Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" на постановление судьи Таганского районного суда города Москвы от 25.12.2020, которым ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
27.10.2020 главным инспектором отдела государственного надзора Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия в отношении ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Таганский районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" Ситнина Е.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося постановления, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на его незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские", надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил защитника фио, которая доводы жалобы поддержала.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав объяснение защитника фио, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.
Частью 2 статьи 22 Закона города Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" определено, что пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны, в числе иного, соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные этим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами; выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения", утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия Федерального значения, в который вошел Ансамбль Рогожской ямской слободы, XIX в. по адресу: Москва, адрес.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.11.2014 года N 1858 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Рогожской ямской слободы", XIX в. (г. Москва)", утвержден предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Рогожской ямской слободы", XIX в. (г. Москва).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07.11.2017 N 121699-р "О регистрации объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Рогожской ямской слободы", XIX в. (г. Москва) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", объект культурного наследия федерального значения "Ансамбль Рогожской ямской слободы", XIX в. (г. Москва) зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.10.2020 в 00 час. 01 мин. ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские", являющееся пользователем на праве хозяйственного ведения нежилых помещений здания по адресу: адрес т.е. частьи объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Рогожской ямской слободы, XIX в.", не исполнило предписание Мосгорнаследия от 17.12.2019 N ПР-АТС-816/2019и, а именно: в срок до 30.09.2020 не выполнило работы, установленные пунктом 1 раздела 5 акта технического состояния объекта культурного наследия (здания, строения, сооружения, помещения, отнесенного к недвижимому культурному наследию) от 12.02.2020 N ДКН-16-44-185/8, в соответствии с которым ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" необходимо разработать проект по сохранению объекта культурного наследия на основе инженерно-технического обследования объекта и полученного в Мосгорнаследии задания.
Действия указанного юридического лица квалифицированы по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Факт совершения ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 27.10.2020, составленным в отношении Учреждения по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ; заданиями на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 28.09.2020 N 666/2020и, от 03.12.2019 N 816/2019и; отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору в отношении объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, его территории и зон охраны объекта культурного наследия, земельного участка, непосредственно связанного с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия от 15.10.2020 N 666/2020и; - актом осмотра объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия от 21.11.2019; выписками из ЕГРЮЛ и ЕГРН; предписанием Департамента культурного наследия города Москвы от 05.04.2018 N ПР-АТС-174/2018; актом технического состояния объекта культурного наследия (здания, строения, сооружения, помещения, отнесенного к недвижимому культурному наследию) от 12.02.2018 N ДКН-16-44-185/8; предписанием от 17.12.2019 N ПР-АТС-816/2019и, которым ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" предписано в срок до 30.09.2020 выполнить работы, установленные пунктом 1 раздела 5 акта технического состояния объекта культурного наследия (здания, строения, сооружения, помещения, отнесенного к недвижимому культурному наследию) от 12.12.2020 N ДКН-16-44-185/8, в соответствии с которым ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" необходимо разработать проект по сохранению объекта культурного наследия на основе инженерно-технического обследования объекта и полученного в Мосгорнаследии задания;
служебными записками начальника Управления рассмотрения документации, начальника Управления выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, исполняющего обязанности начальника Управления документационного обеспечения и контроля; письмом Мосгорнаследия от 28.11.2019 N ДКН-16-32-446/9; фотоматериалами, иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Учитывая диспозицию ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Выданное должностным лицом Мосгорнаследия предписание N ПР-АТС-816/2019и от 17.12.2019 является законным, не оспаривалось юридическим лицом. Данное предписание выдано должностным лицом МОСГОРНАСЛЕДИЯ в пределах предоставленных полномочий и направлено на охрану объектов культурного наследия, и на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Довод жалобы о том, что ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" не может являться субъектом вмененного правонарушения, поскольку не является собственником или иным владельцем здания по договору, не может быть принят во-внимание, поскольку основан на ином толковании закона.
В соответствии с п.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Согласно п.1 ст.47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Согласно имеющимся в деле доказательствам, выпискам из ЕГРП, объект культурного наследия федерального значения "Ансамбль Рогожской ямской слободы", XIX в. находится в собственности Российской Федерации, помещения площадью 81.6 кв.м. (1 этаж), 154, 4 кв.м. (1 этаж), 90.6 кв.м. (1 этаж), 156, 2 кв.м. (1 этаж), 2363, 4 кв.м. (этаж 2, техподнольеN0, этаж 1) в здании находятся в хозяйственном ведении ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские", следовательно, ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" обязано исполнять охранное обязательство в отношении данного объекта культурного наследия.
В этой связи оснований полагать, что у ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" отсутствовала обязанность по исполнению предписания Мосгорнаследия по указанным в жалобе основаниям, не имеется.
Вопреки доводу жалобы, представленные в дело доказательства объективно свидетельствует о том, что Учреждение имело реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства и выполнении требований, указанных в предписании должностного лица Мосгорнаследия от 17.12.2019 N ПР-АТС-816/2019и, не приняло все зависящие от него меры для его своевременного исполнения.
Утверждение в жалобе о недопустимости в качестве доказательства по делу протокола об административном правонарушении, поскольку при его составлении было нарушено право ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" на защиту, не нашло своего объективного подтверждения материалами дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Учитывая, что КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Установлено, что законный представитель ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" уведомлялся должностным лицом Мосгорнаследия о времени и месте составления протокола об административном правонарушении телеграммой, отправленной по юридическому адресу учреждения. Из текста уведомлений, усматривается, что телеграмма была вручена уполномоченному лицу 21.10.2020, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д. 9). Таким образом, должностным лицом были предприняты необходимые и своевременные меры для извещения законного представителя Учреждения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела. Должностное лицо Мосгорнаследия правомерно составило протокол об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские". Нарушения права юридического лица на защиту при производстве по делу не усматривается.
Иные доводы жалобы фактически выражают несогласие с произведенной судьей районного суда оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. Между тем изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку бездействиям ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств дела, а также характера совершённого правонарушения.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества по делу не усматривается.
Порядок и срок привлечения ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Таганского районного суда города Москвы от 25.12.2020, вынесенное в отношении ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" Ситниной Е.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.