Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "ЭкоГрадСервис" адвоката фио на постановление судьи Черемушкинского районного суда адрес от 19 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "ЭкоГрадСервис", УСТАНОВИЛ
05 ноября 2020 года старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и адрес, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и адрес фио составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "ЭкоГрадСервис".
Протокол об административном правонарушении со всеми материалами дела передан на рассмотрение в Сергиево-Посадский городской суд адрес, определением судьи которого от 04 декабря 2020 года дело направлено для рассмотрения по подсудности в Черемушкинский районный суд адрес.
Постановлением судьи Черемушкинского районного суда адрес от 19 марта 2021 года ООО "ЭкоГрадСервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "ЭкоГрадСервис" адвокат фио ставит вопрос об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава вмененного правонарушения, указывая, что судья районного суда при рассмотрении дела не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и нарушил принцип презумпции невиновности, не учел допущенные административным органом нарушения порядка назначения и проведения экспертизы по делу об административном правонарушении, положив в основу вывода о виновности Общества недопустимые доказательства, не дал оценки доказательствам, представленным стороной защиты, свидетельствующим о том, что на дату проведения обследования граница временного складирования отходов не выходит за границы отведенного Обществу земельного участка; административное расследование в отношении ООО "ЭкоГрадСервис" проведено незаконно, под видом административного расследования Управлением Росприроднадзора фактически была проведена не согласованная с прокуратурой внеплановая проверка.
ООО "ЭкоГрадСервис" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель, защитник в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно п.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с пп. е) п.6 Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 г. N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" объект подлежит федеральному государственному экологическому надзору, если на объекте осуществляется деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно п.п.1, 3 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03.), при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в результате проверки обращения Общественной палаты адрес, поступившего в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и адрес (вх. N 25/17838 от 07.09.2020 г.), а также Администрации Сергиево-Посадского адрес (вх. N 24/17722 от 03.09.2020 г.) по вопросу возможных нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами в результате хозяйственной деятельности ООО "ЭкоГрадСервис", в рамках административного расследования установлено, что 02.11.2020 г. в 16 часов 00 минут по адресу: адрес ООО "ЭкоГрадСервис" допустило нарушение правил хранения при временном хранении (накоплении) отходов IV класса опасности (протокол испытаний N029.1-О от 15.10.2020г, расчет класса опасности отхода): отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, не укрыты брезентом, не оборудованы навесом, на земельных участках с кадастровыми номерами 50:05:0120127:12 и 50:05:0000000:77162/6. адрес навала 6246, 95 м 2. Площадь, за кадастровой границей, находящихся на земельном участке 50:05:0000000:77162/6 (земли лесного фонда с разрешенным видом использования для размещения объектов лесного фонда) - 384, 34 м 2 (экспертное заключение по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 16.10.2020 г. Nб/н), тем самым нарушив ст.1, 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ, п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.
Указанные действия ООО "ЭкоГрадСервис" квалифицированы по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, и виновность ООО "ЭкоГрадСервис" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: обращениями (вх. N 25/17838 от 07.09.2020 г, вх. N 24/17722 от 03.09.2020 г.); протоколом взятия проб и образцов N08-34/154 от 06.10.2020 г. с фототаблицей; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 1 от 12.10.2020 г. с фототаблицей; предписанием N08-36/496 от 05.11.2020 г.; протоколом об административном правонарушении N 08-33/451 от 05.11.2020 г.; протоколами испытаний, актами отбора проб, заключением по результатам проведения лабораторных исследований от 12.10.2020 г.; экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 16.10.2020 г.; копией материалов лицензионного дела и иными материалами дела.
Указанные доказательства судьей районного суда проверены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно применил положения законодательства, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления и законодательства об административных правонарушениях в Российской Федерации и пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях ООО "ЭкоГрадСервис" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства об отходах или о невозможности их соблюдения, в связи с чем оно обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что административное расследование в отношении ООО "ЭкоГрадСервис" проведено незаконно, под видом административного расследования Управлением Росприроднадзора фактически была проведена не согласованная с прокуратурой внеплановая проверка, является несостоятельным, поскольку материалами дела с достоверностью подтверждается, что вмененное Обществу в вину правонарушение выявлено не в рамках осуществления государственного контроля (надзора), а в результате проверки обращений, поступивших в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и адрес по вопросу возможных нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами в результате хозяйственной деятельности ООО "ЭкоГрадСервис", что явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и соответствует требованиям п.2 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о допущенных административным органом нарушения порядка назначения и проведения экспертизы по делу об административном правонарушении, не свидетельствует о недопустимости экспертного заключения от 16.10.2020 г, поскольку из материалов дела следует, что экспертиза по данному делу в порядке, предусмотренном ст.26.4 КоАП РФ не назначалась, а ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" было проведено исследование и обработка топографической съемки земельного участка с кадастровым номером: 50:05:0120127:12 для установления массы и объема размещенных отходов, координат мест сброса отходов с определением нарушений местоположения границ и параметров земельных участков по заявке Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и адрес N 08-25-1/9550 от 05.10.2020 г. в рамках административного расследования в отношении ООО "ЭкоГрадСервис".
Представленный стороной защиты в материалы дела Отчет кадастрового инженера ООО "ЭНКОТ" по определению границ части отвала складирования отходов на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0120127:12 по состоянию на 30 октября 2020 года не опровергает содержащийся в экспертном заключении от 16 октября 2020 года вывод о наличии навала отходов за кадастровой границей вышеуказанного земельного участка - на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0000000:77162/6 (земли лесного фонда с разрешенным видом использования для размещения объектов лесного фонда) на площади 384, 34 м 2.
Утверждение заявителя о том, что при рассмотрении дела и жалобы судья не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и нарушили принцип презумпции невиновности, не соответствуют действительности. Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "ЭкоГрадСервис" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено ООО "ЭкоГрадСервис" в пределах санкции ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом положений ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО "ЭкоГрадСервис" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Черемушкинского районного суда адрес от 19 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "ЭкоГрадСервис", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.