Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Кирюшкиной К.А., поданную на решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 12 июля 2021 года и постановление начальника ОВМ УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве от 04 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "СМУ-1 Метростроя",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** начальника ОВМ УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве от 04 февраля 2021 года ООО "СМУ-1 Метростроя" (далее также Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 12 июля 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Кирюшкина К.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе недоказанность привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности непосредственно ООО "СМУ-1 Метростроя"; допущенные должностным лицом процессуальные нарушения при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Законный представитель Общества в судебное заседание не явился, извещался о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, обеспечил явку защитника Кирюшкиной К.А, которая в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Кирюшкину К.А, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ административным правонарушением признается привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
В соответствии с п. 1 Примечания к ст. 18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
Согласно ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан патент это документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
На основании п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу п. 1 ст. 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ст. 16 Трудового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела в ходе проведенной 05 марта 2020 года по адресу: адрес сотрудниками ОМК ОВМ УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве проверки соблюдения требований миграционного законодательства установлен факт привлечения ООО "СМУ-1 Мосметростроя", в нарушение требований п. 1 ст. 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан, к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего на строительстве станции метро "Авиамоторная" Кожуховской линии гражданина адрес, не имеющего патента на осуществление трудовой деятельности.
Указанные действия ООО "СМУ-1 Мосметростроя" квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; копией распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки; протоколом осмотра территории; рапортами сотрудников полиции; фотоматериалом; копией приказа ООО "СМУ-1 Мосметростроя" о поручении работ; копией договора от 24 августа 2015 г. на выполнение строительно-монтажных работ с дополнением к нему; копией договора субподряда от 24 августа 2015 г. с дополнением к нему; ордерами на проведение земляных работ; графиками производства работ; письменными объяснениями представителя ООО "СМУ?12 Мосметростроя" фио, представителя ООО "Тоннель-2001", представителя адрес "УСР Мосметростроя" фио; копией постановления судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 06 марта 2020 г. о назначении административного наказания фио по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ; иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "СМУ-1 Мосметростроя" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Довод жалобы о недоказанности привлечения гражданина адрес к трудовой деятельности непосредственно ООО "СМУ-1 Мосметростроя" не может быть признан состоятельным как не нашедший своего объективного подтверждения имеющимися в деле доказательствами.
Так 24 августа 2015 г. между адрес (Заказчик - Генподрядчик) и ОАО "Мосметрострой" (Подрядчик) заключен договор N 213-0615-ЗП-1\Н на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по выносу инженерных коммуникаций и строительство перегонных тоннелей, включая инженерное обеспечение от камеры съездов ст. адрес до адрес, включая станционный комплекс "Авиамоторная" с комплексом притоннельных сооружений по объекту: "Кожуховская линия. 12 этап ст. адрес - адрес.
Согласно условиям названного договора Подрядчик обязался выполнить все работы по строительству Объекта собственными силами и силами привлеченных специализированных субподрядных организаций в срок, с учетом дополнительного соглашения, до 30 ноября 2020 г.
Также 24 августа 2015 г. между ОАО "Мосметрострой" (Подрядчик) и ООО"СМУ-1 Мосметростроя" (Субподрядчик) заключен договор субподряда N 2408\15-Подр-1, по которому Субподрядчик обязался выполнить вышеперечисленные работы в срок до 30 ноября 2020 г. собственными силами и силами привлеченных специализированных субподрядных организаций все работы по строительству Объекта.
При этом названным договором предусмотрена возможность Субподрядчика при исполнении договора субподряда привлечь субподрядные организации, предварительно согласовав их с Подрядчиком (п. 2.3). Субподрядчик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств со стороны субподрядчиков как за свои (п. 8.1.17).
Следует отметить, что в материалы дела не представлены полные версии договоров субподряда, заключенных между ООО "СМУ-1 Мосметростроя" и иными организациями, в связи с чем не представляется возможным определить варианты распределения ответственности между ними.
Таким образом, исходя из имеющихся в деле доказательств, ООО "СМУ-1 Мосметростроя" несет ответственность не только за качество выполняемых работ, но и за соблюдение установленных российским законодательством требований, в том числе миграционного законодательства, при проведении предусмотренных договором субподряда работ, как в части привлечения работников к выполнению работ собственными силами, так и привлеченными организациями.
С учетом названных обстоятельств, нахождение на территории строительного Объекта иностранного гражданина, выполняющего работы, предусмотренные договором субподряда N 2408\15-Подр-1, в отсутствии патента, свидетельствует о том, что ООО "СМУ-1 Мосметростроя" не осуществляло надлежащий контроль за соблюдением миграционного законодательства при привлечении работников к выполнению условий договора подряда.
Следовательно, ООО "СМУ-1 Мосметростроя" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы собранные по делу доказательства отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, добыты без нарушения процессуальных требований названного Кодекса, оснований для признания их недопустимыми по делу не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы не допущено.
Обстоятельств, которые в силу ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "СМУ-1 Мосметростроя" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей районного суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание ООО "СМУ-1 Мосметростроя" в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст.18.15 КоАП РФ. Оснований для признания его чрезмерно суровым не имеется, поскольку оно является минимально допустимым размером, предусмотренному санкцией ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, решил:
решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 12 июля 2021 года и постановление начальника ОВМ УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве от 04 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "СМУ-1 Метростроя" оставить без изменения, жалобу защитника Кирюшкиной К.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.