Москвы от 28 мая 2021 года N 30-00586, из которого усматривается, что проверка ИП Чебана М.В. осуществлена на основании годового плана надзорных мероприятий, плана основных организационных мероприятий, неоднократных обращений граждан на работу предприятия общественного питания; протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений по адресу: г..Москва, ул.Полярная, дом 14, по которому свою предпринимательскую деятельность осуществляет ИП Чебан М.В, осуществленного с применением технических средств фотофиксации; фотоматериалом, зафиксировавшим выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства; экспертным заключением от 15 июня 2021года N 30-00586, выполненным врачом по общей гигиене ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве", имеющим высшее образование по
специальности медико-профилактическое дело, сертификат специалиста 1177241892234, регистрационный N11-2404\19, выданный 24 апреля 2019 года, и заведующим отделением оценок и экспертиз источников неонизирующих излучения на рабочих местах и продукции данного учреждения, инженером с высшим техническим образованием, имеющим диплом о профессиональной переподготовке ПП N140\7, регистрационный N7\129 УЦ; протоколом измерения уровней шума N77.01.09.0649/ж от 15 июня 21 года, согласно которому, уровни суммарного шума в дневное и ночное время суток не соответствуют требованиям гл. V п.100, таб 5.35 СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания", так как измеренные уровни суммарного шума в дневное время превышают допустимые значения на 3 дБ по шкале "А" и до 6 дБ в нормируемом диапазоне частот для ночного времени суток, измеренные уровни суммарного шума в ночное время суток превышают допустимые значения на 11 дБ по шкале "А" и до 13 дБ в нормируемом диапазоне частот для ночного времени суток; информацией с сайта налоговой службы, из которой следует, что виды деятельности ИП Чебана М.В. отнесены к производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, которые в соответствии с санитарной классификацией СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" относятся к V классу опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 50 метров; протоколом об административном правонарушении от 22 июля 2021 года в отношении ИП Чебана М.В, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ, указаны нормы Закона и нормативные правовые акты, нарушение которых вменяется индивидуальному предпринимателю, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии Чебана М.В, которому разъяснены
права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, указав, что выявленные недостатки устранены, копия протокола для сведения вручена ему на руки, о чем имеются его подписи, протокол содержит все сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, в том числе подпись должностного лица, его составившего.
Пунктами 5.9, 6.5 Положения о Роспотребнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N322, определено, что Роспотребнадзор осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу; Роспотребнадзор вправе пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля" Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 июля 2012 года N764 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее - Административный регламент), в пункте 26 которого предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в Роспотребнадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
При этом в случаях обнаружения в ходе проверки нарушений обязательных требований должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции, на что прямо указано в п. 67 вышеназванного Административного регламента.
Вопреки доводам в жалобе, в рамках рассматриваемого дела проверка проводилась в связи с неоднократными обращениями гражданина на ухудшение условий проживания в многоквартирном жилом доме по адресу: г.Москва, ул.Полярная, дом 14, по которому осуществляет свою деятельность по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в пекарне "ПаПан" ИП Чебан М.В, относящейся к предприятию общественного питания, должностными лицами Роспотребнадзора, уполномоченными проводить такую проверку деятельности индивидуального предпринимателя по выполнению требований санитарного законодательства, с целью проверки фактов возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан по информации, изложенной в неоднократных обращениях Трошиной С.В, в ходе которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания, что полностью согласуется с предметом проверки.
Приобщенные к материалам дела и исследованные судьей районного суда доказательства оформлены уполномоченными на то должностными лицами Управления Роспотребнадзора по г.Москве в СВАО г.Москвы, непосредственно выявившими нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в действиях индивидуального предпринимателя, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Замечаний и возражений относительно действий сотрудников ТОУ Роспотребнадзора в СВАО по г. Москве и специалистов филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" стороной защиты не заявлялось, материалы дела, процессуальные документы таких замечаний и претензий не содержат, с жалобой на их действия в компетентные органы индивидуальный предприниматель и его защитник также не обращались.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции также не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ суду апелляционной инстанции не представлено.
Осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, который на основании части 1 статьи 27.8 КоАП РФ производится должностными лицами, в силу статьи 28.3 настоящего Кодекса уполномоченными составлять протоколы об административных правонаруше ниях, является в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ одной из мер по обеспечению производства по делу.
Ч асть 2 статьи 27.8 КоАП РФ предоставляет право выбора провести видеозапись осмотра либо привлечь к участию понятых, обязательность участия которых предполагает не только подписание ими протокола осмотра, но и непосредственное присутствие при совершении данного действия.
Проведение осмотра и изъятие вещей, явившихся предметами административного правонарушения, направлено, в том числе, на обнаружение и закрепление доказательств по делу об административном правонарушении, представляет собой меру, которая позволяет своевременно зафиксировать правонарушение в случае, когда присутствие законного представителя обеспечить невозможно, и это препятствует немедленному составлению протокола.
