Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "АЛТАЙ" фио на постановление заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы N 1959-ЗУ/9054924-20 от 10.08.2020 и решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 11.03.2021, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.7 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ООО "АЛТАЙ",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 1959-ЗУ/9054924-20 заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 10.08.2020 ООО "АЛТАЙ" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.7 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере сумма
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 11.03.2021 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "АЛТАЙ" фио ставит вопрос об отмене названных выше административных актов, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами должностного лица административного органа и суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
В судебное заседание законный представитель ООО "АЛТАЙ" не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил защитника фио, которая доводы жалобы поддержала.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснение защитника фио, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых актов.
Административная ответственность по ч.1 ст. 6.7 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" наступает за нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, сервитутами.
Из материалов дела следует, что должностными лицами Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы 10.07.2020 проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка с кадастровым номером 77:05:11002:006, пл. 2579 кв.м, по адресу: адрес, предоставленного ООО "АЛТАЙ" 02.08.2019 по договору аренды земельного участка N М-05-026356 от 23.03.2006 сроком до 02.12.2030 для эксплуатации существующего здания и строения АТС для эксплуатации существующего здания и строения АТС в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка, согласно п. 1.1 Договора аренды. Договор действует.
Вид разрешённого использования земельного участка, согласно данным публичной кадастровой карты интернет ресурса Росреестра https://pkk.rosreestr.ru/: предоставление коммунальных услуг (3.1.1). По договору - для эксплуатации производственного здания АТС.
На земельном участке расположено здание с адресным ориентиром: адрес, в котором находится магазин "Пятерочка" и располагаются апартаменты и офис продаж апартаментов апарт-комплекса Аэровилла. Данное здание площадью 6576, 7 кв.м. было приобретено ООО "АЛТАЙ" по договору купли-продажи от 28.02.2019 (л.д.18). Допсоглашением от 02.08.2019 обязанности арендатора земельного участка в полном объеме перешли от прежнего собственника к ООО "АЛТАЙ" (л.д. 120).
Таким образом в ходе обследования было установлено, что названный выше земельный участок используются юридическим лицом в нарушение требований п.1.1 и п.5.7 договора аренды земельного участка, п.5 ст.4, п.2 ст.8, п.1 ст.28 Закона Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве".
Действия ООО "АЛТАЙ" квалифицированы по ч.1 ст. 6.7 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "АЛТАЙ" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: поручением на проведение планового рейдового обследования от 10.06.2020 N9054924; протоколом об административном правонарушении, составленным в отношении ООО "АЛТАЙ" по ч.1 ст.6.7 КоАП Москвы; рапортом о результатах планового (рейдового) обследования от 10.06.2021 N9054924; актом обмера площади земельного участка от 10.06.2021 со схематическим чертежом; фототаблицей; сведениями базы данных Государственного кадастра недвижимости, договором аренды земельного участка N М-05-026356 от 23.03.2006 с дополнительными соглашениями; выпиской из ЕГРЮЛ и иными документами.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку должностного лица административного органа и судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ООО "АЛТАЙ" в совершении вмененного ему деяния, предусмотренного ч.1 ст. 6.7 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Довод жалобы об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения, поскольку ООО "АЛТАЙ" использовало земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, а выявленные в ходе проверки нарушения были допущены иными юридическими и физическими лицами, в собственности которых находятся помещения в здании, расположенном на земельном участке, не может быть принят во внимание, поскольку именно ООО "АЛТАЙ" является арендатором земельного участка, следовательно, несет ответственность за использование участка с нарушением требований земельного законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у ООО "АЛТАЙ" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на указанные в пункте 1 статьи 7 названного Кодекса категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1), осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4).
Согласно пункту 7, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации территориальными зонами являются зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты, в которых, помимо прочего, в пределах границ соответствующей территориальной зоны установлены виды разрешенного использования земельных участков.
В силу пунктов 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты территориальных зон определяют основу правового режима земельных участков и обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП (далее - Правила землепользования и застройки, положения Правил приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 3.2.1 Правил землепользования и застройки в целях градостроительного зонирования территории г. Москвы в составе указанных правил устанавливаются и указываются на картах градостроительного зонирования: буквенные обозначения территориальных зон и подзон территориальных зон сохраняемого землепользования (индекс "Ф"), а также территорий, для которых градостроительный регламент не устанавливается (индекс "Н"); числовые обозначения кодов видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанных в таблице 1.
В абзацах первом и втором пункта 3.2.2 Правил землепользования и застройки определено, что виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в названных Правилах, приведены в таблице 1 Указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", а также с учетом постановления Правительства Москвы от 21 мая 2015 г. N 306-ПП "О функциональном назначении объектов капитального строительства в городе Москве".
Во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф") в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 3.3.2 Правил землепользования и застройки).
