Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев жалобу защитника Гавриловой М.А. на постановление судьи Савеловского районного суда от 03 июня 2021 года, которым Гаврилова Мария Александровна признана виновной в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма, УСТАНОВИЛ
16 апреля 2021 года консультантом отдела государственного надзора Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия фио в отношении Гавриловой М.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Савеловский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В настоящей жалобе защитником Гавриловой М.А. Тихоновым И.А. поставлен вопрос об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что Гаврилова М.А. не получала предписание административного органа о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.
Гаврилова М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не заявляла, обеспечила явку в судебное заседание защитника фио, который жалобу поддержал, против рассмотрения дела в отсутствие Гавриловой М.А. не возражал.
Представитель Мосгорнаследия фио в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
Статьей 10 Закона адрес от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закона адрес от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона адрес от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в адрес осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры адрес в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Согласно п.3 ст.20 Закона адрес от 14 июля 2000 г. N 26 юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона адрес от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В соответствии с п. 7 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия. Порядок выдачи задания и его форма устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
На основании п. 4.4.45 Положения о Департаменте культурного наследия адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП Департамент культурного наследия адрес осуществляет выдачу обязательных для исполнения предписаний лицам, в отношении которых осуществляется государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия, с указанием сроков их исполнения, в том числе об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.
Из материалов дела усматривается, что Гаврилова М.А. является собственником части помещений объекта культурного наследия регионального "Доходное владение, 2-я половина XIX в. (в основе городская адрес, XVIII-XIX вв.): - фио Позднякова, XVIII 1876 г, арх. фио. Здесь в 1810-1817 гг. существовал крепостной театр, режиссером в котором служил артист фио. В период нашествия Наполеона в здании давал спектакли французский театр. В 1831 г..дом посещал поэт фио" (далее - Объект) по адресу: адрес (помещение II 1-го этажа площадью 148, 9 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001069:2545, запись государственной регистрации права от 08.04.2016 г..N77-77/011-77/011/002/2016-39/3). Объект принят под государственную охрану на основании решения исторической секции Экспертной комиссии по вновь выявленным памятникам истории и культуры при УГК ОИП адрес (правопредшественник Мосгорнаследия) от 27.12.1989 г..N13, что подтверждено протоколом Историко-культурного экспертного совета при Москомнаследии (правопредшественник Мосгорнаследия) от 19.02.2009 г..N1/37 и решением Москомнаследия о рассмотрении заключения государственной историко-культурной экспертизы Объекта от 26.09.2010 г..Приказом Мосгорнаследия от 09.06.2020 г..N374 Объект включен в единый реестр объектов культурного наследия регионального значения, утверждены границы его территории, предмет охраны. В рамках осуществления контроля за исполнением предписания от 17.10.2019 г..NПР-АТС-549/2019и на основании задания от 03.07.2020 г..N386/2020и установлено, что требование предписания от 17.10.2019 г..NПР-АТС-549/2019и пункт 3 раздела 5 АТС в установленный срок не исполнены, работы по сохранению Объекта не проведены.
По результатам контрольного мероприятия выдано повторное предписание от 20.07.2020 г..NПР-АТС-386/2020и со сроком исполнения до 05.03.2021 г..В рамках осуществления контроля за исполнением предписания от 20.07.2020 г..NПР-АТС-386/2020и на основании задания от 03.07.2020 г..N386/2020и установлено, что согласно письму Мосжилинспекции от 12.03.2021 г..NМЖИ-05-8744/21 повторные запросы о предоставлении государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах" по Объекту не поступали, решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения не выдавалось. Таким образом, установлено, что требование предписания от 20.07.2020 г..NПР-АТС-386/2020и пункт 3 раздела 5 АТС в установленный срок не исполнены, работы по сохранению Объекта не проведены.
Бездействие Гавриловой М.А, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия, квалифицировано по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и вина Гавриловой М.А. в совершении правонарушения подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении N 16-117АД 2021 от 16.04.2021 г.; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия N331/2021и от 10.03.2021 г.; отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору N331/2021и от 05.04.2021 г.; предписанием NПР-АТС-331/2021и от 05.04.2021 г.; предписанием NПР-АТС-386/2020и от 20.07.2020 г.; предписанием NПР-АТС-579/2019и от 17.10.2019 г.; уведомлением о продлении срока исполнения предписания N7/2020-УИ; письмом NДКН-16-24-484/21 от 11.03.2021 г.; письмом NМЖИ-05-8744/21 от 12.03.2021 г.; информацией об Объекте "Доходное владение, 2-я половина XIX в. (в основе городская адрес, XVIII-XIX вв.): - фио Позднякова, XVIII 1876 г, арх. фио. Здесь в 1810-1817 гг. существовал крепостной театр, режиссером в котором служил артист фио. В период нашествия Наполеона в здании давал спектакли французский театр. В 1831 г. дом посещал поэт фио"; предписанием NПР-АТС-264/2017 от 08.06.2017 г.; актом технического состояния объекта культурного наследия NДКИ-16-44-439/7 от 18.04.2017 г.; фотоматериалами; уведомлением об отказе в продлении срока исполнения предписания N112/2019-ОтИ; выпиской из ЕГРН; приказом N374 от 09.06.2020 г. с приложениями.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, судьей дана надлежащая правовая оценка доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Гавриловой М.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения Гавриловой М.А. в установленный срок требований предписания в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
Учитывая диспозицию ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Из материалов дела следует, что предписание N ПР-АТС-386/2020 от 20 июля 2020 года было вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено.
Предписание N ПР-АТС-386/2020 от 20 июля 2020 года содержит законные требования, является реально исполнимым и содержит конкретные указания и срок исполнения: выполнение работ, установленных пунктом 3 Раздела АТС, а именно: выполнение работ по сохранению Объекта по согласованной Мосгорнаследием проектной документации в срок до 5 марта 2021 года (л.д.26).
При этом, Предписание N ПР-АТС-386/2020 от 20 июля 2020 года содержит разъяснения о привлечении к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица.
При таких обстоятельствах, судья пришел к обоснованному выводу о наличии вины в бездействии Гавриловой М.А.
Действия Гавриловой М.А. правильно квалифицированы судьей по ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Утверждение стороны защиты о том, что Гаврилова М.А. не получала предписание административного органа о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия опровергается материалами дела, в которых имеется опись вложения в ценное письмо с уведомлением РПО N 11503550020291 и квитанция, подтверждающие направление 06 августа 2020 года по месту жительства Гавриловой М.А. предписания N ПР-АТС-386/2020 от 20 июля 2020 года (л.д.27). Согласно Отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11503550020291 после неудачной попытки вручения 08 августа 2020 года, отправление адресатом получено не было и 08 сентября 2020 года возвращено отправителю (л.д.28-29). Риск неполучения корреспонденции, направленной по адресу места жительства, является риском Гавриловой М.А.
Таким образом, неполучение заказного письма не является основанием для вывода о том, предписание должностным лицом административного органа Гавриловой М.А. не направлялось.
При этом, из объяснений, данных в судебном заседании представителем Мосгорнаследия фио следует, что указание в протоколе об административном правонарушении сведений о направлении предписания почтовым отправлением с почтовым идентификатором 11503550828291 является технической ошибкой, в действительности почтовому отправлению был присвоен N 11503550020291, отчет об отслеживании которого представлен в материалы дела (л.д.28-29).
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, основано на материалах дела, изученных судом. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Административное наказание в виде штрафа в размере сумма назначено в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Савеловского районного суда от 03 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Гавриловой М.А. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.