Исходя из буквального содержания статьи 27.8 КоАП РФ, с учетом целей применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, работнику для присутствия при осмотре не требуется каких-либо полномочий, данная мера, прежде всего, направлена на пресечение правонарушения и фиксацию доказательств, поэтому ее применение не предполагает активного участия самого лица или его представителя, в связи с этим, под представителем понимается любой сотрудник юридического лица или работник предпринимателя, выполняющий на момент проведения осмотра функции старшего.
В данном случае осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений осуществлялся с использованием технических средств фотофиксации, в присутствии двух понятых, сведения о которых изложены в тексте указанного протокола, а также администратора пекарни Заирбеговой П.А, по результатам которого составлен протокол осмотра, к которому приобщен фотоматериал, установлено лицо, совершившее административное правонарушение, а именно: ИП Чебан М.В, осуществляющий по указанному адресу свою предпринимательскую деятельность по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в предприятии общественного питания ИП Чебан М.В, который в дальнейшем был привлечен к административной ответственности по статье 6.6 КоАП РФ.
Представленный фотоматериал, полученный в ходе проведения 14 июля 2021 года по вышеназванному адресу осуществления деятельности ИП Чебана М.В. проверки, является приложением к протоколу осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, фиксирует выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем, в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ, является документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении, которое получило надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
При этом, законом не предусмотрены требования об обязательной фиксации в процессуальных документах сведений о проводимой фотосъемке, равно как и внесение в них сведений о фотоаппарате или мобильном телефоне, с применением которых она была произведена, так как фотоаппарат и телефон не являются специальными техническими средствами измерения, о которых говорится в ст. 26.8 КоАП РФ, следовательно, к ним неприменимы требования закона об обязательном указании на их использование в протоколе об административном правонарушении.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериала доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает, также нормы КоАП РФ не содержат и перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом административного органа по его усмотрению.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных санитарно-эпидемиологических требований, которые предъявляются к организации питания населения; объектом таких правонарушений выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Установив, что ИП Чебан М.В, осуществляющий свою предпринимательскую деятельность по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в предприятии общественного питания, допустил нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, вследствие чего нарушается право граждан на безопасное питание, предусмотренное нормами целого ряда законов и нормативных правовых актов, включая технические регламенты, создается угроза здоровью людей, оказывается вредное воздействия на человека и окружающую среду, + судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях данного индивидуального предпринимателя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ.
При этом, привлекаемый к административной ответственности индивидуальный предприниматель не отрицал наличие выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований ни на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, ни в доводах поданной в суд второй инстанции жалобы.
Ссылки в жалобе на устранение выявленных нарушений в кратчайшие сроки не могут повлиять на квалификацию действий ИП Чебана М.В. по ст.6.6 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению его от административной ответственности, поскольку указанные нарушения устранялись уже после их выявления и составления процессуальных документов.
Статьей 2 ГК РФ предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Чебан М.В, являясь индивидуальным предпринимателем, обязан осуществлять свою предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было, доказательств, подтверждающих, что им приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений требований ст.ст.11, ст.17 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 2.11, 2.12, 2.13, 2.14, 2.16, 2.18, 2.19, 2.23, 3.4, 4.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2021 года N32, п.п. 2.1, 2.6, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года N65, гл.7, п.7.1.СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", гл. V, п.100, таб. 5.35 СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания", представлено не было, ссылок на такие доказательств доводы жалобы также не содержат, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у него имелась, что свидетельствует о его вине.
Исходя из положений ст.2.9 КоАП РФ, разъяснений в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, поскольку в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Поскольку вменяемое административное правонарушение посягает на безопасность и здоровье граждан и может повлечь возникновение и распространения заболеваний среди населения Российской Федерации, с учетом того, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, оснований для признания совершенного правонарушения в рамках рассматриваемого дела малозначительным не имеется.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в судебном решении, которое мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По смыслу ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг; административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей; срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Кроме того, в силу требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны соблюдать санитарные правила, а при их нарушении - приостановить или прекратить свою деятельность или работу соответствующих подразделений, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг.
В данном случае административное наказание судом первой инстанции назначено в пределах санкции ст.6.6 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.12, 4.1, 4.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, того обстоятельства, что нарушение санитарных требований может привести к негативным последствиям, угрожающим здоровью и жизни людей, в связи с чем назначение иного вида административного наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства, такое наказание является справедливым и соразмерным содеянному, отвечающим целям предупреждения совершения новых правонарушений.
При этом, назначенное наказание подлежит немедленному исполнению, приостановление деятельности юридического лица исчисляется со дня фактического приостановления деятельности.
Оснований для смягчения назначенного не установлено, однако следует отметить, что в случае устранения всех нарушений, послуживших основанием для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, до истечения срока исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности, он вправе обратиться в суд, вынесший обжалуемое постановление, с ходатайством о досрочном прекращении административного приостановления деятельности.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дела и порядок его рассмотрения соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 17 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении ИП Чебана Михаила Владимировича оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Чебана М.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.