Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора адрес пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. на постановление заместителя начальника ИФНС России N 15 по адрес N 30-12/122173 от 21 декабря 2020 года, решение судьи Останкинского районного суда адрес от 01 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора акционерного общества "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой Марины Владимировны, УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя начальника ИФНС России N 15 по адрес N 30-12/122173 от 21 декабря 2020 года (далее также - Инспекция), оставленным без изменения решением судьи Останкинского районного суда адрес от 01 июля 2021 года, генеральный директор Акционерного общества "Останкинский пивоваренный завод" (далее - адрес, Общество) Кузнецова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор адрес пивоваренный завод" Кузнецова М.В. просит об отмене названных постановления должностного лица Инспекции и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что валютное законодательство не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки с целью открытия на адрес банковских счетов в валюте РФ для получения заработной платы в безналичной форме; в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу; имеются основания для признания вменённого ей административного правонарушения малозначительным или применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В судебное заседание генеральный директор адрес пивоваренный завод" Кузнецова М.В. не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайства об отложении слушания не поступало, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
В судебном заседании представитель ИФНС России N 15 по адрес фио возражал против удовлетворения жалобы, представил письменные пояснения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившегося представителя ИФНС России N 15 по адрес фио, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещённых валютным законодательством Российской Федерации или осуществлённых с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В силу пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ) валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Данной нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Операции по выдаче Обществом денежных средств иностранным гражданам нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счёт в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
В соответствии со ст.25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации.
В ст. 136 ТК РФ определено, что заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счёт в банке на условиях, определённых коллективным договором или трудовым договором.
В случае, если работник Общества является гражданином иностранного государства - нерезидентом, то реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
Согласно материалам дела, генеральный директор адрес пивоваренный завод" Кузнецова М.В. допустила совершение незаконной валютной операции, а именно: 28 декабря 2019 года по адресу: адрес на основании заключённого трудового договора с иностранным гражданином (нерезидентом) от 08 октября 2018 года N 50 (табельный N0000005214) фио допустила выплату ему по расчетно-платёжной ведомости N01000000371 денежных средств из кассы Общества в сумме сумма, нарушив тем самым требования ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ.
Действия генерального директора адрес пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина генерального директора адрес пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N 30-12/116912 от 15 декабря 2020 года; копией платёжной ведомости N 01000000371; копией трудового договора; копией выписки из ЕГРЮЛ, иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо ИФНС России N 15 и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора адрес пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что у адрес пивоваренный завод" отсутствовала обязанность по выплате заработной платы иностранному гражданину фио через банковский счёт в уполномоченном банке, поскольку законодательство Российской Федерации не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки с целью открытия на адрес банковских счетов в валюте РФ для получения заработной платы в безналичной форме, являются несостоятельными, так как основаны на неверном толковании норм права.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены в ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ, в соответствии с ч. 2 которой, если иное не предусмотрено Законом, расчёты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также предусмотрен в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ, в частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на адрес транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществить такую валютную операцию, как выплату резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Установленные в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ требования об осуществлении расчётов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями.
Требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ.
В данном случае работодателем, осуществляющим валютную операцию, должны быть созданы необходимые условия для обеспечения требований Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 30 января 2019 года генеральный директор адрес пивоваренный завод" Кузнецова М.В, в нарушение ч.2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ допустила выплату по платёжной ведомости N 01000000371 нерезиденту - иностранному гражданину фио денежных средств из кассы Общества в сумме сумма, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Довод жалобы о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признания вменённого генеральному директору адрес пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. административного правонарушения малозначительным, не влечёт удовлетворение жалобы
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Наступление вредных последствий не является обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.25 КоАП РФ, отсутствие таких последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, относится к административным правонарушениям в области валютного регулирования, затрагивает интересы государства в сфере обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Довод заявителя о наличии оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ не влечёт удовлетворение жалобы.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям генерального директора адрес пивоваренный завод" Кузнецовой М.В, и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и виновности Кузнецовой М.В. в его совершении.
Несогласие заявителя с толкованием должностным лицом и судом норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, с установленными фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств не является основанием для отмены состоявшихся по делу актов
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу генерального директора адрес пивоваренный завод" Кузнецовой М.В, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 15.25 РФ, назначено генеральному директору адрес пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Также не может повлечь изменение обжалуемого постановления ссылка в жалобе на принадлежность адрес пивоваренный завод" к субъектам малого предпринимательства, поскольку наличие указанного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ. В отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда, допущено не было.
Порядок и срок давности привлечения генерального директора адрес пивоваренный завод" Кузнецовой М.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление заместителя начальника ИФНС России N 15 по адрес N 30-12/122173 от 21 декабря 2020 года, решение судьи Останкинского районного суда адрес от 01 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора акционерного общества "Останкинский пивоваренный завод" Кузнецовой Марины Владимировны, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.