Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Тандер" П*** А.В. на постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 6 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Тандер", УСТАНОВИЛ :
1 июня 2021 года начальником отдела по вопросам торговли и услуг управы района Соколиная гора города Москвы в отношении акционерного общества "Тандер" (далее - АО "Тандер", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 6 июля 2021 года АО "Тандер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник АО "Тандер" П*** А.В. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие наличие события административного правонарушения; проверка АО "Тандер" проведена не в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), доказательства получены не в рамках проведения административного расследования; акт осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений составлен в отсутствие уполномоченного представителя Общества, приложенные к нему фото- и видеоматериалы недостоверны; дело неправомерно рассмотрено судьёй районного суда без участия уполномоченного представителя Общества из-за его ненадлежащего извещения; назначенное АО "Тандер" наказание в виде административного штрафа является чрезмерно суровым; имеются основания для назначения административного наказания в виде предупреждения.
Законный представитель или защитник АО "Тандер", извещённые в установленном порядке, в судебное заседание не явились, не подавали ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г, согласно приложению 6 к настоящему указу (далее - Требования).
В соответствии с п. 2.2 Требований с 12 мая 2020 года работодатели обязаны о беспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6).
Согласно материалам дела, 6 апреля 2021 года в 16 часов 00 минут в ходе проведения должностным лицом управы района Соколиная гора города Москвы осмотра помещений магазина "***" по адресу: город Москва, улица Фортунатовская, дом 20, принадлежащего АО "Тандер", в котором осуществляется торговая деятельность, связанная с совместным пребыванием граждан, установлено нарушение АО "Тандер" требований пункта 12.2 указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ: допущено нахождение в торговом зале, кассовой зоне покупателей без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски или респиратора).
Действия АО "Тандер" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 1 июня 2021 года, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 6 апреля 2021 года, фотоматериалом, видеозаписью.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям АО "Тандер" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что процессуальные документы, приобщённые к материалам дела, являются недопустимыми доказательствами, поскольку в отношении Общества не проводилась проверка в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, указанные документы получены не в ходе административного расследования, несостоятелен. Так, из материалов дела следует, что в отношении Общества не проводились проверочные мероприятия в порядке, регламентированном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, а административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, выявлено должностным лицом управы района Соколиная гора города Москвы на основании п. 1.2 указа Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве", уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями требований в части обеспечения использования работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых осуществляется торговая деятельность, в ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, проведённого в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ.
На основании ч. 6 ст. 27.8 КоАП РФ протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательств, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия.
Осмотр принадлежащего АО "Тандер" помещения магазина "***" по адресу: город Москва, улица Фортунатовская, дом 20 проведён в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ с применением видеозаписи, в присутствии понятых, а также в присутствии сотрудника магазина (директора магазина) Ч*** Т.А, которая согласно протоколу осмотра отказалась поставить свои подписи в протоколе, о чём должностным лицом в названном процессуальном документе сделаны соответствующие записи.
Обследование принадлежащих юридическому лицу помещений осуществлялось с использованием записывающего видеоустройства, в присутствии работников магазина, по результатам которого составлен протокол осмотра, к которому приобщена видеозапись на CD-носителе, установлено юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, а именно: ООО "Тандер", осуществляющее по адресу: город Москва, улица Фортунатовская, дом 20 торговую деятельность, связанную с совместным пребыванием граждан, которое было в дальнейшем привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Приобщённая к материалам дела видеозапись, полученная в ходе проверочных мероприятий, на которой зафиксировано нахождение покупателей в магазине "***" без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски или респиратора), является приложением к протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, в котором содержатся сведения о дате и времени проведения видеосъемки, модель и марка устройства, с помощью которого производилась запись; фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем, в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ, указанная видеозапись и фотоматериалы являются документальными доказательствами по рассматриваемому делу об административном правонарушении, которые получили надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
Вопреки доводу жалобы, о месте и времени рассмотрения дела, назначенном судьёй районного суда на 6 июля 2021 года в 11 часов 50 минут, по юридическому адресу АО "Тандер": Краснодарский край, город Краснодар, улица имени Леваневского, дом 185 направлялась телеграмма, которая, согласно почтовому уведомлению была вручена 5 июля 2021 года уполномоченному лицу - специалисту *** (л.д. 44).
