Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России Хабибова И.Г. на постановление судьи Савеловского районного суда адрес от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (далее - Учреждение), УСТАНОВИЛ
16 марта 2021 года советником отдела государственного надзора Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Постановлением судьи Савеловского районного суда адрес от 25 мая 2021 года ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России фио просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая что Учреждение субъектом административного правонарушения не является, поскольку не наделено собственником недвижимого имущества полномочиями в сфере содержания недвижимого имущества, предоставленного органам военного управления, войсковым частям и организациям Министерства обороны РФ.
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель, защитник в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что постановление судьи является законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлено, что нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N73-Ф3), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российском Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ) требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия.
Согласно ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия пользователь объекта обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии со статьей 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ является пользователем здания по адресу: адрес на праве оперативного управления, запись государственной регистрации права от 28 апреля 2012 г. N 77-77-12/010/2012-41. Объект принят под государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия "Дом Скакового общества, 1905 г, архитектор фио, интерьеры - художник фио" с утверждением границ его территории и предмета охраны. Мосгорнаследием проведены неоднократные мероприятие по контролю за исполнением предписаний от 22 августа 2018 г, от 15 апреля 2019 г, от 21 февраля 2020 г. По фактам неисполнения Организацией предписаний Мосгорнаследием возбуждались дела об административных правонарушениях.
В ходе проведения Мосгорнаследием мероприятия по контролю исполнения предписания N ПР-АТС-33/2020И от 21 февраля 2020 года, в соответствии с которым организация обязана провести работы, предусмотренные п. 1 раздела 5 АТС, в срок до 1 февраля 2021 года, а именно: на основании задания Мосгорнаследия на проведение работ по сохранению Объекта, выводов и рекомендаций инженерно-технического обследования разработать проектную документацию по сохранению Объекта и приспособлению помещений для современного использования и согласовать в установленном порядке, был установлен факт неисполнения указанного предписания.
Таким образом, в нарушение статей 47.2, 47.3 и 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73 - ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ как законный владельц объекта культурного наследия регионального значения - "Дом Скакового общества, 1905г, архитектор фио, интерьеры - художник фио"", расположенного по адресу: адрес, не представило в Мосгорнаследие разработанную на основании выводов и рекомендаций инженерно-технического обследования, проектную документацию по сохранению объекта и приспособлению помещений для современного использования.
Действия ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении N 16-62 АД 2021 от 16.03.2021 г.; актом технического состояния объекта от 08.12.2017 г.; предписанием от 25.01.2018 г.; отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору от 22.08.2018 г.; предписанием от 22.08.2018 г.; отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору от 15.04.2019 г.; предписанием от 15.04.2019 г.; отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору от 21.02.2020 г.; предписанием от 21.02.2020 г.; отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору от 11.03.2021 г.; предписанием от 11.03.2021 г.; служебной запиской от 05 марта 2021 г. и иными материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Учреждением, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области сохранения объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ состава вмененного административного правонарушения.
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Доводы жалобы о том, что Учреждение субъектом административного правонарушения не является, поскольку не наделено собственником недвижимого имущества полномочиями в сфере содержания недвижимого имущества, предоставленного органам военного управления, войсковым частям и организациям Министерства обороны РФ, несостоятельны.
Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 19 Устава ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ установлено, что основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.
Из пунктов 26, 27 Устава ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ следует, что имущество закрепляется за Учреждением, в том числе, на праве оперативного управления. Учреждение в отношении закрепленного за ним па праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.
Как усматривается из материалов настоящего дела, вышеуказанный объект культурного наследия федерального значения находится во владении у ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ на праве оперативного управления. Следовательно, ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ является субъектом указанного административного правонарушения.
Административное наказание ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ назначено судьей в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соответствует санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, по настоящему делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Савеловского районного суда адрес от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.