Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио на постановление судьи Тверского районного суда адрес от 20 мая 2021 года, которым ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма, УСТАНОВИЛ
01 апреля 2021 года начальником отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в отношении ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение мировому судье судебного участка N 423 адрес.
Определением мирового судьи судебного участка N 423 адрес от 22 апреля 2021 года дело направлено на рассмотрение по подведомственности в Тверской районный суд адрес.
Постановлением судьи Тверского районного суда адрес от 20 мая 2021 года ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы ссылается на то, что все проекты Корпорации РСЕ/РС (в том числе проект "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС") необходимо рассматривать как одно зарубежное средство массовой информации; по итогам рассмотрения дела N 05-0379/423/2021 мировым судьёй 01 марта 2021 года было вынесено постановление о назначении административного наказания ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" за совершение административного правонарушения в связи с выявлением признаков нарушения порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента и и/или учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, на веб-сайте проекта "Сибирь. Реалии" на адрес https://zen.yandex.ru/sibrealii. Указанным постановлением мирового судьи ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" привлечёно за то же самое нарушение формы указания, допущенное на том же самом веб-сайте, что и в настоящем деле - веб-страница на адрес https://zen.yandex.ru/sibrealii, что свидетельствует о том, что данные нарушения являются единым нарушением порядка деятельности иностранного средства массовой информации, признанного иностранным агентом, административная ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ. Положения приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 г..N 124 противоречат нормам Конституции Российской Федерации, Закону РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции": законодательство Российской Федерации не содержит требований к размеру шрифта, цвету шрифта Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д.
Исполнение требований к размеру шрифта, цвету Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д. препятствует получению сообщений и материалов проектов Корпорации РСЕ/РС, искажает суть и содержание сообщений, меняет их восприятие аудиторией; судья районного суда не мотивировал отказ в удовлетворении обоснованного ходатайства ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" о назначении административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ.
ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, при наличии заявления защитника фио, подавшего жалобу, удостоверенного 13 октября 2021 года нотариусом адрес фио, зарегистрированного в реестре за N 77/542-н/77-2021-3-1123 об отказе от полномочий по доверенности от 14 января 2021 года с реестровым N 77/52-н/77-2021-5-19, поступившего в Московский городской суд 15 октября 2021 года, законный представитель, другой защитник в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода".
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ наступает за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
На основании ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1) в случае признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, организация распространения на адрес предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого иностранного средства массовой информации (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") осуществляется учрежденным им российским юридическим лицом.
В течение одного месяца со дня признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, такие лицо или структура учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Информация о российском юридическом лице, учрежденном иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента (далее - российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента), подлежит включению в реестр, указанный в части пятой статьи 6 настоящего Закона, либо исключению из данного реестра.
Российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента, с даты включения информации о нем в реестр, указанный в части пятой статьи 6 настоящего Закона, имеет права и несет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на адрес, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Форма указания, предусмотренного частью восьмой настоящей статьи, требования к размещению и порядок размещения такого указания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Распространение на адрес сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, не допускается.
Форма указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на адрес, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требования и порядок размещения такого указания утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23 сентября 2020 года N 124 (далее - приказ Роскомнадзора от 23.09.2020 г. N 124).
В соответствии с п. 1 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 г. N 124 сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на адрес (далее - иностранное средство массовой информации), должны сопровождаться следующим указанием: "Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" (далее - Указание).
Размер шрифта Указания в печатной продукции, на сайтах и (или) страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должен вдвое превышать размер текста сообщения (материала) иностранного средства массовой информации, созданного и (или) распространенного иностранным средством массовой информации (п. 4 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 г. N 124).
Цвет шрифта Указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором он размещается (п. 5 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 г. N 124).
На основании п. 11 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 г. N 124 указание подлежит размещению при распространении иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, предназначенной для неограниченного круга лиц печатной продукции, аудио-, аудиовизуальной продукции и иных сообщений и материалов, распространяемых в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указание подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала) (п. 12 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 г. N 124).