Указанное извещение является надлежащим, поскольку оно было вручено представителю Общества за один день до дня судебного заседания. В случае невозможности явки по уважительной причине в назначенное время Общество не было лишено возможности направить в порядке ст. 24.4 КоАП РФ ходатайство об отложении слушания дела, однако не воспользовалось данным правом. Таким образом, располагая данными о надлежащем извещении АО "Тандер" о месте и времени судебного заседания, в связи отсутствием ходатайства об отложении слушания, судья районного суда обоснованно принял решение о рассмотрении дела в отсутствие его законного представителя и защитника, что согласуется с требованием ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования составлено 6 апреля 2021 года в 16 часов 09 минут, то есть после окончания проведения осмотра помещений юридического лица, не может быть принята во внимание, поскольку фактически по настоящему делу не проводилось административное расследование, то есть не осуществлялись процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, в связи с чем названное определение не является доказательством по делу.
Действия АО "Тандер" правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Равным образом доводы заявителя о чрезмерной суровости назначенного Обществу административного наказания не влекут удовлетворение жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
Материалы дела свидетельствуют о том, что административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, назначено АО "Тандер", в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице. В данном случае непринятие Обществом надлежащих и достаточных мер для обеспечения соблюдения покупателями использования средств индивидуальной защиты в продуктовом магазине, то есть мер, направленных на недопущение распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), создало опасность причинения вреда их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью работников организации.
Назначение более мягкого вида наказания в виде предупреждения в данном случае не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Постановление судьи в части назначения АО "Тандер" наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Исключительные обстоятельства, связанные с характером совершённого административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которые могут являться основанием для применения ч. 32 и 33 ст. 4.1 КоАП РФ, также отсутствуют.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеется основание для изменения постановления судьи районного суда.
8 июня 2020 года издан указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ), в соответствии с п. 2.6 которого (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу; соблюдения работодателями требований по обеспечению измерения температуры тела работников, проведения исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также иных требований, установленных приложением 6 к указу Мэра Москвы N 12-УМ.
Указом Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ" в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ внесены изменения: в дефисе пятом пункта 2.6 указа исключены слова "и рук (перчатки)" (п. 1.1 указа); дефис седьмой пункта 2.6 указа дополнить словами "(кроме требования об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчатки)" (п. 1.2 указа).
Таким образом, с 30 июля 2021 года отменены обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты рук (перчаток) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых производится реализация товаров, работ, услуг, и обеспечение указанной обязанности организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими данную деятельность, а также обязанность использования работниками средств индивидуальной защиты рук (перчаток) на территории работодателя, то есть на момент рассмотрения настоящей жалобы положение нормативно-правового акта, содержащее обязательное для исполнения гражданами и организациями правило поведения при введении режима повышенной готовности, нарушение которого вменено ООО "Тандер" в постановлении судьи районного суда, было отменено, что является основанием для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
Кроме того, согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 6 апреля 2021 года в ходе осмотра магазина "***", принадлежащего АО "Тандер", не установлено неиспользование работниками средств индивидуальной защиты, однако в постановлении судьи районного суда данное нарушение указано при описании события административного правонарушения.
При таких обстоятельства постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 6 июля 2021 года подлежит изменению путём исключения из него указания на необеспечение АО "Тандер" соблюдения использования посетителями средств индивидуальной защиты рук (перчаток) и неиспользование работниками средств индивидуальной защиты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 6 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Тандер" изменить: исключить из него указание на необеспечение АО "Тандер" соблюдения использования посетителями средств индивидуальной защиты рук (перчаток) и неиспользование работниками средств индивидуальной защиты.
В остальной части постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 6 июля 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника АО "Тандер" П*** А.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.