При этом в силу пункта 3.3.4 Правил землепользования и застройки вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в пункте 3.3.6 означенных Правил, являются виды разрешенного использования, в том числе с кодом 5.1.2 (N 40) (размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, фитнес-центров), если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Согласно информации, представленной Департаментом городского имущества г. Москвы, земельному участку с кадастровым номером 77:05:11002:006 установлен вид разрешенного использования (согласно данным публичной кадастровой карты интернет ресурса Росреестра https://pkk.rosreestr.ru/: предоставление коммунальных услуг (3.1.1), а согласно договору аренды -для эксплуатации производственного здания АТС (код 3.1.1 (N 59) Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, марка автомобиля, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники).
адрес расположен в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования с индексом "Ф".
Размещение на указанном земельном участке объектов торговли - магазина и офиса продаж в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", действовавшим на момент выявления правонарушения, отнесено к иному виду разрешенного использования с кодом 4.4 "магазины" и 4.1 "деловое управление".
В силу п.3.3.4. Правил, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в пункте 3.3.6 настоящих Правил, являются виды разрешенного использования с кодами 1.14, 2.7.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.2.2, 3.2.3, 3.3, 3.4.1, 3.5.1, 3.5.2, 3.6.1, 3.7.1, 3.8.1, 3.9.1, 3.9.2, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.8.1, 4.8.2, 4.9, 4.9.1.4, 4.10, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 6.9, 7.4, 8.3, 12.0.2, если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3.3.4 указанных Правил, применение вспомогательных видов разрешенного использования допускается при соблюдении следующих условий:
1) вспомогательные виды разрешенного использования должны быть выбраны из числа видов, не установленных в качестве основных или условно разрешенных видов использования для территориальной зоны, в которой находится земельный участок;
2) вспомогательный вид разрешенного использования не может реализовываться без реализации основного вида разрешенного использования и должен осуществляться только совместно с разрешенными основными и (или) условно разрешенными видами использования земельных участков или объектов капитального строительства;
3) в случае если выбранный вспомогательный вид разрешенного использования предусматривает размещение объектов капитального строительства, то их строительство может опережать во времени реализацию основных, условно разрешенных видов разрешенного использования (но не может быть единственным фактическим использованием земельного участка или объекта капитального строительства);
4) в случае если установленные основные, условно разрешенные виды использования предусматривают размещение объектов капитального строительства, то суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства, включая площадь подземных частей зданий, сооружений, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка, если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Анализ представленных суду документов позволяет сделать вывод, что виды фактического использования арендаторами части указанного земельного участка под объект торговли и офис продаж, не могут считаться вспомогательными видами использования этого участка, поскольку они не соответствуют критериям, указанным в пп.2 п.3.3.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" при предоставлении органами исполнительной власти города Москвы земельного участка в аренду, безвозмездное пользование устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, градостроительных и иных норм и правил, предусмотренных законодательством.
В этой связи утверждения защиты о том, что принадлежащий ООО "АЛТАЙ" земельный участок с кадастровым номером 77:05:11002:006 используется в соответствии с видом разрешенного использования, установленного договором аренды, а использование участка другими собственниками под размещение магазина и офиса продаж, не может расцениваться как изменение арендатором ООО "АЛТАЙ" вида разрешенного использования земельного участка, основан на неверном толковании закона.
В соответствии с п. 5.7 Договора аренды арендатор обязан использовать участок в соответствии с целями и условиями его предоставления и надлежащим образом выполнять все условия Договора аренды.
Согласно п. 5.12 Договора аренды арендатор обязан письменно известить Арендодателя в случае отчуждения принадлежащих Арендатору зданий и иных сооружений, расположенных на участке и их частей в течении 10 дней с момента регистрации сделки и в тот же срок обратиться с ходатайством в Департамент земельных ресурсов г.Москвы об изменении, либо прекращении ранее установленного права на участок.
Вместе с тем ссылка защитника ООО "АЛТАЙ" на наличие заключенных с иными лицами договоров купли-продажи на часть помещений в принадлежащем Обществу здании, а также на положения ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 552 ГК РФ, не исключает из действий юридического лица состава административного правонарушения, поскольку п. 5.12 Договора аренды земельного участка, содержащий обязанность письменного уведомления Арендодателя земельного участка в течение 10 дней с момента регистрации сделки о совершенной сделке, не исполнен, изменения в договор аренды земельного участка, стороной по которому является ООО "Алтай", не внесены. Доказательств обратного материалы дела не содержат, к настоящей жалобе таковые не представлены.
При таких обстоятельствах действия ООО "Алтай" образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы, выводы должностного лица и суда первой инстанции о том, что Общество использует земельный участок с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных Договором аренды, основаны на фактических обстоятельствах дела.
Иные доводы жалобы подлежат отклонению как неподтвержденные материалами дела и направленные на переоценку исследованных судебными инстанциями доказательств и установленных обстоятельств дела.
Несогласие заявителя с толкованием судебными инстанциями норм КоАП г. Москвы и законодательства, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения положений КоАП РФ и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и судебного решения.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "Алтай" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Алтай" к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. N 1959-ЗУ/9054924-20 от 10.08.2020, решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 11.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст. 6.7 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношение ООО "АЛТАЙ" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "АЛТАЙ" фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.