Как установлено судьей и следует из материалов дела, 02 марта 2021 года ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", находящееся по адресу: адрес, комната сумма, включенное в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 11 февраля 2020 года под номером 11, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на странице иностранного средства массовой информации "Сибирь. Реалии" включенного в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, 05 декабря 2017 года под номером 8, на адрес https://zen.yandex.ru/sibrealii допустило публикацию статей "Отданные в руки свирепому врагу отцы, матери и невинные дети". Репрессии в годы войны" (дата и время публикации: 02 марта 2021 года 09:00), "Я же знаю, что ты - шпион!" Судьба нобелевского лауреата и создателя водородной бомбы фио" (дата и время публикации: 01 марта 2021 года 09:00), в нарушение ч. 8 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1, без Указания, предусмотренного приказом Роскомнадзора от 23.09.2020 г. N 124 "Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента".
Действия ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" квалифицированы по ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью собранных по делу и исследованных судьёй районного суда доказательств: письмом заместителя руководителя Роскомнадзора от 24 февраля 2021 года N 04СВ-10176 с приложением; протоколом об административном правонарушении; скриншотом с сайта Минюста России; Уставом ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", в соответствии с п.2.1 ст.2 которого, данное общество создано с целью распространения на адрес, предназначенных для неограниченного круга лиц, сообщений и материалов иностранного средства массой информации, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода"; актом видеофиксации от 02 марта 2021 года c приложенным к нему СD-диском, а также иными материалами дела.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Довод жалобы о том, что постановлением мирового судьи от 01 марта 2021 года по делу N 05-0379/423/2021 ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" привлечено к административной ответственности за то же самое нарушение формы указания, допущенное на том же самом веб-сайте, что и в настоящем деле, является несостоятельным.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ, выражается в нарушении порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
В соответствии с ч. 8 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 и п. 12 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 г. N124 указание о том, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала).
Таким образом, из буквального толкования приведённых норм следует, что отсутствие в начале каждого распространённого для неограниченного круга лиц сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала) указания на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, образует в действиях указанных лиц состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ.
С учётом действующего правового регулирования размещение в разное время на одном информационном ресурсе иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, сообщений (материалов) без приведённого выше указания, а равным образом ссылка в материале, не имеющем указания, на статьи, опубликованные на иных информационных ресурсах также без указания, не может свидетельствовать о совершении лицом одного административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что законодательство Российской Федерации не содержит требований к размеру шрифта, цвету Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д, в связи с чем положения приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 г. N 124 противоречат Конституции Российской Федерации, Закону РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", является несостоятельным, поскольку данный Приказ издан во исполнение ч. 9 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1, для установления единообразных требований к Указанию, его форме, порядку размещения, в целях его беспрепятственного восприятия неограниченным кругом лиц, знакомящихся с печатными, марка автомобиля-, аудиовизуальными и иными сообщениями и материалами, распространёнными иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента. Вопреки утверждению заявителя, данный Приказ является действующим и обязательным для выполнения всеми субъектами, деятельность которых он регулирует, соблюдение требований к размеру шрифта, цвету Указания, месту его размещения не нарушает право граждан Российской Федерации на беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации, не ущемляет свободу массовой информации, поскольку наличие такого указания не влияет на содержание распространённого сообщения и материала, его форму и структуру, а лишь информирует читателя о лице, его распространившем.
ООО "Радио свободная Европа/Радио Свобода", являясь российским юридическим лицом, включенным в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Судьей суда первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте постановления суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Приведённые в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в значительном размере.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дел, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не сумма прописью.
Таким образом, законодатель, предусмотрев приведенные выше нормы КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, с учетом того, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Вопреки доводу жалобы, административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области порядка управления, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел и порядок рассмотрения дела соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Постановление судьи Тверского районного суда адрес от 20 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.