Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ Хабибова И.Г. на постановление судьи Савеловского районного суда адрес от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ (далее - Учреждение),
УСТАНОВИЛ:
31 марта 2021 года начальником отдела охраны объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения управления по охране и сохранению историко-культурного наследия адрес в отношении ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Постановлением судьи Савеловского районного суда адрес от 25 мая 2021 года ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ фио просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить со ссылкой на отсутствие состава вмененного административного правонарушения, так как Учреждение субъектом административного правонарушения не является, уставная деятельность Учреждения не предусматривает проведение таких работ.
В судебном заседании представитель ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ Медведкова Н.Н. жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержала.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ, прихожу к выводу о том, что постановление судьи является законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлено, что нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N73-Ф3), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российском Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу статьей 47.2, 47.3, 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан обеспечивать сохранность объекта, его поддержание в надлежащем техническом, санитарном, противопожарном состоянии и поддерживать в благоустроенном состоянии территорию объекта.
В соответствии со статьей 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
В нарушение статей 47.2, 47.3 и 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73 - ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 10.09.2019 N 1178 "Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка Федеральным государственным казенным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, как законным владельцем объекта культурного наследия регионального значения - адрес гарнизона" не поддерживается объект культурного наследия, входящий в состав ансамбля и расположенный по адресу: адрес, в надлежащем техническом и санитарном состоянии, а также не обеспечено размещение информационных надписей на объекте в установленном законом порядке.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ совершило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, при следующих обстоятельствах:
09 марта 2021 года сотрудниками отдела охраны объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения управления по охране и сохранению историко-культурного наследия адрес в рамках осуществления регионального государственного надзора проводилось мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения адрес гарнизона", находящегося по адресу: адрес, Калинина, д. 79, установлены факты нахождения указанного объекта в ненадлежащем техническом и санитарном состоянии, а также отсутствия на указанном объекте информационных надписей, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 N 1178 "Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка".
Объект культурного наследия регионального значения адрес гарнизона", находящийся по адресу: адрес, подлежит государственной охране в соответствии с постановлением администрации адрес от 27.12.2001 N 645 "Об отнесении объектов историко-культурного наследия на территории адрес к категории памятников архитектуры областного значения".
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18.12.2017 N135397-р указанный объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером: 321711291930005.
По состоянию на 09.03.2021 установлено, что объект культурного наследия регионального значения адрес гарнизона", находящийся по адресу: адрес (нежилое здание с кадастровым номером: 32:28:0032010:110 площадью 1091 кв. м находится в ненадлежащем техническом и санитарном состоянии, что выражено в: наличии растительности на кровле объекта; отслоении штукатурного слоя на основании железобетонной плиты на балконе на центральном фасаде объекта, а также следов намокания и ржавчины, от проступающей арматуры (угрозы к обрушению балкона), биопоражения; наличии многочисленных крупных трещин с расширением на 2-м этаже центрального фасада объекта, идущих от оконных проемов к карнизу, замазанных цементным раствором; наличии следов намокания, биопоражении на стенах центрального фасада объекта; наличии дефектов (коробление, трещины, гниение, щели в сопряжениях) оконных деревянных блоков, отслоения отделочного слоя в оконных проемах на центральном фасаде объекта; наличии многочисленной поросли со стороны дворовых фасадов, а также бытового мусора и строительных материалов на территории объекта; отсутствии отмостки со стороны дворового фасада; наличии деструкции кирпичной кладки и физического износа окрасочного слоя стен дворовых фасадов; наличии следов намокания стен дворовых фасадов в связи с дефектами водосточных труб (разрывы), биопоражений на стенах; отслоении штукатурного слоя на карнизах торцевого фасада объекта; наличии фрагментарного отслоения штукатурного слоя цокольной части объекта.
Дополнительно в состоянии объекта отмечается наличие на его фасаде и дверном блоке граффити, металлические обделки (отливы) в оконных проемах объекта подвержены коррозии. Кроме того, ввиду неисправного водоотвода водосточные стоки, атмосферные осадки с кровли поступают непосредственно к стенам объекта, что влечет намокание стен и деструкцию кирпичной кладки стен, способствует образованию биопоражения на стенах.
Кроме того, на объекте культурного наследия регионального значения адрес гарнизон" отсутствует информационная надпись, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 N 1178 "Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка".
Согласно данным ЕГРН вышеуказанный объект культурного наследия находится в собственности Российской Федерации и согласно записи государственной регистрации прав от 22.07.2002 N 32-1/28-23/2002-360 в оперативном управлении федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Брянская квартирно-эксплуатационная часть адрес обороны Российской Федерации, правопреемником которого является Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Действия ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом N 5/РО об административном правонарушении от 31.03.2021; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия N 15/РО от 09.03.2021; актом осмотра объекта культурного наследия регионального значения адрес гарнизона", расположенного по адресу: адрес от 09.03.2020; фототаблицей; выпиской из ЕГРН; паспортом объекта культурного наследия; приказом от 18.12.2017 N 135397-р о регистрации объекта культурного наследия регионального значения адрес гарнизона", I-я половина XIX в. (адрес) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; приказом от 26.11.2020 N 2-1/168 об утверждении охранного обязательства законного владельца объекта культурного наследия регионального значения адрес гарнизона" (адрес); охранным обязательством от 24.11.2020 N 581/РО; выпиской из ЕГРЮЛ, другими материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Учреждением, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области сохранения объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ состава вмененного административного правонарушения.
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Установленных законом оснований для назначения ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, не имеется.
Доводы представителя ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ о том, что Учреждение субъектом административного правонарушения не является, уставная деятельность Учреждения не предусматривает проведение таких работ, несостоятельны.
Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 12 Устава ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ установлено, что предметом и целями деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.
Из пунктов 28, 29 Устава ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ следует, что имущество закрепляется за Учреждением, в том числе, на праве оперативного управления. Учреждение в отношении закрепленного за ним па праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.
Как усматривается из материалов настоящего дела, вышеуказанный объект культурного наследия федерального значения находится во владении у ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ на праве оперативного управления. Следовательно, ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ является субъектом указанного административного правонарушения.
Административное наказание ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ назначено судьей в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соответствует санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, по настоящему делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Савеловского районного суда адрес от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ оставить без изменения, а жалобу защитника ФГКУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ Хабибова И.Г. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.