Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника Главного контрольного управления адрес на решение судьи Зюзинского районного суда адрес от 08.12.2020, которым отменено постановление заместителя начальника Управления контроля в сфере градостроительной политики, строительства и культурного населения, дорожного строительства и дорожно-транспортной инфраструктуры Главного контрольного управления адрес от 17.08.2020 N 78-27130/20 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.18.1 Закона адрес N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" в отношении Кузичева Евгения Александровича, производство по делу прекращено,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Управления контроля в сфере градостроительной политики, строительства и культурного населения, дорожного строительства и дорожно-транспортной инфраструктуры Главного контрольной управления адрес от 17.08.2020 N 78-27132/20 Кузичев Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП Москвы и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Зюзинского районного суда адрес от 08.12.2020 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с решением Зюзинского районного суда адрес, начальник Главного контрольного управления адрес обратился в Московский городской суд с жалобой, просит об отмене судебного решения, указывает на существенные нарушения судом процессуальных норм КоАП РФ.
Начальник Главного контрольного управления адрес в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Кузичев Е.А. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснение Кузичева Е.А, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 3.8.1 КоАП адрес предусмотрена административная ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов адрес, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории адрес, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
Согласно п.13.5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", регламенты об особенностях организации работы медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории адрес, в период действия режима повышенной готовности утверждаются Департаментом здравоохранения адрес.
Согласно п.12.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", граждане с наличием новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и совместно проживающие с ними лица в целях контроля за соблюдением режима самоизоляции (изоляции) на дому по назначению медицинских организаций государственной системы здравоохранения адрес или в соответствии с постановлениями санитарных врачей по назначению медицинских организаций обязаны применять технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения ("Социальный мониторинг"), в порядке, установленном Департаментом информационных технологий адрес.
Согласно п.9.3 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", граждане, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции, обязаны обеспечить самоизоляцию на дому на срок, указанный в пункте 9.2 настоящего указа, либо на срок, указанный в постановлениях санитарных врачей.
Согласно п.2.8 Порядка применения технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием мобильного приложения "Социальный мониторинг" утвержденного Распоряжением Департамента информационных технологий адрес от 29.04.2020 N 64-16-186/20, гражданин обязан осуществлять подтверждение соблюдения режима самоизоляции (изоляции) путем фотографирования лица на фронтальную камеру технического устройства с использованием сервисов мобильного приложения "Социальный мониторинг" не позднее одного часа с момента получения посредством мобильного приложения "Социальный мониторинг" уведомления (смс-уведомления) о необходимости такого подтверждения.
Пунктом 2.8.1 Порядка предусмотрено, что при подтверждении соблюдения самоизоляции (изоляции) путем фотографирования (пункт 2.8 Порядка) гражданин в том числе подтверждает факт совпадения своего местоположения в определенной геолокации на карте в мобильном приложении "Социальный мониторинг" с местоположением (адресом) дома, в котором гражданин находится на самоизоляции (изоляции).
Как следует из материалов дела, Кузичев Е.А. 08.08.2020 подписал добровольное согласие на получение медицинской помощи в амбулаторных условиях и соблюдения режима самоизоляции при лечении новой коронавирусной инфекции, согласно которому в течении 14 дней ему предписано не покидать жилое помещение, расположенное по адресу: адрес.
Основанием для привлечения Кузичева Е.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес послужил факт невыполнения им 10.08.2020 обязанности по соблюдению изоляции, так как он покинул жилое помещение, чем нарушил требования 12.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Действия Кузичева Е.А. квалифицированы по ч.2 ст.3.18.1 КоАП Москвы.
Основанием для привлечения Кузичева Е.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес, послужили материалы, полученные с применением технологий электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения.
В ходе рассмотрения дела по жалобе судья районного суда пришел к противоположному выводу, указав в решении о недоказанности вины Кузичева Е.А. состава вмененного правонарушения, в связи с чем, освободил его от административной ответственности. В обоснование выводов суд указал на то, что административным органом нарушен порядок привлечения гражданина к административной ответственности, так как протокол об административном правонарушении в отношении него не составлялся.
В обоснование своих выводов суд сослался на то, что используемая для фиксации предполагаемого правонарушения система технологий электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации не относится к техническим средствам автоматической видеофиксации правонарушения, в связи с чем оснований для применения упрощенного порядка привлечения Кузичева Е.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.3.18.1 КоАП РФ, без составления протокола об административном правонарушении, у должностного лица Главного контрольного управления адрес адрес не имелось.
Названные нарушения были признаны судьей районного суда существенными, влекущими отмену постановления должностного лица.
Не согласиться с таким выводом судьи оснований не имеется.
На основании ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
На основании ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершённые с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.
Порядок назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, применяется в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершённых с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средств фото- и киносъёмки, видеозаписи.
Родовым объектом административного правонарушения, предусмотренного, ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес, объективная сторона которого выражается в невыполнении гражданами требований нормативных правовых актов адрес, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории адрес, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области общественной безопасности. Указанное административное правонарушение не относится к правонарушениям в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации.
Приведённые данные указывают на то, что на административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП РФ, не распространяется порядок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ. При наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по названной норме лицо подлежит привлечению к административной ответственности в общем порядке с составлением протокола об административном правонарушении. При этом на основании ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ в таком случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Кроме того, на основании ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ для применения предусмотренного указанной нормой порядка административное правонарушение должно быть зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средств фото- и киносъёмки, видеозаписи.
В соответствии с разъяснением, содержащемся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию.
При этом технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений. В случае возникновения в ходе рассмотрения жалобы (протеста) на постановление о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающим в автоматическом режиме техническим средством, сомнений в корректности работы такого технического средства, в том числе в связи с доводами жалобы (протеста), судья вправе истребовать документы, содержащие указанные выше сведения.
С учетом этого, если правонарушение было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Объективные данные, указывающие на то, что технические устройства и (или) программное обеспечение, обеспечивающие технологию электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, являются техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, сертифицированными в качестве средства измерения, имеют действующее свидетельство о метрологической поверке и предназначены для фиксации административных правонарушений, отсутствуют.
Таким образом, приведенный в жалобе довод о соответствии приложения "Социальный мониторинг" требованиям, предъявляемым ст. 2.6.1, ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ к техническим средствам автоматической фото-видеофиксации противоречит вышеприведенным нормам права.
При таких обстоятельствах решение судьи Зюзинского районного суда адрес от 08.12.2020, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес в отношении Кузичева Е.А. является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Решение судьи Зюзинского районного суда адрес от 08.12.2020, которым отменено постановление заместителя начальника Управления контроля в сфере градостроительной политики, строительства и культурного населения, дорожного строительства и дорожно-транспортной инфраструктуры Главного контрольного управления адрес от 17.08.2020 N 78-27130/20 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.18.1 Закона адрес N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" в отношении Кузичева Евгения Александровича, производство по делу прекращено, оставить без изменения, жалобу начальника Главного контрольного управления адрес - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.